г. Москва |
|
30 июня 2022 г. |
Дело N А40-193868/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "Авто лидер": Бегунов А.Б. по решению от 08.10.2017, паспорту,
от Министерства транспорта Российской Федерации: Коновалов Д.В. по доверенности от 15.12.2021, удостоверению,
рассмотрев 29.06.2022 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Авто лидер"
на решение от 08 декабря 2021 года Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 28 февраля 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-193868/2021
по заявлению ООО "Авто лидер"
к Министерству транспорта Российской Федерации
об отмене решения о прекращении действия свидетельства,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Авто лидер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) об оспаривании решения о прекращении действия свидетельства МТРФ - 003845 на право осуществление пассажирских перевозок по регулярному межрегиональному маршруту Иваново - Шуя - Ковров.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Министерства возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Обществу отказано в приобщении в материалы дела дополнительных доводов к кассационной жалобе в отсутствие доказательств их направления в адрес всех участвующих в деле лиц, что противоречит порядку, установленному в пункте 3 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества и Министерства, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в ФБУ "Росавтотранс" из Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Ространснадзора поступили акты проверки, составленные в период с 21.06.2021 по 26.06.2021, устанавливающие факты невыполнения заявителем перевозок в отсутствие чрезвычайной ситуации более 5 рейсов подряд, предусмотренных расписаниями маршрута "АВ г. Иваново - ОП г. Ковров".
Во исполнение требований п. 8 ч. 1 ст. 29 Закона N 220-ФЗ Министерством транспорта Российской Федерации принято решение от 11.08.2021 N. К-25/1284-ВН о прекращении действия свидетельства на маршрут N 37.33.025 "АВ г. Иваново - ОП г. Ковров" и исключении данного маршрута из реестра маршрутов регулярных перевозок.
Отказывая в признании ненормативного акта незаконным, суды первой и апелляционной инстанций правомерно и обоснованно руководствовались следующим.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 3 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок определено как документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок отменяется в случае прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, которым является Минтранс России, принимает решение о прекращении действия свидетельства в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием.
Согласно ч. 6 ст. 2 Закона N 220-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, может быть принято решение о наделении подведомственного государственного учреждения отдельными полномочиями в целях осуществления функций по организации регулярных перевозок, возложенных Законом N 220-ФЗ на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043, надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.
В соответствии с п. 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Ространснадзор имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
В соответствии с п. 9 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.06.2018 N 237 "О наделении отдельными полномочиями федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" полномочия Минтранса России в части получения информации от органа государственного транспортного контроля осуществляет ФБУ "Агентство автомобильного транспорта.
Согласно ч. 1 ст. 29.1 Закона N 220-ФЗ, в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.1 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, принявшие в соответствии с ч. 1 статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ решение об изменении маршрута регулярных перевозок или о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, обязаны в день принятия такого решения уведомить об этом установившие данный маршрут уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления и владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута.
Согласно ч. 3 ст. 29.1 Закона N 220-ФЗ, если изменение маршрута регулярных перевозок осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, положения п. 8 ч. 1 ст. 29 Закона N 220-ФЗ к регулярным перевозкам по измененному маршруту регулярных перевозок не применяются.
Уведомление на основании ч. 2 ст. 29.1 Закона N 220-ФЗ от заявителя в Министерство транспорта Российской Федерации не поступало.
Поскольку заявителем не соблюдены требования положений ч. 1 и 2 ст. 29.1 Закона N 220-ФЗ, отсутствовали основания для применения положений ч. 3 ст. 29.1 Закона N 220-ФЗ.
Судами установлено, что заявления с принятыми решениями о сокращении количества рейсов общество направляло в ФБУ "Росавтотранс".
При этом суды отметили, что в соответствии с Уставом ФБУ "Росавтотранс", утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 28.05.2021 N ВС-104-р, Административным регламентом по представлению государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденного приказом Минтранса России от 26.12.2017 N 536, приказом Министерства трансепорта Российской Федерации от 20.06.2018 N 237 "О наделении отдельными полномочиями федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта", ФБУ "Росавтотранс" не наделено полномочиями по приему уведомлений, предусмотренных ч. 2 ст. 29.1 Закона N 220- ФЗ.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемого действия (бездействия) не допущено.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм процессуального и материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2022 года по делу N А40-193868/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что заявления с принятыми решениями о сокращении количества рейсов общество направляло в ФБУ "Росавтотранс".
При этом суды отметили, что в соответствии с Уставом ФБУ "Росавтотранс", утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 28.05.2021 N ВС-104-р, Административным регламентом по представлению государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденного приказом Минтранса России от 26.12.2017 N 536, приказом Министерства трансепорта Российской Федерации от 20.06.2018 N 237 "О наделении отдельными полномочиями федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта", ФБУ "Росавтотранс" не наделено полномочиями по приему уведомлений, предусмотренных ч. 2 ст. 29.1 Закона N 220- ФЗ.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2022 года по делу N А40-193868/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2022 г. N Ф05-12788/22 по делу N А40-193868/2021