город Москва |
|
20 июля 2022 г. |
Дело N А40-194529/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.,
судей: Кобылянского В.В., Нагорной А.Н.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Логистика Сервис" (ООО "Логистика Сервис") - Кузнецов Ю.А. по дов. от 30.11.2021,
от ответчика: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") - Сильвестров М.А. по дов. от 15.07.2022,
рассмотрев 18 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Логистика Сервис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2022 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2022 года
по иску ООО "Логистика Сервис"
к ОАО "РЖД"
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Логистика Сервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании с суммы реального ущерба в размере 1 350 452 руб. 71 коп., упущенной выгоды в связи с неполучением от арендатора арендных платежей в размере 480 972 руб., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 85 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022 по делу N А40-194529/2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
По делу N А40-194529/2021 поступила кассационная жалоба от ООО "Логистика Сервис", в которой заявитель просит отменить решение суда первой, постановление суда апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителям сторон их права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции сообщил, что от ООО "Логистика Сервис" поступили дополнения к кассационной жалобе, которые подлежат возврату, поскольку поданы за пределами срока на кассационное обжалование. В соответствии с ч. 1 ст. 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Поскольку указанные дополнения к кассационной жалоб представлены в электронном виде, то они стороне (ООО "Логистика Сервис") не возвращаются.
Суд кассационной инстанции сообщил, что от ОАО "РЖД" поступил отзыв на кассационную жалобу ООО "Логистика Сервис".
Отзыв приобщен к материалам дела, поскольку подан с соблюдением требований ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель ООО "Логистика Сервис" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "РЖД" по доводам кассационной жалобы возражал, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов; пояснил, что, по его мнению, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не основаны на нормах права, а направлены на переоценку обстоятельств и доказательств, представленных в материалы дела, что не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой инстанции, постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены указанных судебных актов.
В соответствии с п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 11, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований, привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу, о том, что образование спорных неисправностей не находится в прямой причинно-следственной связи с действиями перевозчика. При этом суды, руководствуясь положениями ст. ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации", в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", учитывая, что отсутствуют доказательства того, что ОАО "РЖД" при эксплуатации грузовых вагонов допустило какие-либо нарушения, которые могли привести к повреждению грузовых вагонов, пришли к выводу, что поскольку истец не привел доказательств того, что причиной образования соответствующих неисправностей явились действия ОАО "РЖД" (положениями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен принцип распределения бремени доказывания - обязанность представления доказательств в обоснование приводимых доводов, возложена на всех лиц, участвующих в деле), то и наличие прямой причинно-следственной связи между действиями перевозчика (ОАО "РЖД") и образованием неисправностей колесных пар в рамках настоящего дела истец не доказал (ни один из представленных истцом документов ни прямо, ни косвенно не указывает на то, что неисправности колесных пар возникли в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком), в связи с чем, в удовлетворении исковых требований отказали.
Судами соблюдены правила оценки доказательств, предусмотренные ст. ст. 9, 41, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для иной оценки приведенных выводов у суда кассационной инстанции не имеется, учитывая отсутствие полномочий по переоценке доказательств и установленных обстоятельств (ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы о неполном установлении судами значимых для дела обстоятельств опровергаются материалами дела. Довод заявителя кассационной жалобы - ООО "Логистика Сервис" о том, что суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей оценки по настоящему делу всем его доводам, подлежит отклонению. То обстоятельство, что в судебных актах не указаны какие-либо конкретные доказательства либо доводы не свидетельствует о том, что данные доказательства или доводы судами не были исследованы и оценены. Из решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке главы 7 (глава 7 "Доказательства и доказывание": ст. ст. 64-89) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судами были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судами не в пользу стороны, представившей эти доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны судов.
Доводы заявителя кассационной жалобы - ООО "Логистика Сервис", были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка с приведением в судебных актах - решении суда первой и постановлении суда апелляционной инстанций мотивов, основанных на материалах дела и законе; указанные доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, связаны с доказательственной стороной спора, повторяют доводы апелляционной жалобы, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на ином толковании норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений ст. ст. 273-291 главы 35 (глава 35 "Производство в суде кассационной инстанции") Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на судебную практику отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам спора; кроме того, в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств (вид выявленных неисправностей может относиться как к эксплуатационным, образовавшимся в процессе обычной эксплуатации колесных пар и являющимся результатом естественного износа, так и к технологическим, то есть связанным с нарушением перевозчиком правил перевозки, правил регулировки рычажной передачи, неправильным управлением тормозами локомотива; отнесение неисправностей подобного вида к эксплуатационным либо технологическим осуществляется в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из совокупности представленных доказательств с учетом обстоятельств выявления неисправностей, предшествующих этому событий, объективного состояния колесных пар на момент выявления). В рамках рассмотрения настоящего дела N А40-194529/2021, суды, отклоняя доводы ООО "Логистика Сервис" указали, что текущий ремонт проводился в вагоноремонтном депо Арзамас АО "ВРК-3" (в настоящее время - АО "ОМК Стальной путь"); в адрес данной организации был направлен запрос с целью получить сведения о характере неисправностей колесных пар; в материалы дела представлен ответ от 02.11.2021 N 1223, согласно которому выявленные "выщербины" колесных пар - это эксплуатационная неисправность, вызванная их естественным износом. Суд апелляционной инстанции также указал, что увеличение расстояния перевозки допущено по причинам, зависящим от истца (ООО "Логистика Сервис"), обязанного содержать свое имущество; технические неисправности вагонов возникли по причине естественного износа колесных пар (с учетом документально подтвержденного характера повреждений).
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая конституционно-правовой смысл данных норм - Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О) суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ООО "Логистика Сервис", а принятые по делу решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций считает законными и обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2022 года по делу N А40-194529/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистика Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Петрова |
Судьи |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на судебную практику отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам спора; кроме того, в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств (вид выявленных неисправностей может относиться как к эксплуатационным, образовавшимся в процессе обычной эксплуатации колесных пар и являющимся результатом естественного износа, так и к технологическим, то есть связанным с нарушением перевозчиком правил перевозки, правил регулировки рычажной передачи, неправильным управлением тормозами локомотива; отнесение неисправностей подобного вида к эксплуатационным либо технологическим осуществляется в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из совокупности представленных доказательств с учетом обстоятельств выявления неисправностей, предшествующих этому событий, объективного состояния колесных пар на момент выявления). В рамках рассмотрения настоящего дела N А40-194529/2021, суды, отклоняя доводы ООО "Логистика Сервис" указали, что текущий ремонт проводился в вагоноремонтном депо Арзамас АО "ВРК-3" (в настоящее время - АО "ОМК Стальной путь"); в адрес данной организации был направлен запрос с целью получить сведения о характере неисправностей колесных пар; в материалы дела представлен ответ от 02.11.2021 N 1223, согласно которому выявленные "выщербины" колесных пар - это эксплуатационная неисправность, вызванная их естественным износом. Суд апелляционной инстанции также указал, что увеличение расстояния перевозки допущено по причинам, зависящим от истца (ООО "Логистика Сервис"), обязанного содержать свое имущество; технические неисправности вагонов возникли по причине естественного износа колесных пар (с учетом документально подтвержденного характера повреждений).
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая конституционно-правовой смысл данных норм - Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О) суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ООО "Логистика Сервис", а принятые по делу решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций считает законными и обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2022 г. N Ф05-16336/22 по делу N А40-194529/2021