город Москва |
|
01 августа 2022 г. |
Дело N А40-261739/20-97-1755 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "РЖД": Хребет О.С. (дов. от 11.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России": Гулько В.В. (дов. N 337 от 03.12.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области: не явились, извещены;
от третьего лица Жилищно-коммунальной службы N 8 (г. Самара) - филиала ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России": не явились, извещены;
рассмотрев 26 июля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России", Жилищно-коммунальной службы N 8 (г. Самара) - филиала ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2022 г.
по делу N А40-261739/20-97-1755
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области
об обязании прекратить сброс сточных вод на земельный участок и провести рекультивацию загрязненного земельного участка,
третье лицо: Жилищно-коммунальная служба N 8 (г. Самара) - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ: в связи с публикацией в средствах массовой информации о загрязнении сточными водами земель поселка Сенной Вольского района Саратовской области, открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - "РЖД", общество, истец) проведено обследование полосы отвода железной дороги на предмет установления источника загрязнения.
В ходе проведения обследования установлено, что сточные воды относятся к сточным водам, образующимся от хозяйственной деятельности, в связи с чем Дорожной производственной экологической лабораторией Центра охраны окружающей среды Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" отобраны пробы и проведены исследования сточной воды из водотока (протокол от 08 июля 2020 г. N 39В/с).
Загрязненный земельный участок площадью 640 кв.м является частью земельного участка с кадастровым номером 64:08:000000:2 (далее - земельный участок), находящегося в собственности Российской Федерации и переданного ОАО "РЖД" по договору аренды от 28 декабря 2004 г. N 393 под полосу отвода железной дороги.
Источником загрязнения вышеуказанного земельного участка являются стоки, образующиеся при эксплуатации объектов водоотведения военного городка и военной части N 58417.
Объекты водоотведения обслуживает Жилищно-коммунальная служба N 8 (г. Самара) - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЖСК N 8 (г. Самара) - филиала ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России").
При проведении 02 июля 2020 г. осмотра полосы отвода перегона Сенная-Казаковка 171 км, ПК 10, в присутствии сотрудников войсковой части 58417, выявлен несанкционированный сброс канализационных сточных вод в естественное русло суходола, поступающих с территории войсковой части 58417 (акт от 13 июля 2020 г.).
В совместных протоколах совещания от 24 июля 2020 г. и от 22 сентября 2020 г. с участием представителей Администрации Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, ОАО "РЖД", войсковой части N 58417 отражено, что источником загрязнения земель являются стоки, образующиеся при эксплуатации объектов военного городка (войсковой части) и сброс сточных вод прекращен быть не может.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "РЖД" в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области (далее - ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России") и Администрации Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) об обязании прекратить сброс сточных вод на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:2 полосы отвода железной дороги по ст. Сенная и провести рекультивацию загрязненного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЖСК N 8 (г. Самара) - филиала ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 24 июня 2021 г. по делу была назначена судебная экспертиза с целью определения принадлежности объекта водоотведения и принадлежности сточных вод, которым загрязняется земельный участок, проведение которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Норма" (далее - ООО "Норма") Лосевой Татьяне Анатольевне (далее - Лосева Т.А.), Преображенской Марии Николаевне (далее - Преображенская М.Н.), Сердюковой Ларисе Юрьевне (далее - Сердюкова Л.Ю.).
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
1. Определить источник загрязнения земельного участка площадью 640 кв.м с кадастровым номером 64:08:000000:2, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район?
2. Определить правообладателей (ЖСК N 8 (г. Самара) - филиала ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России" или Администрация) чьими объектами водоотведения и сточными водами загрязняется земельный участок площадью 640 кв.м с кадастровым номером 64:08:000000:2 расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район?
3. Определить объем и степень загрязнения земельного участка площадью 640 кв.м с кадастровым номером 64:08:000000:2, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район?
4. Определить способ, порядок и объем действий по рекультивации земельного участка площадью 640 кв.м с кадастровым номером 64:08:000000:2, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район?
По итогам проведения экспертизы экспертами ООО "Норма" подготовлено заключение N 11/2021-3, в котором экспертами сделаны следующие выводы по поставленным вопросам:
По первому вопросу экспертами указано на то, что источником загрязнения земельного участка площадью 640 кв.м с кадастровым номером 64:08:00000062, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, является водоотводящая система, собирающая сточные воды с объектов, находящихся на территории военного городка и военной части 58417, с последующим сбросом на рельеф местности без очистки.
По второму вопросу экспертами указано на то, что правообладателями объектов водоотведения и сточных вод, а именно: производственные объекты военной части и жилые дома, являются ЖКС N 8 (г. Самара), так как именно эта организация принимает сточные воды в соответствии с представленными договорами холодного водоснабжения и водоотведения на возмездной основе.
По третьему вопросу экспертами указано на то, что концентрация нефтепродуктов, обнаруженная в почве на земельном участке площадью 640 кв.м с кадастровым номером 64:08:000000:2, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, составляет в верхнем слое почвы 0-5 см - 15 900 млн-1, в слое почвы 5-20 см - 11 900 млн-1 (Единица системы СИ 1 млн-1 соответствует 1 мг/кг), данные взяты на основании Протокола испытаний проб почвы N ЗП/С от 21 июля 2020 года. Данное содержание загрязняющего вещества в почве соответствует 5 уровню загрязнения - "очень сильно". Объем загрязнения земельного участка определяется произведением площади загрязнения (Акт комиссионного осмотра полосы отвода от 29 сентября 2020 г.) на глубину отбора и равняется 128 куб.м.
По четвертому вопросу экспертами указано на то, что для принятия решений об объемах проведения рекультивационных работ необходимо проведение комплекса инженерных изысканий в целях уточнения глубины проникновения загрязняющих веществ.
Проект рекультивации загрязненного участка должен соответствовать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Постановление N 800).
Порядок ликвидации загрязненных земель регламентируется распоряжением ОАО "РЖД" от 20 марта 2020 г. N 633/р и Постановлением N 800.
Порядок ликвидации загрязнения земель включает в себя следующие этапы:
- выявление, определение объемов загрязнения, в том числе проведение необходимых обследований, инженерных изысканий (при необходимости);
- определение причины, виновных лиц в возникновении загрязнения;
- разработка и согласование плана ликвидации загрязнения;
- разработка проектно-сметной документации (ПСД) на выполнение работ по ликвидации загрязнения (при необходимости);
- экспертиза проектно-сметной (сметной) документации (в случае разработки ПСД);
- выполнение работ по ликвидации загрязнения;
- контроль выполнения и приемка выполненных работ после ликвидации загрязнения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2022 г., суд обязал ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России" прекратить сброс сточных вод на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:2 полосы отвода железной дороги по ст. Сенная и провести рекультивацию загрязненного земельного участка в сроки и порядке, предусмотренных Постановлением N 800. В удовлетворении требований к администрации отказано. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России", Жилищно-коммунальной службы N 8 (г. Самара) - филиала ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что требования истца не правомерны, так как загрязнение рельефа местности не осуществляется, поскольку сточные воды от жилого фонда п. Сенной Вольского района Саратовской области и от военного городка транспортируются по сетям водоотведения в канализационную насосную станцию (далее - КНС) и далее от КНС по трубопроводу поступают на оборудованные карты выпаривания, которые находятся на территории военного городка.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ОАО "РЖД" принял участие в онлайн-заседании, с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России" и ОАО "РЖД", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предксмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды).
В пункте 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды Федеральный установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что факт противоправности поведения ЖКС N 8 (г. Самара) - филиала ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России", его вина в причинении вреда почве относительно сброса сточных вод на земельный участок общества, предоставленный ему под полосу отвода железной дороги, подтверждены материалами дела.
Доказательств того, что загрязнение осуществлено иным лицом, не предоставлено.
Вывод судов основан на имеющихся в деле доказательствах и материалах проведенной в рамках настоящего дела судебной экспертизы.
Экспертное заключение соответствует требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражает все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, основано на материалах дела.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе приведены доводы о несогласии с экспертным заключением, проведенного в рамках настоящего дела.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку в настоящем случае суды исходили из того, что экспертное заключение соответствует требованиям закона, оно содержит развернутые ответы на поставленные судом вопросы.
Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
В части отказа в удовлетворении требований к администрации кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2022 г. по делу N А40-261739/20-97-1755 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России", Жилищно-коммунальной службы N 8 (г. Самара) - филиала ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды).
В пункте 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды Федеральный установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2022 г. N Ф05-16635/22 по делу N А40-261739/2020