г. Москва |
|
4 июля 2022 г. |
Дело N А40-162887/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Монтегрино" - Ерохов Д.Ю., представитель по доверенности от 25 ноября 2021 года;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве - Шелкова С.А., представитель по доверенности от 6 мая 2022 года;
от третьих лиц:
от общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Отрада Девелопмент" - Шуминская Н.А., представитель по доверенности от 26 января 2021 года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от индивидуального предпринимателя Шалимовой Анны Сергеевны - извещена, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации" - извещено, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "РС Проджект" в лице конкурсного управляющего Скворцова Александра Валентиновича - Громов Д.В., представитель по доверенности от 14 марта 2022 года;
рассмотрев 28 июня 2022 года в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Отрада Девелопмент" и общества с ограниченной ответственностью "РС Проджект" в лице конкурсного управляющего Скворцова Александра Валентиновича на решение от 11 ноября 2021 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 10 марта 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А40-162887/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монтегрино"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
третье лица: общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Отрада Девелопмент", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, индивидуальный предприниматель Шалимова Анна Сергеевна, общество с ограниченной ответственностью "Центр реализации", общество с ограниченной ответственностью "РС Проджект" в лице конкурсного управляющего Скворцова Александра Валентиновича
о признании незаконными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 года, удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Монтегрино" (далее - ООО "Монтегрино") о незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - антимонопольный орган, Московское УФАС России) от 9 июня 2021 года по делу N 077/07/00-9164/2021, от 22 июня 2021 года по делу N 077/07/00-10058/2021 и предписания от 9 июня 2021 года по делу N 077/07/00-9164/2021.
Не согласившись с выводами судов, общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Отрада Девелопмент" и общество с ограниченной ответственностью "РС Проджект" в лице конкурсного управляющего Скворцова Александра Валентиновича обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ООО Специализированный застройщик "Отрада Девелопмент" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "РС Проджект" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Московского УФАС России поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представитель ООО "Монтегрино" возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Кассационные жалобы рассмотрены в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решениями Московского УФАС России от 9 июня 2021 года по делу N 077/07/00-9164/2021, от 22 июня 2021 года по делу N 077/07/00-10058/2021, принятыми по результатам рассмотрения жалоб ООО СЗ "Отрада Девелопмент" и ИП Шалимовой А.С., в действиях ООО "Монтегрино" при проведении торгов по продаже имущества должника - ООО "РС Проджект" в рамках дела о банкротстве N А41-15767/19 (земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020218:260 и права аренды земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020218:1022) установлены нарушения публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов, выразившиеся в неправомерном отклонении заявок ООО СЗ "Отрада Девелопмент" и ИП Шалимовой А.С.
В целях устранения нарушенных прав по делу N 077/07/00-9164/2021 выдано предписание.
Не согласившись с решениями и предписанием, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды, руководствуясь положениями статьи 110 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пришли к выводу, что ООО "Монтегрино" обоснованно отклонило заявки ООО СЗ "Отрада Девелопмент" и ИП Шалимовой А.С., поскольку при внесении задатка ООО СЗ "Отрада Девелопмент" в наименовании платежа указан только предмет торгов, что не соответствует требованиям, предъявляемым к платежному поручению, а ИП Шалимовой А.С. в заявке допущена ошибка в фамилии.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); на территории Российской Федерации не допускаются экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2).
Исходя из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 2, 17, 18 и 45 (часть 1), в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2009 года N 11-П).
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума N 2), вышеуказанные нормы, определяющие принципы и сферу применения антимонопольного законодательства, должны учитываться судами при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.
Изложенное должно учитываться, в том числе, при толковании норм Закона о защите конкуренции, устанавливающих полномочия антимонопольных органов.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Приведенные нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.
Вместе с тем по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 постановления Пленума N 2.
Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Таковыми в силу законодательного установления признаются торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статья 8) и Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 2 статьи 1, пункт 2 части 2 статьи 3), согласно положениям которых обеспечение конкуренции прямо определено в качестве одной из целей проведения закупок.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В свою очередь, реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2022 года N 305-ЭС21-21247).
Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.
Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Между тем, несмотря на то, что данное толкование норм права судами учтено не было, но судебные акты приняты правильно в пользу организатора торгов, суд округа не усматривает оснований для их отмены или изменения, кроме как в мотивировочной части.
В свою очередь иные доводы общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Отрада Девелопмент" и общества с ограниченной ответственностью "РС Проджект" в лице конкурсного управляющего Скворцова Александра Валентиновича, приведенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2022 года по делу N А40-162887/21 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В свою очередь, реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2022 года N 305-ЭС21-21247)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2022 г. N Ф05-10135/22 по делу N А40-162887/2021