город Москва |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А40-70143/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Красновой С.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от Правительства Москвы: Работягина Е.С., по доверенности от 02.11.2021
от Департамента городского имущества города Москвы: Работягина Е.С., по доверенности от 10.12.2021
от ИП Крыловой Софьи Григорьевны: Фурсина Е.В., по доверенности от 01.10.2021
от третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы: не явились, извещены
при рассмотрении 07 июля 2022 года в судебном заседании кассационной жалобы Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 29 октября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
постановление от 04 апреля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы к индивидуальному предпринимателю Крыловой Софье Григорьевне
о восстановлении положения, существующего до нарушения права,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы (далее - Правительство) и Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями с учетом заявленных уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Крыловой Софье Григорьевне (далее - ИП Крылова С.Г.) о признании здания площадью 1 029,6 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1011, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14 самовольной постройкой; об обязании ответчика в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести здание площадью 1 029,6 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1011, расположенное по адресу: г. Москва, ул Водников, д. 2, стр. 14, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением на ответчика расходов; о признании зарегистрированного права собственности ответчика на здание площадью 1 029,6 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1011, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14 отсутствующим; об обязании ответчика в месячный срок освободить земельные участки по адресу: г. Москва, ул. Водников, вл. 2, от здания площадью 1 029,6 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1011, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости города Москвы, осуществить мероприятия по сносу объекта с дальнейшим возложением на ответчика расходов; о признании здания площадью 1 039,2 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1008, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16, самовольной постройкой; об обязании ответчика в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести здание площадью 1 039,2 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1008, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением на ответчика расходов; о признании зарегистрированного права собственности ответчика на здание площадью 1 039,2 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1008, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16 отсутствующим; об обязании ответчика в месячный срок освободить земельные участки по адресу: г. Москва, ул. Водников, вл. 2, от здания площадью 1 039,2 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1008, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости города Москвы, осуществить мероприятия по сносу объекта с дальнейшим возложением на ответчика расходов; о признании здания площадью 859,6 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1012, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17 самовольной постройкой; об обязании ответчика в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести здание площадью 859,6 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1012, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением на ответчика расходов; о признании зарегистрированного права собственности ответчика на здание площадью 859,6 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1012, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17 отсутствующим; об обязании ответчика в месячный срок освободить земельные участки по адресу: г. Москва, ул. Водников, вл. 2, от здания площадью 859,6 кв. м с кадастровым номером 77:08:0006013:1012, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости города Москвы, осуществить мероприятия по сносу объекта с дальнейшим возложением на ответчика расходов.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2021 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2022 года решение Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2021 года оставлено без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Правительства и Департамента, которые просят вышеуказанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявители ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителей, судами ошибочно применен срок исковой давности; спорный объект отвечает признакам самовольной постройки, указанным в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявители указали на противоречивость и незаконность выводов дополнительной судебной экспертизы об отсутствии на спорном объекте угрозы жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента и Правительства поддержал доводы и требования своей кассационной жалобы. Представитель ИП Крыловой С.Г. по доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Правительства и Департамента к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей Департамента, Правительства, ИП Крыловой С.Г., проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция по недвижимости), в ходе проведения обследования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0006013:2 по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, выявлены объекты недвижимости, обладающий признаками самовольного строительства и размещенный без разрешительной документации. По указанному адресу расположены:
- двухэтажное с мансардным этажом кирпичное здание с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14;
- одноэтажное кирпичное здание с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16;
- трехэтажное кирпичное здание с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17.
Земельный участок с кадастровым номером 77:08:0006013:2 с адресным ориентиром: ул. Водников, вл. 2 площадью 15 892 кв. м, находится в собственности субъекта РФ - города Москвы (неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва на основании ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), действующих договоров аренды не имеется.
Ранее, указанный участок, был предоставлен договорами аренды:
- от 03.03.1997 N М-08-501082 СП "Моден" сроком действия по 26.08.1998 для эксплуатации предприятия по выпуску шерстяной ткани. Договор не действует;
- от 26.08.1998 N М-08-502243 ЗАО "Моден" сроком действия по 26.08.1999 для эксплуатации зданий предприятия по выпуску шерстяной пряжи. Договор не действует;
- от 26.10.2000 N М-08-503500 ЗАО "Моден" сроком действия по 24.07.2002 для эксплуатации производственных предприятий. Договор не действует;
- от 24.07.2002 N М-08-504650 ООО "Авангард" сроком действия по 18.10.2005 для эксплуатации производственных помещений. Договор не действует;
- от 18.10.2005 N М-08-506583 ООО "Авангард" сроком действия по 18.09.2007 для эксплуатации производственных помещений. Договор не действует;
- от 18.09.2007 N М-08-029868 ООО "Авангард" сроком действия по 18.10.2011 для эксплуатации производственных зданий. Договор не действует.
По данным ГБУ МосгорБТИ на участке учтено двенадцать строений, в том числе с адресными ориентирами: ул. Водников, д. 2, стр. 14; стр. 16; стр. 17.
Актом Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 09.07.2018 N 9088606/8 установлено, что здание с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14, возникло путем проведения реконструкции с увеличением площади с 773,2 кв. м до 1 029,6 кв. м.
Двухэтажное здание с указанной площадью поставлено на кадастровый учет за номером 77:08:0006013:1011, право собственности зарегистрировано за ответчиком, запись в ЕГРН от 04.07.2014 N 77-77-08/215/2014-140
Актом Госинспекции по недвижимости от 26.06.2018 N 9088736/1 установлено, что здание с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16, возникло путем проведения реконструкции с увеличением площади с 551,6 кв. м до 1 039,2 кв. м.
Указанное здание площадью 1 039,2 кв. м поставлено на государственный кадастровый учет за номером 77:08:0006013:1008, право собственности зарегистрировано за ответчиком, запись в ЕГРН от 04.07.2014 N 77-77-08/215/2014-141.
Актом Госинспекции по недвижимости от 09.06.2018 N 9088606/11 установлено, что здание с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17, возникло путем проведения реконструкции с увеличением площади с 634,5 кв. м до 859,6 кв. м.
Указанное здание поставлено на государственный кадастровый учет за номером 77:08:0006013:1012, право собственности зарегистрировано за ответчиком, запись в ЕГРН.
Спорные объекты включены в приложение 2 под номерами 1955, 1957, 1958 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Истцы ссылаются на то, что земельный участок для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся, разрешительная документация на строительство (реконструкцию) и на ввод объектов в эксплуатацию отсутствует.
В этой связи истцы полагают, что спорные строения, собственником которых является ответчик, отвечают признакам самовольной постройки, установленной ст. 222 Гражданского кодекса РФ, и просят спорные объекты признать самовольной постройкой и обязать ответчика снести самовольно возведенные объекты, зарегистрированное на самовольные строения право собственности признать отсутствующим.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком требования истцов не удовлетворены, последние обратились в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства судом было назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, согласно результатам которой, индивидуально-определенные признаки объекта (площадь, этажность, площадь застройки, объем) здания площадью 1 029,6 кв. м, с кадастровым номером: 77:08:0006013:1011, по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14, с даты введения объекта в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.12.2006 по настоящее время не изменились;
С даты введения объекта в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.12.2006 по настоящее время новых помещений на объекте по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14, не возникло. Отмечается, что как анализом представленной документации, так и произведенными натурными исследованиями, установить точную причину, по которой площадь здания, указанная в акте приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.12.2006 отличается от фактической площади не представляется возможным. При этом установлено, что разница в площади строения, не вызвана созданием новых помещений, а могла быть вызвана такими причинами как: погрешность измерений, неточностями разметок осей при строительстве, разной толщиной отделочного слоя стен помещений, разной методикой подсчета площади при проектировании и замерами проведенными техниками БТИ, которая могла быть связанна в частности с учетом площади мансардного этажа и т.п.
Приведение здания по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14, в первоначальное положение по состоянию на 26.12.2006, в первоначальное состояние не требуется.
Объемно-планировочные параметры здания по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14 изначально, по состоянию на 26.12.2006, не соответствовали специальным строительным нормам и правилам. В связи с тем, что при исследованиях по первому и второму вопросам установлено, что после 26.12.2006, новых помещений не возводилось, то с указанной даты отступлений от требований градостроительных и строительных норм и правил не допущено.
Здание в целом, по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Этажность и площадь застройки здания с кадастровым номером: 77:08:0006013:1008, по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16, с даты введения объекта в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.12.2006 по настоящее время не изменены. За счет устройства в помещении I цокольного этажа объекта, двух комнат, общая площадь объекта увеличилась на 2,4 кв. м, а строительный объем увеличился на 10 куб. м. На исследуемом объекте, так же изменена внутренняя планировка на первом и мансардном этаже здания, без устройства новых несущих конструкций.
В результате работ по изменению площади объекта по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16, за период с даты введения объекта в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.12.2006 по настоящее время, новых помещений не возникло. При этом, в помещении I цокольного этажа объекта, были устроены две комнаты общей площадью 2,4 кв. м.
Приведение здания по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16, в первоначальное положение по состоянию на 26.12.2006, технически возможно.
Объемно-планировочные параметры здания по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16 изначально, по состоянию на 26.12.2006, не соответствовали специальным строительным нормам и правилам. В результате работ по изменению площади объекта по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16, в период с даты введения объекта в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.12.2006 по настоящее время, за счет устройства двух комнат в помещении I цокольного этажа объекта, площадью 2,4 кв. м, отступлений от требований специальных норм и правил не допущено.
Дополнительно возведенные после 26.12.2006, две комнаты в помещении I цокольного этажа объекта, площадью 2,4 кв. м, не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Здание в целом, по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Индивидуально-определенные признаки объекта (площадь, этажность, площадь застройки, объем) здания площадью 859,6 кв. м, с кадастровым номером: 77:08:0006013:1012, по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17, с даты введения объекта в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.12.2006 по настоящее время не изменились.
С даты введения объекта в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.12.2006 по настоящее время новых помещений на объекте по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17, не возникло. Отмечается, что как анализом представленной документации, так и произведенными натурными исследованиями, установить точную причину, по которой площадь здания, указанная в акте приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.12.2006 отличается от фактической площади не представляется возможным. При этом установлено, что разница в площади строения, не вызвана созданием новых помещений, а могла быть вызвана такими причинами как: погрешность измерений, неточностями разметок осей при строительстве, разной толщиной отделочного слоя стен помещений, разной методикой подсчета площади при проектировании и замерами проведенными техниками БТИ, и т.п.
Приведение здания по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17, в первоначальное положение по состоянию на 26.12.2006, в первоначальное состояние не требуется.
Объемно-планировочные параметры здания по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17 изначально, по состоянию на 26.12.2006, не соответствовали специальным строительным нормам и правилам. В связи с тем, что при исследованиях по одиннадцатому и двенадцатому вопросам установлено, что после 26.12.2006, новых помещений не возводилось, то с указанной даты отступлений от требований градостроительных и строительных норм и правил не допущено.
Здание в целом, по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2021 года было назначено проведение дополнительной экспертизы, согласно результатам которой на момент проведения повторного осмотра объекта по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14, выявленные нарушения специальных норм и правил, изложенные на страницах 135 - 144 заключения экспертов от 12.01.2021 N 3773/19-3-20 по делу N А40-70143/20-97-410 устранены.
В настоящее время объект по адресу: по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14 соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и иным действующим нормам и правилам.
Объект по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 14, не создает угрозу жизни и здоровью граждан на дату проведения исследования.
На момент проведения повторного осмотра объекта по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16, выявленные нарушения специальных норм и правил, изложенные на страницах 162 - 171 заключения экспертов от 12.01.2021 N 3773/19-3-20 по делу N А40-70143/20-97-410 устранены.
В настоящее время объект по адресу: по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16 соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и иным действующим нормам и правилам.
Объект по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 16, не создает угрозу жизни и здоровью граждан на дату проведения исследования.
На момент проведения повторного осмотра объекта по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17, выявленные нарушения специальных норм и правил, изложенные на страницах 188 - 197 заключения экспертов от 12.01.2021 N 3773/19-3-20 по делу N А40-70143/20-97-410 устранены.
В настоящее время объект по адресу: по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17 соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и иным действующим нормам и правилам.
Объект по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 2, стр. 17, не создает угрозу жизни и здоровью граждан на дату проведения исследования.
Суды обеих инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, в том числе результаты проведенного экспертного исследования, включая результаты дополнительной судебной экспертизы, которые признаны судами надлежащими доказательствами по делу, руководствуясь положениями статей 130, 195-196, 199-200, 222, 263, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 28, 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", положение п. 2.2 Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, установив, что из дополнительного экспертного заключения следует, что все нарушения на момент исследования устранены, объекты соответствуют градостроительным и строительным нормам и правилам, не создают угрозы жизни и здоровью граждан, исходя из того, что право собственности в отношении каждого из указанных объектов недвижимого имущества было зарегистрировано не позднее 04.06.2014, то есть с указанной даты орган исполнительной власти должен был быть осведомлен о наличии спорных объектов, учитывая, что сведения о вышеуказанных объектах были внесены в постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819 29.05.2019, исковое заявление подано в мае 2020 года, то есть спустя год после актуализации перечня объектов недвижимого имущества, тогда как исковое заявление подано в суд в мае 2020 года, то есть за пределами срока исковой давности, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Довод кассационной жалобы, касающийся пропуска срока исковой давности, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и отклонен с указанием в судебном акте соответствующих мотивов.
Суд округа отмечает, что заключение эксперта, в том числе дополнительное, имеющееся в материалах дела, получило судебную оценку и правомерно принято судом как надлежащее и достоверное доказательство по настоящему делу, а несогласие с результатом экспертизы само по себе не свидетельствует о недостоверности заключения.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы, изложенные истцами, в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не опровергают выводы судов, основаны на ошибочном толковании закона, не подтверждены надлежащими доказательствами, и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, а фактически повторяют доводы, изложенные истцами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанции, получившие соответствующую правовую оценку судов двух инстанций и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и основанных на них выводов судов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие истцов с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2022 года по делу N А40-70143/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, в том числе результаты проведенного экспертного исследования, включая результаты дополнительной судебной экспертизы, которые признаны судами надлежащими доказательствами по делу, руководствуясь положениями статей 130, 195-196, 199-200, 222, 263, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 28, 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", положение п. 2.2 Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, установив, что из дополнительного экспертного заключения следует, что все нарушения на момент исследования устранены, объекты соответствуют градостроительным и строительным нормам и правилам, не создают угрозы жизни и здоровью граждан, исходя из того, что право собственности в отношении каждого из указанных объектов недвижимого имущества было зарегистрировано не позднее 04.06.2014, то есть с указанной даты орган исполнительной власти должен был быть осведомлен о наличии спорных объектов, учитывая, что сведения о вышеуказанных объектах были внесены в постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819 29.05.2019, исковое заявление подано в мае 2020 года, то есть спустя год после актуализации перечня объектов недвижимого имущества, тогда как исковое заявление подано в суд в мае 2020 года, то есть за пределами срока исковой давности, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2022 г. N Ф05-15619/22 по делу N А40-70143/2020