г. Москва |
|
28 июля 2022 г. |
Дело N А40-179616/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 28.07.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Кольцовой Н.Н., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ПАО "ФСК ЕЭС") - Новицкая Н.В. по доверенности от 13.08.2021,
от Департамента городского имущества города Москвы - Белова А.А. по доверенности от 13.12.2021,
от Правительства Москвы - Белова А.А. по доверенности от 11.08.2021,
рассмотрев 21.07.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2022
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022,
по иску ПАО "ФСК ЕЭС"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.07.2018 по 30.06.2019 в размере 2 268 607 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.07.2018 по 20.07.2021 в размере 360 748 руб. 03 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.07.2021 по день фактической оплаты суммы неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят решение от 17.01.2022 и постановление от 19.04.2022 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, не выяснили все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В Арбитражный суд Московского округа от Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы в электронном виде поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем онлайн-заседания (посредством веб-конференции). К ходатайству приложены электронные образы документов, удостоверяющие личность представителя, а также документы, подтверждающие полномочия представителя на участие в судебном заседании.
Исходя из необходимости соблюдения интересов участников процесса на судебную защиту, принимая во внимание наличие технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), Арбитражным судом Московского округа удовлетворено заявленное ходатайство.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ПАО "ФСК ЕЭС" возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, 08.02.2018 между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) и ПАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N И-07-001569, предметом которого является предоставление в пользование на условиях аренды для строительства объекта капитального строительства (градостроительного объекта) ПС 500 кв Очаково 3 (трех) земельных участков из состава земель населенных пунктов:
- с кадастровым номером 77:07:0012006:5255, площадью 13 733 кв. м, имеющий адресный ориентир: Москва, ул. Рябиновая, вл. 45А/1;
- с кадастровым номером 77:07:0012006:5256, площадью 365 кв. м, имеющий адресный ориентир: Москва, ул. Рябиновая, вл. 45А/2;
- с кадастровым номером 77:07:0012006:5257, площадью 162 кв. м, имеющий адресный ориентир: Москва, ул. Рябиновая, вл. 45А/3 и разрешенное использование: энергетика (6.7) (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (1.2.10)) (пункт 1.1 договора).
Согласно п. п. 2.1 и 2.2 договора он заключен сроком на 6 лет и вступает в силу с даты его регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Договор прошел государственную регистрацию 07.03.2018.
Соответственно, с учетом даты регистрации договор был заключен сроком с 07.03.2018 по 07.03.2024, но фактически земельные участки были переданы арендатору 08.02.2018.
На основании п. 3.3 договора размер ежегодной арендной платы, счет, на который она вносится, указаны в Приложении N 2 к договору, которое является составной и неотъемлемой частью договора.
В Приложении N 2 к договору "Арендная плата ФЛС N И-07-001569 в разделе 1 "Исходные данные для расчета ежегодной арендной платы" предусмотрено, что
- годовая арендная плата за первый, второй год (примечание от арендатора - за 2018, 2019 годы) аренды участка 1 составляет 2 575 883 руб. 02 коп.;
- годовая арендная плата за первый, второй год (примечание от арендатора - за 2018, 2019 годы) аренды участка 2 составляет 68 462 руб. 63 коп.;
- годовая арендная плата за первый, второй год (примечание от арендатора - за 2018, 2019 годы) аренды участка 3 составляет 30 383 руб. 15 коп.
В соответствии с п. 3.4 договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор (абзац 1). В случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор (абз. 2).
На основании п. 3.5 договора уведомление (п. 3.2 и п. 3.4) может быть направлено арендодателем арендатору почтовым отправлением с уведомлением о вручении или сделано арендодателем через средства массовой информации или размещено на официальном сайте арендодателя в сети Интернет неопределенному кругу лиц, обязательное для арендатора.
По условиям договора изменение размера арендной платы осуществляется на основании уведомления арендодателя об изменении размера арендной платы.
Согласно п. п. 3.1 и 3.2 договора и п. 2.1 Приложения N 2 к договору, расчетным периодом по договору является квартал. Арендная плата за землю уплачивается ежеквартально равными долями не позднее 5 числа первого месяца каждого отчетного квартала.
Таким образом, общая ежеквартальная арендная плата за период с 01.07.2018 по 30.06.2019 за три участка составляет 667 682 руб. 21 коп.
Истец уплатил по договору арендную плату за 3, 4, кварталы 2018 и 1, 2 кварталы 2019 на общую сумму 2 674 731 руб. 80 коп., что подтверждается платежными поручениями:
- от 04.07.2018 N 120559 в размере 668 682 руб. 95 коп. с назначением платежа "Арендная плата за землю за 3 квартал 2018 года ФЛС N И-07-001569 от 08.02.18. НДС не облагается.";
- от 04.10.2018 N 190294 размере 668 682 руб. 95 коп. с назначением платежа "Арендная плата за землю за 4 квартал 2018 года ФЛС N И-07-001569 от 08.02.18. НДС не облагается.";
- от 20.12.2018 N 252807 в размере 668 682 руб. 95 коп. с назначением платежа "Арендная плата за землю за 1 квартал 2019 года ФЛС N И-07-001569 от 08.02.18. НДС не облагается.";
- от 04.04.2019 N 54411 в размере 668 682 руб. 95 коп. с назначением платежа "Арендная плата за землю за 2 квартал 2019 года ФЛС N И-07-001569 от 08.02.18. НДС не облагается.".
То есть арендная плата должна рассчитываться, исходя из ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, но при этом не должна превышать предельной ставки установленной для города Москвы - 28,48 руб. за 1 кв. м в год. Иной расчет арендной платы противоречит действующему законодательству, следовательно, применению не подлежит.
С 01.03.2015 размер арендной платы подлежит определению с учетом норм права и в соответствии с Приказом N 507, принятым на основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, не должен превышать установленную для города федерального значения - Москвы - 28,48 руб. за 1 кв. м в год. 215 816 кв. м.
Годовая арендная плата 3 (трех) участков не должна превышать 406 124 руб. 80 коп. (= 14 260 (общая площадь 3 (трех) участков (= 13 733 кв. м (общая площадь участка 1) + 365 кв. м (общая площадь участка 2) + 162 кв. м (общая площадь участка 3) x 28,48 руб.).
Следовательно, за период с 01.07.2018 по 30.06.2019 размер арендной платы согласно вышеназванным нормам действующего законодательства составляет 406 124 руб. 80 коп., из которых:
- за 2018 год (за 3, 4 кварталы 2018) и 2019 год (1, 2 кварталы), 406 124 руб. 80 коп. (годовая ставка арендной платы): 4 квартала x 2 квартала =) 203 062 руб. 40 коп.; ежеквартальный размер арендной платы 101 531 руб. 20 коп.
Следовательно, по расчету истца сумма неосновательного обогащения по договору за период с 01.07.2018 по 30.06.2019 составляет 2 268 607 руб.
Указанные обстоятельства явились основаниями для обращения истца с настоящим иском в суд.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Исходя из содержания пункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации к названным объектам, в том числе относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами".
Согласно пункту 2 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 ставка арендной платы, установленная пунктом 1 настоящего Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков. Предельный размер ставки арендной платы для города Москвы согласно приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 составляет 28 руб. 48 коп. за кв. м.
Установив факт возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения, сумма переплаты арендной платой (неосновательного обогащения) по договору за период с 01.07.2018 по 30.06.2019 составляет 2 268 607 руб., суды первой и апелляционной инстанции в соответствии со статьями 8, 395, 421, 422, 607, 614, 1102, 1105, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 39.7, 49 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняли правильное решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Расчет арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения линий электропередач, трансформаторных подстанций, электроподстанций с 01.01.2019 производится в соответствии с Приказом N 507 исходя из ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, либо по предельной ставке, установленной данным Приказом в размере 28,48 руб. за кв. м.
Судами первой и апелляционной инстанций был проверен расчет арендной платы истца в соответствии с Приказом N 507 как из расчета 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков (как предусмотрено условиями договора), так и по предельной ставке, установленной действующим законодательством РФ, из расчета 28,48 руб. и сделан обоснованный вывод о том, что размер арендной платы в рассматриваемый период не должен был превышать 406 124,80 руб. Ввиду уплаты истцом арендной платы в большем размере, чем предусмотрено вышеуказанными нормативными актами, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.
Оспариваемые судебные акты соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной определением от 19.11.2019 N 305-ЭС19-14556 по делу N А40-272646/2018.
Доводы кассационной жалобы о том, что при принятии судебных актов судами необоснованно не было учтено, что размер арендной платы подлежал изменению арендодателем в одностороннем порядке на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды, ввиду чего арендная плата за спорный период подлежала уплате по предельной ставке с учетом ежегодного изменения размера уровня инфляции, о чем истец был проинформирован уведомлениями от 07.05.2019, 27.12.2019, 29.12.2020, подлежат отклонению.
К рассматриваемому в деле периоду с 01.07.2018 по 30.06.2019, может относиться только одно из уведомлений, на которое ссылаются ответчик и третье лицо - от 07.05.2019 (относящееся ко второму году действия договора). Однако, истец факт получения данного уведомления отрицал, обратил внимание суда, что оно составлено за пределами сроков уплаты арендной платы за рассматриваемый период, ввиду чего в любом случае не могло быть учтено при оплате арендных платежей за 1 и 2 кварталы 2019 года, а указанная в нем предельная ставка с учетом инфляции на 2019 год 44,18 руб. за кв. м ничем не обоснована, расчет предельной ставки с учетом коэффициента инфляции не был представлен.
Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" при утверждении характеристик федерального бюджета использован уровень инфляции, не превышающий 3,8 процента (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).
При этом предельная ставка, с использованием которой, как считает ответчик, должен быть определен размер арендной платы истца в 2019 году 44,18 руб. за кв. м по сравнению с предельной ставкой, установленной Приказом от 22.09.2011 N 507 в размере 28,48 руб. за кв. м., составляет 155% инфляции, что более чем в 40 раз превышает размер, установленный Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ. С учетом изложенного доводы возражений и представленный ответчиком и третьим лицом расчет арендной платы истца являются необоснованными и документально не подтвержденными, ввиду чего не могут быть приняты во внимание.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а сводятся к несогласию с позицией судов относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка при рассмотрении дела по существу.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу N А40-179616/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" при утверждении характеристик федерального бюджета использован уровень инфляции, не превышающий 3,8 процента (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года).
При этом предельная ставка, с использованием которой, как считает ответчик, должен быть определен размер арендной платы истца в 2019 году 44,18 руб. за кв. м по сравнению с предельной ставкой, установленной Приказом от 22.09.2011 N 507 в размере 28,48 руб. за кв. м., составляет 155% инфляции, что более чем в 40 раз превышает размер, установленный Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ. С учетом изложенного доводы возражений и представленный ответчиком и третьим лицом расчет арендной платы истца являются необоснованными и документально не подтвержденными, ввиду чего не могут быть приняты во внимание."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2022 г. N Ф05-13896/22 по делу N А40-179616/2021