город Москва |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А41-44787/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 06 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Администрации Богородского городского округа
на решение от 23 декабря 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 15 марта 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-44787/21
по заявлению ИП Смирновой Т.В.
об оспаривании решения
к Администрации Богородского городского округа,
третье лицо: Минмособлимущество,
УСТАНОВИЛ:
ИП Смирнова Т.В. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Богородского городского округа (далее - администрация) о признании незаконным решения от 20.11.2020 N 2533 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" по заявлению N Р001-8870947907-39894472, об обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления ИП Смирновой Т.В. земельного участка, площадью 713 кв.м, по адресу: Московская область, Ногинский район, д. Молзино, ул. Советская, д. 101, и утвердить схему расположения земельного участка по заявлению N Р001-8870947907-39894472.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Минмособлимущество.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация Богородского городского округа обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 06.10.2020 предприниматель является собственником нежилого здания, площадью 115,6 кв.м, с кадастровым номером 50:16:0104004:2850 по адресу: Московская область, Ногинский район, д. Молзино, ул. Советская, д. 101.
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением N Р001-8870947907-39894472 о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под указанным зданием.
Решением от 20.11.2020 N 2533 администрация отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на то, что на испрашиваемом земельном участке здание магазина отсутствует.
Предприниматель, считая указанный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и список прилагаемых документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, к данному заявлению должны быть приложены соответствующие документы, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Такое решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В качестве основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность администрация сослалась на отсутствие, согласно акту осмотра, здания магазина на испрашиваемом земельном участке.
Суды правомерно заключили, что администрацией при принятии оспариваемого решения не было учтено следующее.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, который предусматривает последовательное совершение следующих действий:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с подпунктами 7, 8 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются в том числе, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав и цель использования земельного участка.
Таким образом, суды правомерно отметили, что по смыслу вышеприведенных норм предприниматель вправе определить вид права, на котором желает приобрести земельный участок, а также указать цель использования земельного участка для присвоения вида разрешенного использования.
Судами установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 06.10.2020 предприниматель является собственником нежилого здания, площадью 115,6 кв.м, с кадастровым номером 50:16:0104004:2850 по адресу: Московская область, Ногинский район, д. Молзино, ул. Советская, д. 101.
При этом право собственности предпринимателя на данный объект не оспорено.
Согласно заключению кадастрового инженера от 18.12.2020, здание с кадастровым номером 50:16:0104004:2850 находится в пределах образуемого земельного участка, площадью 713 кв.м, который в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (части территории) Богородского городского округа Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Богородского городского округа Московской области от 29.09.2020 N 401 (далее - Правила), расположен в многофункциональной общественно-деловой зоне О-1.
В соответствии со статьей 29 Правил, одним из основных видов разрешенного использования для многофункциональной общественно-деловой зоны О-1 является вид разрешенного использования - магазины. Предельные размеры земельных участков с видом разрешенного использования (магазины) составляют 450 кв.м (минимальный) и 10.000 кв.м (максимальный).
Таким образом, поскольку заявленный вид разрешенного использования - магазины, соответствует градостроительным регламентам применительно к территориальной зоне О-1 ПЗЗ Богородского городского округа, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприниматель вправе заявить цель использования земельного участка под магазины.
Также суды обоснованно отметили, что отсутствие у здания наименования "магазины" не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку в силу положений пункта 11 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вносится в кадастр недвижимости при наличии такого наименования.
Ссылка администрации на акт осмотра земельного участка обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку данный акт не подтверждает несоответствие фактического использования земельного участка и здания, расположенного на нем, установленному виду разрешенного использования, а лишь фиксирует, что на момент проведения проверки данное здание не использовалось.
Кроме того, суды правомерно заключили, что неиспользование здания и образуемого земельного участка под магазин также не являются законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Судами правомерно принято во внимание, что оспариваемое решение администрации в нарушение пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что приведенные администрацией в оспариваемом решении от 20.11.2020 основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не являются достаточными и обоснованными.
Доказательств, однозначно подтверждающих невозможность предварительного согласования предоставления земельного участка, администрацией судам не представлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2022 года по делу N А41-44787/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Богородского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 29 Правил, одним из основных видов разрешенного использования для многофункциональной общественно-деловой зоны О-1 является вид разрешенного использования - магазины. Предельные размеры земельных участков с видом разрешенного использования (магазины) составляют 450 кв.м (минимальный) и 10.000 кв.м (максимальный).
Таким образом, поскольку заявленный вид разрешенного использования - магазины, соответствует градостроительным регламентам применительно к территориальной зоне О-1 ПЗЗ Богородского городского округа, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприниматель вправе заявить цель использования земельного участка под магазины.
Также суды обоснованно отметили, что отсутствие у здания наименования "магазины" не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку в силу положений пункта 11 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вносится в кадастр недвижимости при наличии такого наименования.
...
Судами правомерно принято во внимание, что оспариваемое решение администрации в нарушение пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2022 г. N Ф05-14182/22 по делу N А41-44787/2021