г. Москва |
|
29 июля 2022 г. |
Дело N А40-220527/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Федуловой Л.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Смарт Вэй": Алферов Е.И., по доверенности от 10.01.2022 N 10/01/2022
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: не явилось, извещено
при рассмотрении 26 июля 2022 года в судебном заседании кассационной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 31 января 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
постановление от 18 апреля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Смарт Вэй"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Смарт Вэй" (далее - ООО "Смарт Вэй", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), оформленного уведомлением от 12.07.2021 N КУВД-001/2021-12444115, об обязании Управления произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости (помещения) кадастровый номер объекта 77:03:0007006:15275, адрес: г. Москва, ул. Вешняковского, дом 12Д, стр. 1 на основании представленного в орган регистрации Заявления от 01.04.2021, регистрационный номер заявления N КУВД-001/2021-12444115, по техническому плану от 05.05.2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2022 года заявление ООО "Смарт Вэй" удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2022 года решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2022 года оставлено без изменения.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления, которое просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушение судом норм материального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает на правомерность отказа в осуществлении испрашиваемых действий, поскольку представленная в составе технического плана проектная документация содержит не полную информацию необходимую для осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Управления к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Смарт Вэй" возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения.
Надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства заинтересованное лицо явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Смарт Вэй" является уполномоченной организацией на подготовку технического плана для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Вешняковского, дом 12Д, стр. 1, нежилого помещения, кадастровый номер объекта 77:03:0007006:15275, площадь 81 кв. м (далее - объект).
Для осуществления кадастрового учета специалистом заявителя - кадастровым инженером Метальниковым К.А. был подготовлен технический план, который содержал информацию об изменении сведений об объекте в ЕГРН в связи с его перепланировкой.
Комплект документов для проведения государственного кадастрового учета объекта был подан на регистрацию 01.04.2021 с заявлением N КУВД-001/2021-12444115.
После рассмотрения указанного заявления Управление приняло решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Дополнительно был подан исправленный технический план от 05.05.2021.
Управлением принято решение об отказе государственного кадастрового учета от 12.07.2021 N КУВД-001/2021-12444115 на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В обоснование отказа в осуществлении кадастрового учета объекта регистрирующий орган указал, что в нарушение пункта 21 Приказа Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования) выявлены элементы подписи несоответствия проектной документации; в нарушении пункта 52 Требований условный знак "перегородка" не подтверждается сведениями проектной документации; согласованы не все виды произведенных работ по переустройству/перепланировке по монтажу и возведению комнаты 5а в помещении с кадастровым номером 77:03:0007006:15275.
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно системному толкованию статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 1, 14, 18, 21, 26, 27, 29, 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", принимая во внимание положения пунктов 21, 52 Требований, установив, что представленный на государственную регистрацию технический план соответствует Требованиям (все приложенные документы обеспечивают визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1; все чертежи и документы обеспечивают читаемость и выполнены в соответствии с законом; графа "Номер, тип этажа (этажей), на котором (которых) расположено помещение" заполнена в полном соответствии с Требованиями), пришли к выводу об удовлетворении заявления Общества, поскольку заявителем в Управление были представлены все предусмотренные законодательством документы, в связи с чем правовых оснований для отказа в государственном кадастровом учете у Управления не имелось.
При этом судами были проверены и отклонены доводы заинтересованного лица о том, что на объекте усматривается реконструкция, проведенная без разрешительной документации, поскольку не требуется получения разрешения на строительство, ввиду того, что согласно пункту 3.2 СНиП 31-06-2009 СП 118.13330.2012 антресоль не является этажом здания (антресоль не вносит изменение в существующие конфигурации несущих конструкций).
Кроме того судами отмечено что в нарушение положений пункта 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", в котором указано, что уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для отказа осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к отказу, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин отказа, Управление не указало точных причин и несоответствий представленных на государственную регистрацию документов.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона, не подтверждены надлежащими доказательствами, повторяют доводы, приводимые Управлением при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы заинтересованного лица основаны на несогласии с данной судом оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 278 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2022 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2022 года по делу N А40-220527/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
Л.В. Федулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 1, 14, 18, 21, 26, 27, 29, 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", принимая во внимание положения пунктов 21, 52 Требований, установив, что представленный на государственную регистрацию технический план соответствует Требованиям (все приложенные документы обеспечивают визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1; все чертежи и документы обеспечивают читаемость и выполнены в соответствии с законом; графа "Номер, тип этажа (этажей), на котором (которых) расположено помещение" заполнена в полном соответствии с Требованиями), пришли к выводу об удовлетворении заявления Общества, поскольку заявителем в Управление были представлены все предусмотренные законодательством документы, в связи с чем правовых оснований для отказа в государственном кадастровом учете у Управления не имелось.
При этом судами были проверены и отклонены доводы заинтересованного лица о том, что на объекте усматривается реконструкция, проведенная без разрешительной документации, поскольку не требуется получения разрешения на строительство, ввиду того, что согласно пункту 3.2 СНиП 31-06-2009 СП 118.13330.2012 антресоль не является этажом здания (антресоль не вносит изменение в существующие конфигурации несущих конструкций).
Кроме того судами отмечено что в нарушение положений пункта 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", в котором указано, что уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для отказа осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к отказу, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин отказа, Управление не указало точных причин и несоответствий представленных на государственную регистрацию документов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2022 г. N Ф05-17724/22 по делу N А40-220527/2021