г. Москва |
|
25 января 2024 г. |
Дело N А41-98659/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 25.01.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Анисимовой О.В.,
при участии в заседании:
от СПК "Колхоз Слободской": Финогенова Л.А. по доверенности от 09.01.2024, паспорту;
от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещён;
от Администрации городского округа Истра Московской области: не явился, извещён;
рассмотрев 24.01.2024 в судебном заседании кассационную жалобу СПК "Колхоз Слободской",
на решение от 19.06.2023 Арбитражного суда Московской области
на постановление от 20.09.2023 Десятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А41-98659/2022
по заявлению СПК "Колхоз Слободской"
к Управлению Росреестра по Московской области,
третье лицо: Администрация городского округа Истра Московской области,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз Слободской" (далее - заявитель, СПК "Колхоз Слободской", кооператив) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, управление) о признании незаконным уведомления от 14.10.2022 N КУВД-001/2022-43992813/1 об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости; об обязании внести сведения как о ранее учтенном объекте недвижимости и зарегистрировать право коллективно-долевой собственности кооператива в отношении земельного участка площадью 1459 га, расположенного: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл. Московская, район Истринский, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Истра Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.06.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя кооператива, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что кооператив обратился в управление с заявлением от 05.10.2022 N КУВД-001/2022-43992813 о включении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
При этом в качестве основания для включения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости заявителем было представлено на регистрацию постановление и.о. первого заместителя главы Администрации Истринского района N 1176/6 от 22.06.2001 "Об утверждении площадей, передаваемых СПК (колхоз) Слободской" в собственность, беесрочное пользование и выдаче свидетельства".
Управлением вынесено уведомление от 14.10.2022 N КУВД-001/2022-43992813/1 об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения кооператива в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В настоящее время порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Так статьей 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрена правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН (статья 21 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав определены в статье 14 Закона N 218-ФЗ.
Согласно статье 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
4) решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документов, указанных в частях 16 и 17 статьи 69.1 настоящего Федерального закона.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм - свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Судами установлено, что сведения о государственной регистрации прав в отношении спорного земельного участка отсутствуют, сведения о государственном кадастровом учете земельного участка, осуществленном в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", отсутствуют.
Суды отметили, что доказательств того, что спорный земельный участок в установленном порядке сформирован, и его границы на местности установлены, в материалы дела не представлено.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды указали, что представленное кооперативом постановление и.о. первого заместителя главы Администрации Истринского района N 1176/6 от 22.06.2001 "Об утверждении площадей, передаваемых СПК (колхоз) Слободской" в собственность, бессрочное пользование и выдаче свидетельства" выводы управления не опровергает.
Указанным постановлением N 1176/6 от 22.06.2001 и.о. первого заместителя главы Администрации Истринского района постановил утвердить площадь земель, передаваемых СПК (колхоз) "Слободской", бесплатно в коллективно-долевую собственность в количестве 1459 га, в т.ч. пашни - 1140 га, сенокосов - 54 га, пастбищ - 214 га, коллективных огородов 51 га, в бессрочное пользование - 82 га и выдать свидетельство на право коллективно-долевой собственности и бессрочного пользования землей общей площадью 1541 га.
При этом указанное постановление было вынесено в связи с повторной реорганизацией Колхоза "Путь к коммунизму".
Суды установили, что первоначально реорганизация была проведена на основании постановления Главы Администрации Истринского района Московской области от 31.05.1993 N 1248/10 с образованием АОЗТ "Племзавод "Слободской".
Пунктом 1 постановления Главы Администрации Истринского района Московской области от 28.02.1994 N 388/4 "Об утверждении площадей, передаваемых АО Племзаводу "Слободской" в собственность, бессрочное пользование и выдаче свидетельства" было закреплено: утвердить площадь земель, передаваемых АО Племзаводу "Слободской", бесплатно в коллективно-долевую собственность в количестве 1459 га, в т.ч. пашни - 1140 га, сенокосов - 54 га, пастбищ - 214 га, коллективных огородов 51 га, в бессрочное пользование - 82 га и выдать свидетельство на право коллективно долевой собственности и бессрочного пользования землей общей площадью 1541 га.
Суды указали, что решением Истринского горсуда Московской области от 03.11.2000 по делу N 23249/00, оставленным без изменения определением Мособлсуда, были признаны недействительными постановления Главы Администрации Истринского района Московской области N 1248/10 от 31.05.1993 и N 388/4 от 28.02.1994, Устав АОЗТ "Племзавод Слободской" и Свидетельство о реорганизации АОЗТ "Племзавод Слободской".
Суды установили, что были отменены правоустанавливающие документы, послужившие основанием для регистрации права собственности в отношении указанных земель колхоза.
Суды указали, что свидетельство на право коллективно-долевой собственности и бессрочного пользования землей на указанную площадь в соответствии с постановлением и.о. первого заместителя главы Администрации Истринского района N 1176/6 от 22.06.2001 кооперативом не представлено.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу, что отказ регистрирующего органа является законным и обоснованным.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.06.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 по делу N А41-98659/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Судами установлено, что сведения о государственной регистрации прав в отношении спорного земельного участка отсутствуют, сведения о государственном кадастровом учете земельного участка, осуществленном в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", отсутствуют.
...
решение Арбитражного суда Московской области от 19.06.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 по делу N А41-98659/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2024 г. N Ф05-33846/23 по делу N А41-98659/2022