город Москва |
|
27 июля 2022 г. |
Дело N А40-219480/21-21-1678 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "СК Инжиниринг": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ОАТИ г. Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 21 июля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СК Инжиниринг"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 января 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2022 г.
по делу N А40-219480/21-21-1678
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Инжиниринг"
к Объединению административно-технических инспекций города Москвы
о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 21-51-А06-00927/01 от 09 сентября 2021 г. и решения от 23 сентября 2021 г. N 21-51-А06-00927/01,
УСТАНОВИЛ: 11 августа 2021 г. на основании поручения заместителя начальника Инспекции по контролю за благоустройством городских территорий Объединения административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ г. Москвы, административный орган) N 21-51-И03-3524 осуществлено обследование территории, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Пруд-Ключики, д. 3.
В ходе обследования территории должностными лицами ОАТИ г. Москвы установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "СК Инжиниринг" (далее - ООО "СК Инжиниринг", общество, заявитель) при производстве работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Пруд-Ключики, д. 3 производятся работы по использованию территории - установка строительных лесов без оформления соответствующего ордера (разрешения).
По результатам проверки составлен рапорт от 25 августа 2021 г. N 21-51-А06-00341, в котором зафиксированы нарушения пункта 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. N 299-ПП (далее - Правила), а также произведена фотосъемка.
На основании полученных данных 25 августа 2021 г. ОАТИ г. Москвы составлен протокол по делу об административном правонарушении N 21-51-А06-00927/01 и выдано предписание от 25 августа 2021 г. N 21-51-А06-00927/01 об устранении выявленных правонарушений.
09 сентября 2021 г. ОАТИ г. Москвы вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 21-51-А06-00927/01, которым ООО "СК Инжиниринг" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Указанное постановление было обжаловано обществом в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.
Решением ОАТИ г. Москвы от 23 сентября 2021 г. постановление от 09 сентября 2021 г. N 21-51-А06-00927/01 о назначении ООО "СК Инжиниринг" административного наказания изменено в части административного штрафа за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, административный штраф назначен в размере 400 000 руб.
Считая постановление по делу об административном правонарушении N 21-51-А06-00927/01 от 09 сентября 2021 г. и решение от 23 сентября 2021 г. незаконными, ООО "СК Инжиниринг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ОАТИ г. Москве об их отмене в части назначенного административного наказания.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 января 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "СК Инжиниринг" просит об отмене принятых судебных актов, указывая на наличие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности в связи с добровольным устранением нарушений.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с Положением об ОАТИ г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2009 г. N 960-ПП, ОАТИ является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в г. Москве с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений, контроль за соблюдением подрядными организациями г. Москвы правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий (ведомственный контроль), региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также аттракционной техники.
Постановлением Правительства Москвы от 06 июля 2016 г. N 387-ПП "О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве" утвержден Порядок осуществления систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве (далее - Порядок), который регулирует деятельность по организации и осуществлению систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов (элементов объектов) благоустройства в городе Москве, их соответствием требованиям, установленным Законом города Москвы от 30 апреля 2014 г. N 18 "О благоустройстве в городе Москве", иными законами города Москвы, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Москвы (далее - мониторинг).
Мониторинг осуществляется ОАТИ г. Москвы в форме обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с использованием государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных"; в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию, в том числе с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом.
При проведении мониторинга уполномоченные должностные лица Объединения устанавливают текущее состояние объектов (элементов объектов) благоустройства, их соответствие обязательным требованиям.
В ходе мониторинга выявляются и фиксируются факты нарушений обязательных требований.
Уполномоченными должностными лицами инспекции, осуществившими мониторинг, составляется рапорт о проведенном визуальном обследовании объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию с указанием в нем выявленных нарушений обязательных требований.
Нарушение обязательных требований фиксируется средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетными компьютерами, иными устройствами с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, указанными в утвержденном инспекцией перечне средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, используемых уполномоченными должностными лицами административного органа при осуществлении мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил, если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, далее - ордер (разрешение).
Если иное не установлено Правительством Москвы проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве при отсутствии ордера (разрешения), при истечении срока действия ордера (разрешения), с несоблюдением цели проведения работ, указанной в ордере (разрешении), не допускается и является основанием для привлечения к ответственности, установленной законодательством.
Действия, связанные с производством земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "СК Инжиниринг" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судами установлено, что обществом производятся работы на объекте по капитальному ремонту жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Пруд-Ключики, д. 3, при производстве которых последним осуществляется установка строительных лесов без оформления соответствующего ордера (разрешения).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "СК Инжиниринг" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ООО "СК Инжиниринг" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ суды не усмотрели, поскольку из материалов дела не следует наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды также не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 января 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2022 г. по делу N А40-219480/21-21-1678 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СК Инжиниринг" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "СК Инжиниринг" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ООО "СК Инжиниринг" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ суды не усмотрели, поскольку из материалов дела не следует наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды также не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2022 г. N Ф05-16784/22 по делу N А40-219480/2021