• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2022 г. N Ф05-17015/22 по делу N А40-127722/2020

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"По мнению истца, решение ответчика об отмене государственной закупки N 0173200001420000260 на выполнение работ по капитальному ремонту здания - объекта здравоохранения в районе Марьина Роща города Москвы, является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, поскольку своими действиями заказчик нарушил положения Закона о контрактной системе и действующих нормативных актов; у ответчика отсутствовало право на отмену государственной закупки N 0173200001420000260 на выполнение работ по капитальному ремонту здания, являющегося объектом здравоохранения в районе Марьина Роща города Москвы; решение ответчика об отмене государственной закупки N 0173200001420000260 является недействительным, так как не соответствует законодательству Российской Федерации, не содержит даты, подписано неуполномоченным лицом.

Кроме того, истец полагает, что между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы (распространение коронавирусной инфекции 2019-nCoV) и решением об отмене государственной закупки N 0173200001420000260 отсутствует причинно-следственная связь, а также отсутствует добросовестное принятие заказчиком разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков, что делает решение заказчика об отмене незаконным и подлежащим отмене. Более того, истец указал, что действия заказчика, предшествующие принятию решения об отмене закупки, свидетельствуют о том, что решение об отмене закупки было принято заказчиком не в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, а напрямую зависело от воли ответчика.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается постановлением по делу. При этом суд в обжалуемом акте, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. N 417, правомерно исходил из нижеследующего.

Так, на территории города Москвы режим повышенной готовности был введен на основании Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ. Пунктом 20.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы. Также данные обстоятельства были признаны органами исполнительной власти в письмах Минпромторга России от 25.03.2020 г. N 20618/08; Минфина России от 19.03.2020 г. N 24-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности"; ФАС России от 18.03.2020 г. N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса"; памятка Роспотребнадзора "Коронавирус COVID-19: меры поддержки и защита потребителей в новых условиях". На этом основании ответчиком в соответствии с требованиями части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе на стадии подписания контракта было принято решение об отмене закупки с реестровым номером N 0173200001420000260 со ссылкой на возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

Так, в рассматриваемом случае суд в постановлении с учетом обстоятельств спора верно установил, что закупка была отменена в связи с осуществлением первоочередных мероприятий по подготовке объектов здравоохранения города Москвы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Как видно из адресного перечня объектов, на которые в 2020 году запланировано проведение работ по капитальному ремонту в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение) Приложение N 1 к Приказу Департамента капитального ремонта города Москвы "О внесении изменений в приказ Департамента капитального ремонта города Москвы N07-02-66/0 от 02.04.2020 г. (приложение N 1 к приказу от 11.02.2020 г. N 07-02-22-0) здание (городская больница) по адресу: города Москва, ул. Двинцев, д. 6, стр. 2, входит в перечень объектов капитального ремонта. Вместе с тем, согласно Приказа Департамента капитального ремонта города Москвы N 07-02-71/0 от 13.04.2020 г. "О внесении изменений в приказ Департамента капитального ремонта города Москвы от 11.02.2020 N07-02-22/0 вышеназванный объект исключен из адресного перечня объектов, на которые запланировано проведение капитального ремонта (Приложение N 1 к приказу Департамента капитального ремонта города Москвы от 13.04.2020 г. N07-02-71/0). ООО "СМУ-305" оспаривало данный приказ в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2021 г. по делу N А40-246553/2020 ООО "СМУ-305" было отказано в признании незаконным приказа Департамента капитального ремонта города Москвы от 13.04.2020 г. N07-02-71/0 в части исключения объекта здравоохранения в районе Марьина Роща города Москвы, расположенного по адресу: город Москва, ул. Двинцев, д. 6, стр. 2, из адресного перечня объектов, на которые в 2020 году запланировано проведение работ по капитальному ремонту в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)".

При этом в рамках указанного дела суд указал следующее. Применительно к части 1 статьи 36 "Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Согласно пункту 5.3 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", требовалось обеспечить готовность медицинских организаций, осуществляющих медицинскую помощь стационарно и амбулаторно, оказывающих скорую медицинскую помощь, к приему и оперативному оказанию медицинской помощи больным с респираторными симптомами, отбор биологического материала для исследования на новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV). Выполнение работ по капитальному ремонту в названном функционирующем медицинском учреждении, которое работает в круглосуточном режиме, а также в стационарных и амбулаторных условиях, как признали суды, являлось небезопасным для пациентов и медицинских работников в период распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). На основании данного приказа Департамента капитального ремонта города Москвы от 13.04.2020 N07-02-71/0 у ответчика были отозваны ранее доведенные лимиты бюджетных обязательств. При этом финансовое обеспечение деятельности ГКУ "УКРиС" осуществляется единственным учредителем и главным распорядителем денежных средств - Департаментом капитального ремонта города Москвы, за счет средств бюджета города Москвы и на основании бюджетной сметы. Согласно пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение. Подтверждением отведения лимитов бюджетных обязательств на 2020 год в связи с исключением из адресного перечня объекта по адресу: город Москва, ул. Двинцев, д. 6 стр. 2 (СМР (строительно-монтажные работы)), по которому ранее было запланировано проведение капитального ремонта учреждения здравоохранения в рамках реализации Государственной программы, является изданный Приказ от 13.04.2020 г. N07-02-71/0, выписка из лицевого счета N0381411000451128 получателя средств бюджета за 13.04.2020 г. (КБК 090902Б0308300243) и уведомление от 13.04.2020 г. главного распорядителя средств бюджета города Москвы об изменении лимитов бюджетных обязательств. При этом отсутствие денежных средств признается обстоятельством непреодолимой силы, если оно вызвано ограничительными мерами. К аналогичным выводам пришел в своем решении УФАС по городу Москве от 18.05.2020 г. по делу N077/06/57-8189/202, которым была подтверждена правомерность отмены закупочной процедуры, установлено наличие обстоятельств непреодолимой силы вследствие установленных ограничительных мер, а жалоба ООО "СМУ-305" на действия заказчика была признана необоснованной, поскольку закупка не относится к непрерывному циклу, выполнению неотложных работ в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения.

Таким образом, с учетом установленных по настоящему делу конкретных обстоятельств спора, характера объекта, в отношении которого проводилась закупочная процедура - медицинское учреждение, введение исполнительной властью Москвы ограничений в связи с распространением новой короновирусной инфекции, исключением спорного объекта из перечня объектов, подлежащих капитальному ремонту, а также отзыву бюджетного финансирования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии прямой причинно-следственной связи между изданием Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ и принятым решением ответчика об отмене закупки в виду обстоятельств непреодолимой силы, а поэтому пришел к правомерному выводу об отказе удовлетворении иска.

...

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2022 года по делу N А40-127722/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2022 г. N Ф05-17015/22 по делу N А40-127722/2020