г. Москва |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А40-158743/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 13.07.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "Медикэр":Чмырева О.А. по доверенности от 25.04.2022, паспорту,
от Управления федеральной антимонопольной службы по городу Москве: Семенова К.В. по доверенности от 24.05.2022, паспорту, Шелкова С.А, по доверенности от 06.05.2022, паспорту
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна": Казакова М.И. по доверенности от 30.12.2021, паспорту,
рассмотрев 29.06.2022, после перерыва 06.07.2022 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Медикэр" на решение от 17 декабря 2021 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 03 марта 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А40-158743/2021
по заявлению ООО "Медикэр"
к Управлению федеральной антимонопольной службы по городу Москве
об оспаривании Решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медикэр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве от 26.07.2021 по делу N 077/10/104-12810/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - управление) возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представитель учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, управления и учреждения, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, общество было признано победителем электронного аукциона N 0373100086921000240, инициированного учреждением (заказчик).
07.07.2021 учреждение разместило в единой информационной системе проект контракта, утвердив в спецификации к контракту цену с превышением предельной (реестровой) цены на лекарственный препарат торговое наименование АриоСэвен, включенный в ЖНВЛП.
Обществом был направлен протокол разногласий с ценой, не превышающей предельное (реестровое) значение. В ответ заказчик повторно разместил первоначальный проект контракта, согласившись с тем обстоятельством, указанная в спецификации цена является завышенной и нарушает правила ценообразования лекарственных препаратов, включенных в ЖНВЛП, однако сослался на возможность подписания дополнительного соглашения о снижении цены контракта уже после его заключения.
Во избежание заключения контракта с нарушением положений действующего законодательства общество не стало подписывать контракт и с целью защиты своих прав и законных интересов обратилось с жалобой в управление.
По результатам рассмотрения жалобы общества управление приняло решение от 19.07.2021 о признании ее необоснованной.
Учреждение (заказчик) 19.07.2021 разместило в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) протокол признания участника - общества уклонившимся от заключения контракта от 19.07.2021 N ППУ1 по электронному аукциону N 0373100086921000240.
После этого учреждением в управление было направлено обращение о включении сведений в отношении ООО "Медикэр" в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведенного электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (номер извещения 037100086921000240).
Решением Комиссии Управления от 26.07.2021 по делу N 077/10/104-12810/2021 сведения в отношении ООО "Медикэр" были включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Считая, что указанный ненормативный акт антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Медикэр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Полномочия антимонопольного органа, рассмотревшего дело и вынесшего оспариваемый ненормативный правовой акт, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд"
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов Заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.
При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В силу ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.
Размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа о учете полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Суды указали, что антимонопольный орган установил, что в нарушение требований ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе Победителем в установленные сроки не подписан проект контракта, а также не представлено обеспечение исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредставлении участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из правомерности вывода антимонопольного органа о том, что действия учреждения (Заказчика) в части признания ООО "Медикэр" уклонившимся от заключения контракта являются правомерными и соответствующими положениям Закона о контрактной системе.
Между тем, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2022 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-155381/2021 признан недействительным протокол признания участника (ООО "Медикэр") уклонившимся от заключения контракта от 19.07.2021.
При этом суд в мотивировочной части судебного акта указал, что учреждение 19.07.2021 не вправе было составлять протокол признания участника - общества уклонившимся от заключения контракта по электронному аукциону N 0373100086921000240. Этот протокол составлен заказчиком 19.07.2021 с нарушением императивных требований Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежал признанию судом недействительным.
Кроме того, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2022 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-173434/21 признанно незаконным решение Московского УФАС России от 19.07.2021 по делу N 077/10/106-12391/2021. При этом суд ссылался на установленный судами первой и апелляционной инстанции факт невозможности исполнения обществом контракта без нарушения закона на условиях его заключения, то есть несоответствие контракта на условиях, предложенных учреждением, статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Выводы арбитражных судов по делам N А40-155381/2021, А40-173434/21 переоценке в рамках настоящего дела не подлежат.
В связи с тем, что основанием для обращения учреждения в управление послужило как размещение в установленном порядке проекта контракта учреждением, условия которого исследованы судами при рассмотрении дела А40-173434/21, так и принятие протокола признания участника (ООО "Медикэр") уклонившимся от заключения контракта от 19.07.2021 и его размещение учреждением в установленном порядке, то, с учетом судебных актов Арбитражного суда Московского округа по делам N А40-155381/2021, А40-173434/21 оспариваемое решение управления принято с нарушением положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании оспариваемого акта незаконным и его отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы.
Согласно положениям статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят, в том числе, из государственной пошлины.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2022 года по делу N А40-158743/2021 - отменить.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по городу Москве от 26.07.2021 по делу N 077/10/104-12810/2021 признать незаконным.
Взыскать с Управления федеральной антимонопольной службы по городу Москве в пользу ООО "Медикэр" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Возвратить ООО "Медикэр" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 24.01.2022 N 16.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из правомерности вывода антимонопольного органа о том, что действия учреждения (Заказчика) в части признания ООО "Медикэр" уклонившимся от заключения контракта являются правомерными и соответствующими положениям Закона о контрактной системе.
Между тем, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2022 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-155381/2021 признан недействительным протокол признания участника (ООО "Медикэр") уклонившимся от заключения контракта от 19.07.2021.
При этом суд в мотивировочной части судебного акта указал, что учреждение 19.07.2021 не вправе было составлять протокол признания участника - общества уклонившимся от заключения контракта по электронному аукциону N 0373100086921000240. Этот протокол составлен заказчиком 19.07.2021 с нарушением императивных требований Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежал признанию судом недействительным.
Кроме того, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2022 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-173434/21 признанно незаконным решение Московского УФАС России от 19.07.2021 по делу N 077/10/106-12391/2021. При этом суд ссылался на установленный судами первой и апелляционной инстанции факт невозможности исполнения обществом контракта без нарушения закона на условиях его заключения, то есть несоответствие контракта на условиях, предложенных учреждением, статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2022 г. N Ф05-28389/21 по делу N А40-158743/2021
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-90084/2022
13.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28389/2021
03.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4546/2022
17.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-158743/2021
22.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28389/2021
28.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56702/2021
22.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55641/2021