г. Москва |
|
11 июля 2022 г. |
Дело N А41-86807/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 11.07.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Госпитальинтенсив": Некрасова А.С. по доверенности от 25.10.2021, удостоверению;
от Шереметьевской таможни: Аксенов Е.В. по доверенности от 30.12.2021, паспорту;
рассмотрев 05.07.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Шереметьевской таможни
на решение от 18 января 2022 года Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 29 марта 2022 года Десятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А41-86807/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Госпитальинтенсив"
к Шереметьевской таможне
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Госпиталь-интенсив" (далее - ООО "Госпиталь-интенсив", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 13.09.2021 N 19-30/26414, об отказе в корректировке деклараций на товары и возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 414 170 рублей 19 копеек по ДТ NN 10005030/300421/0201808, 10005030/290621/0313170, обязании возвратить излишне уплаченную сумму таможенных платежей в размере 414 170 рублей 19 копеек, в том числе НДС в размере 299 450 рублей 24 копеек и таможенной пошлины в размере 114 719 рублей 95 копеек, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.01.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель таможни поддержал требования кассационной жалобы, а представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что обществом на территорию Российской Федерации ввезены следующие товары:
- эндоскопическое оборудование с принадлежностями: мобильная эндоскопическая стойка TESSYS (источник света с подключаемой видеокамерой, гибкий с силиконовым покрытием световод с интегрированным кабелем видеокамеры для подключения к базовому блоку, соединительный кабель, сетевой кабель, карта памяти USB, инструкция пользователя), не содержат радиочастотных и высокочастотных устройств, изготовитель компания "Joimax GmbH", код ОКПД-2 26.60.12.119, код ТН ВЭД 9018 90 200 0;
- принадлежности к шейверу эндоскопическому SHRILL: рабочая рукоятка с интегрированным кабелем, не содержат радиочастотных и высокочастотных устройств, изготовитель компания "Joimax GmbH", код ОКПД-2 32.50.50.190, код ТН ВЭД 9018 90 840 9;
* эндоскопическое оборудование с принадлежностями: мобильная эндоскопическая стойка TESSYS (ирригационная помпа для эндоскопических операций на позвоночнике и суставах JIFP 2000, сетевой кабель, инструкция пользователя), не содержат радиочастотных и высокочастотных устройств, изготовитель компания "Joimax GmbH", код ОКПД-2 26.60.12.119, код ТН ВЭД 9018 90 200 0;
* эндоскопическое оборудование с принадлежностями: мобильная эндоскопическая стойка TESSYS (соединительный кабель), не содержат радиочастотных и высокочастотных устройств, изготовитель компания "Joimax GmbH", код ОКПД-2 26.60.12.119, код ТН ВЭД 8544 42 900 7;
* эндоскопическое оборудование с принадлежностями: мобильная эндоскопическая стойка TESSYS (комплект одноразовых трубок для ирригационной помпы), не содержат радиочастотных и высокочастотных устройств, изготовитель компания "Joimax GmbH", код ОКПД-2 26.60.12.119, код ТН ВЭД 3917 32 000 9.
В целях таможенного оформления товара заявителем представлены ДТ N N 10005030/300421/0201808 (товары 1, 3), 10005030/290621/0313170 (товары 1, 3 и 4).
По указанным декларациям обществом уплачен 20 % НДС и таможенная пошлина по ставкам 3% / 12% / 6,5 %.
Полагая, что ввезенный товар подлежит освобождению от уплаты НДС и освобождению от уплаты таможенной пошлины, общество обратилось в таможню с заявлением о корректировке сведений в декларациях на товары (письмо от 20.07.2021 Исх. N 1/07).
В этот же день декларантом подано заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов (письмо от 20.07.2021 Исх. N 2/07).
Письмом от 13.09.2021 N 19-30/26414 во внесений изменений в декларацию на товары обществу отказано.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующими обстоятельствами.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с положениями статьей 66, 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченные таможенные пошлины, налоги подлежат возврату в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких налогов. При этом излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС, после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
Порядок рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей установлен статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Порядок) утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Как разъяснено в пунктах 29, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании). По смыслу данной нормы Закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей. Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений. Вместе с тем, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6, пунктом 3 статьи 49 ТК ЕАЭС, льготы по уплате НДС при ввозе товаров устанавливаются законодательством государств-членов ТС, действующим на дату регистрации таможенной декларации на товары.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезноортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Согласно ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" принадлежности к медицинскому изделию - предметы, самостоятельно не являющиеся медицинскими изделиями, и по целевому назначению применяемые совместно с медицинскими изделиями либо в их составе для того, чтобы медицинские изделия могли быть использованы в соответствии с целевым назначением.
Согласно разъяснениям Росздравнадзора, изложенным в Письме от 28.12.2016 N 01-63680/16, действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на составляющие его принадлежности. По мнению Росздравнадзора, поставка принадлежностей к медицинским изделиям должна сопровождаться информацией об их применении с конкретным медицинским изделием конкретного производителя.
Согласно Письму Росздравнадзора от 28.08.2007 N 04-16491/07 в регистрационном удостоверении (или в приложении к нему) может быть указан состав, комплект изделия и (или) принадлежности к нему. При указании в регистрационном удостоверении терминов "в составе" или "в комплекте" при таможенном оформлении должны быть представлены все указанные в регистрационном удостоверении (или приложении к регистрационному удостоверению) составляющие изделия медицинского назначения (изделия медицинской техники).
Во всех регистрационных удостоверениях на ввезенные товары указаны принадлежности к медицинским изделиям.
При указании в регистрационном удостоверении "с принадлежностями" в приложении к регистрационному удостоверению дается максимально возможный перечень принадлежностей к данному изделию (которые прошли все необходимые испытания, связанные с процедурой государственной регистрации изделий медицинского назначения).
Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие двух позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что общество (декларант) ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется. Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2018 N 301-КГ18-137. Таким образом, классификационный код принадлежностей к мобильной эндоскопической стойке не должен различаться с кодом ТН ВЭД основного товара.
В соответствии с Примечанием 1 для целей применения раздела 1 Перечня следует руководствоваться указанными в нем кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в установленном порядке.
Поскольку коды ОКП/ОКПД 2 ввезенных медицинских изделий, указанные в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, тождественны кодам, указанным в регистрационных удостоверениях на ввезенную продукцию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований у Шереметьевской таможни ограничивать права общества в получении льготы в виде освобождения от уплаты НДС.
Положениями ст. ст. 149, 150 НК РФ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 не предусмотрено предоставление льготы по уплате НДС исключительно при ввозе завершенного и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении.
Освобождение от налогообложения товаров согласно Постановлению Правительства от 30.09.2015 N 1042 осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинского изделия.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Вопреки мнению таможни, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением процессуальных требований. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 января 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2022 года по делу N А41-86807/21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Примечанием 1 для целей применения раздела 1 Перечня следует руководствоваться указанными в нем кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в установленном порядке.
Поскольку коды ОКП/ОКПД 2 ввезенных медицинских изделий, указанные в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, тождественны кодам, указанным в регистрационных удостоверениях на ввезенную продукцию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований у Шереметьевской таможни ограничивать права общества в получении льготы в виде освобождения от уплаты НДС.
Положениями ст. ст. 149, 150 НК РФ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 не предусмотрено предоставление льготы по уплате НДС исключительно при ввозе завершенного и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 июля 2022 г. N Ф05-15364/22 по делу N А41-86807/2021