город Москва |
|
01 августа 2022 г. |
Дело N А41-40737/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Ассоциации по управлению территорией "Юсупово Парк": Анисимова А.В. (дов. от 22.07.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства жилищной политики Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского округа Домодедово Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Лэндлоджик": не явились, извещены;
рассмотрев 26 июля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2022 г.,
по делу N А41-40737/21
по заявлению Ассоциации по управлению территорией "Юсупово Парк"
к Министерству жилищной политики Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Администрация городского округа Домодедово Московской области; общество с ограниченной ответственностью "Лэндлоджик",
УСТАНОВИЛ: Ассоциация но управлению территорией "Юсупово Парк" (далее - Ассоциация "Юсупово Парк", заявитель) осуществляет строительство объекта капитального строительства "Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры малоэтажной жилой застройки" по адресу: Московская обл., г. Домодедово, д. Юсупово (далее - объект) на основании разрешения на строительство от 27 июня 2013 г. N RU50308000-PCЮ/64, выданного Администрацией городского округа Домодедово Московской области.
Строительство объекта осуществляется в рамках реализации проекта малоэтажной жилой застройки с объектами социальной и инженерной инфраструктуры в г. Домодедово д. Юсупово на основании постановления Администрации городского округа Домодедово Московской области от 19 октября 2012 г. N 4759.
11 мая 2021 г. Ассоциация "Юсупово Парк" обратилась в Министерство жилищной политики Московской области (далее - Министерство) по вопросу выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию 1-го этапа строительства объекта, с приложением комплекта документов, установленных частью 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (регистрационный номер заявления N Р001-2110315707-45255784).
По результатам проверки представленных обществом документов Министерством было принято решение от 17 мая 2021 г. N 90941 об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (далее - услуга) на основании пунктов 13.2.5.1 и 13.2.5.3 Административного регламента Министерства жилищной политики Московской области по предоставлению государственной услуги, утвержденного распоряжением Министерства жилищной политики Московской области от 28 марта 2019 г. N 43 (далее - Административный регламент), в связи с непредоставлением заявителем документов, предусмотренных подп. "г" - "ж", "и", "к" пункта 10.2.1 Административного регламента (отсутствие сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) о праве пользования застройщиком земельными участками с кадастровыми номерами 50:28:0000000:54077 и 50:28:000000053779) и несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство (строительство осуществляется по иной проектной документации (отсутствует внесение изменений в разрешение на строительство от 27 июня 2013 г. N RU50308000-PCЮ/64 (построенный объект получил заключение органа государственного строительного надзора от 03 сентября 2019 N 07-12-063201-8-01 о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и откорректированной проектной документации, получившей положительные заключения экспертизы от 30 апреля 2013 г. N 50-1-4-0579-13, от 08 августа 2016 г. N 50-1-1-2-0702-16, выданные ГАУ МО "Московская областная государственная экспертиза).
Считая свои права нарушенными, Ассоциация "Юсупово Парк" обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству о признании указанного решения незаконным и обязании Министерство выдать разрешение на ввод в эксплуатацию 1-го этапа строительства объекта капитального строительства "Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры малоэтажной жилой застройки" по адресу: Московская обл., г. Домодедово, д. Юсупово, построенного на основании разрешения на строительство от 27 июня 2013 г. N RU50308000-PCЮ/64.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Домодедово Московской области и общество с ограниченной ответственностью "Лэндлоджик" (далее - ООО "Лэндлоджик").
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2021 г. по делу была назначена судебная экспертиза с целью определения соответствия внесенных в проектную документацию изменений положениям письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 сентября 2019 г. N 34072-ДВ/08 "О порядке подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Письмо N 34072-ДВ/08), проведение которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Экспертная компания "Аксиома" (далее - ООО "ЭК "Аксиона") Князеву Антону Алексеевичу (далее - Князев А.А.) и Мустафину Надиру Ринатовичу (далее - Мустафин Н.Р.)
На разрешение экспертов был поставлен следующий вопрос: внесены ли в проектную документацию при корректировке изменения, в результате которых возникли основания, указанные пунктами 9-10 Письма N 34072-ДВ/08, по которым необходимо внесение изменений в разрешение на строительство?
По результатам проведенного экспертного исследования было подготовлено экспертное заключение N 0001851-11/2021, в котором экспертами был сделан вывод о том, что внесенные изменения в проектную документацию при ее корректировке оснований, указанных в пунктах 9-10 Письма N 34072-ДВ/08, по которым необходимо внесение изменений в разрешение на строительство, не возникло.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2022 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства жилищной политики Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" по заявлению Ассоциации "Юсупово Парк" от 17 мая 2021 г. N 90941. Суд обязал Министерство жилищной политики Московской области в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда выдать разрешение на ввод в эксплуатацию 1-го этапа строительства объекта капитального строительства "Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры малоэтажной жилой застройки" по адресу: Московская обл., г. Домодедово, д. Юсупово, построенного на основании разрешения на строительство от 27 июня 2013 г. N RU50308000-PCЮ/64.
В кассационной жалобе Министерство просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Ассоциации "Юсупово Парк" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Ассоциации "Юсупово Парк", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Из части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство.
Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) разрешение на строительство; 4) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 5) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Орган обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
- отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;
- несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.
Распоряжением Минстроя Московской области от 07 июля 2017 г. N 239 "Об утверждении Административных регламентов Министерства строительного комплекса Московской области по предоставлению государственных услуг" утвержден Административный регламент предоставления Министерством строительного комплекса Московской области государственной услуги по выдаче (продлению) разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией) (далее - Административный регламент).
Пунктами 13.2.5.1 и 13.2.5.3 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство является непредоставление заявителем документов, предусмотренных подп. "г" - "ж", "и", "к" пунктами 10.2.1 Административного регламента (13.2.5.1) и несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство (13.2.5.3).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не основан на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию 1-го этапа строительства объекта.
Относительно непредоставления заявителем документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (отсутствие сведений в ЕГРН о праве пользования застройщиком земельными участками с кадастровыми номерами 50:28:0000000:54077 и 50:28:0000000:53779) судами установлено следующее.
Так, между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области (арендодатель) и ООО "Лэндлоджик" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 03 июня 2013 г. N 55-КИЗк/13, права по которому в дальнейшем были переданы Ассоциации "Юсупово Парк" на основании договора цессии от 14 июня 2013 г.
Предметом договора является аренда двух земельных участков суммарной площадью 160 кв.м для строительства коллектора очищенных сточных вод в соответствии с постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 08 октября 2012 г. N 4498, в том числе площадью 80 кв.м по адресу: Московская обл., г. Домодедово, д. Юсупово, и 80 кв.м по адресу: Московская обл., г. Домодедово, с. Константиново.
Местоположение и границы земельных участков для строительства коллектора очищенных сточных вод установлены актом выбора земельного участка от 02 августа 2012 г., который был согласован заинтересованными структурными подразделениями администрации и утвержден постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 12 сентября 2012 г. N 4115.
Срок действия договора аренды установлен с 03 июня 2013 г. на период строительства.
Согласно выпискам из ЕГРН 26 мая 2021 г. N 99/2021/394660677 и N 99/2021/394659060 земельные участки с кадастровыми номерами 50:28:0000000:53779 и 50:28:0000000:54077, в состав которых входят арендованные Ассоциацией "Юсупово Парк" земельные участки, были поставлены на кадастровый учет 01 марта 2017 г. и 17 июля 2017 г. соответственно, т.е. после предоставления частей этих земельных участков заявителю, в настоящее время права на земельные участки в ЕГРН не зарегистрированы.
Согласно заключению кадастрового инженера Романовой Е.Ю. от 19 июля 2021 г. земельные участки площадью 160 кв.м, предоставленные в 2013 году в аренду Ассоциации "Юсупово Парк" для строительства коллектора очищенных сточных вод, располагаются в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0000000:53779 и 50:28:0000000:54077, их местоположение и границы идентифицированы кадастровым инженером картографическим методом с использованием планшетов ВИСХАГИ М 1:10000 и сведений ФГИС ЕГРН.
Из письма Администрации городского округа Домодедово Московской области (арендодатель) от 16 июня 2020 г. N 107Ин-2123 следует, что договор на аренду земельного участка от 03 июня 2013 г. N 55-КИЗк/13 является действующим, стороны продолжают исполнение по нему обязательств.
Таким образом, Ассоциация "Юсупово Парк" владеет на праве аренды частями земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0000000:53779 и 50:28:0000000:54077 площадью по 80 кв.м (суммарно 160 кв.м), при этом государственная регистрация права аренды в ЕГРН не требуется.
Судами также указано на то, что права заявителя на коллектор очищенных сточных вод как на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:28:0000000:51654, со степенью готовности 99%, зарегистрированы в ЕГРН 13 мая 2016 г. (запись регистрации N 50-50/02850/028/001/2016-3609/1), в связи с чем заявитель как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, имеет право пользования земельным участком.
При этом в отношении соседних земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050421:17 и 50:28:0050208:10, на которых располагается оставшаяся часть коллектора очищенных сточных вод, постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 02 июня 2020 г. N 1039 установлен публичный сервитут в целях размещения инженерного сооружения, границы которого внесены в ЕГРН в виде зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) под реестровым номером 50:28-6.406.
Что касается указания Министерства в оспариваемом отказе на то, что строительство осуществлялось по иной проектной документации, измененной после выдачи разрешения на строительство, то само по себе изменение проектной документации не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на июнь 2016 года) отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 г. N 145 (в редакции, действовавшей на июнь 2016 года), проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
В силу пункта 38 указанного Положения проектная документация не может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Изменения в проектную документацию были внесены заявителем в установленном законодательством порядке и получили положительное экспертное заключение государственной экспертизы от 30 апреля 2013 г. N 50-14-0579-13.
Скорректированная проектная документация получила повторное положительное экспертное заключение государственной экспертизы от 08 июня 2016 г. N 50-11-2-0702-16, согласно которой корректировка проектной документации связана с заменой технологического оборудования на аналогичное, предусматривает замену марки очистных сооружений бытовых стоков (без изменения производительности - 500 м3/сут) на очистные сооружения заводского изготовления "Кристалл Bio" (Тверь-М), замену марки очистных сооружений дождевых стоков (без изменения производительности - 20 л/с) на очистные сооружения заводского изготовления "Кристалл Bio L", уточнение расхода дождевых стоков, изменение марки насосов.
В разрешении на строительство от 27 июня 2013 г. N RU50308000-PCЮ/64 указаны только мощностные и габаритно-планировочные характеристики подлежащих строительству объектов. В результате корректировки проектной документации было изменено только технологическое оборудование очистных сооружения без изменения его характеристик, указанных в разрешении на строительство. Марка очистных сооружений бытовых стоков, очистных сооружений ливневых стоков, марки насосов не указаны, указана только производительность очистных сооружений, которая при корректировке проектной документации не изменилась.
Параметры строящихся объектов, указанные в разрешении на строительство (протяженности, площади, производительность), в связи с корректировкой проектной документации не изменились.
Из содержания заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию следует, что технические параметры предъявленного к вводу в эксплуатацию 1-го этапа строительства объекта соответствуют разрешению на строительство (столбцы "По проекту" и "Фактически" таблицы "Сведения об объекте капитального строительства").
Соответствие объекта проектной документации и разрешению на строительство подтверждается заключением о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 03 сентября 2019 г. N 07-12-063201-8-01, выданным Главным управлением государственного строительного надзора Московской области.
При этом в разрешении отсутствует указание на какую-либо проектную документацию.
Судами также приняты во внимание выводы эксперта, содержащиеся в заключении, подготовленного в рамках настоящего дела, относительно отсутствия оснований, указанных в пунктах 9 - 10 Письма N 34072-ДВ/08, по которым необходимо внесение изменений в разрешение на строительство, а все изменения, внесенные в проектную документацию, соответствуют заданию на проектирование, откорректированная проектная документация прошла повторную государственную экспертизу, внесенные изменения соответствуют параметрам, указанным в разрешении на строительство.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что у Министерства не имелось оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию 1-го этапа строительства объекта.
Вывод судов основан на имеющихся в деле доказательствах и материалах проведенной в рамках настоящего дела судебной экспертизы.
Экспертное заключение соответствует требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражает все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, основано на материалах дела.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2022 г. по делу N А41-40737/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 г. N 145 (в редакции, действовавшей на июнь 2016 года), проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
...
Судами также приняты во внимание выводы эксперта, содержащиеся в заключении, подготовленного в рамках настоящего дела, относительно отсутствия оснований, указанных в пунктах 9 - 10 Письма N 34072-ДВ/08, по которым необходимо внесение изменений в разрешение на строительство, а все изменения, внесенные в проектную документацию, соответствуют заданию на проектирование, откорректированная проектная документация прошла повторную государственную экспертизу, внесенные изменения соответствуют параметрам, указанным в разрешении на строительство."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2022 г. N Ф05-16302/22 по делу N А41-40737/2021