г. Москва |
|
9 августа 2022 г. |
Дело N А41-27979/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 09.08.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз им. Тимирязева" - Зайчиковой Е.А. (представителя по доверенности от 24.11.2021),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Шаряфетдинова К.А. (представителя по доверенности от 25.01.2022),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Пирогово" - Дука А.Н. (представителя по доверенности от 17.04.2022),
рассмотрев 02.08.2022 в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Пирогово"
на решение от 10.12.2021
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 12.04.2022
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-27979/2021
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз им. Тимирязева"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании решений,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз им. Тимирязева" (далее также - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило признать незаконными решения об отказах в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования предприятием, выраженные в письмах от 22.03.2021 N КУВД-001/2020-27995264/2, КУВД-001/2020-27995266/2, КУВД-001/2020-27995260/2, КУВД-001/2020-27995261/2, КУВД-001/2020-27995259/2, КУВД-001/2020-27995262/2, КУВД-001/2020-27995267/2, КУВД-001/2020-27995268/2, КУВД-001/2020-27995263/2, КУВД-001/2020-27995265/2; обязать произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования предприятия на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0090221:348, 50:12:0080409:92, 50:12:0070320:5, 50:12:0070311:34, 50:12:0070320:6, 50:12:0000000:50497, 50:13:0000000:132, 50:12:0000000:30, 50:12:0070322:1, 50:12:0070107:633.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - агентство) и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.12.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, противоречия в выводах судов.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Пирогово" (далее также - АО "Агрофирма Пирогово", общество) как лицо, не участвовавшее в деле, также просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на принятие судами обжалуемых судебных актов о правах и обязанностях общества.
В судебном заседании представитель управления поддержал кассационные жалобы, представитель ООО "Агрофирма Пирогово" поддержал кассационную жалобу общества.
Представитель предприятия в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационных жалоб, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Агентство и министерство, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, в связи с чем кассационные жалобы рассмотрены с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей агентства и министерства.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и общества, обсудив доводы кассационных жалоб, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражные суды указали, что совхоз им. Тимирязева создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 09.03.1960.
Решением исполкома Мытищинского горсовета от 26.08.1981 N 966 "Об утверждении границ землепользования совхоза им. Тимирязева" утверждены границы землепользования совхоза им. Тимирязева на площади 4563 га и выдан государственный акт на право пользования землей серии А-1 N 049928.
Решением исполкома Мытищинского райсовета от 06.01.1987 данный земельный участок предоставлен совхозу им. Тимирязева в бессрочное и бесплатное пользование.
Указом Президента РСФСР от 27.01.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" установлено, что колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах.
В судебных актах по другим делам указано на последующее изъятие части земли у совхоза им. Тимирязева.
С учетом этого на основании постановления главы Мытищинского района от 21.01.1993 N 181 в связи с сохранением статуса предприятия совхозу им. Тимирязева перерегистрировано право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком общей площадью 3103 га и выдано свидетельство от 21.01.1993 N 30 на право бессрочного (постоянного) пользования на землю (площадью 3103 га).
На основании данных документов поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 3103 га с присвоением ему кадастрового номера 50:12:0000000:4.
Совхоз им. Тимирязева в соответствии с приказом Минсельхоза России от 13.09.2001 N 910 приобрел организационно-правовую форму и наименование предприятия.
Предприятие обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования предприятия на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0090221:348, 50:12:0080409:92, 50:12:0070320:5, 50:12:0070311:34, 50:12:0070320:6, 50:12:0000000:50497, 50:13:0000000:132, 50:12:0000000:30, 50:12:0070322:1, 50:12:0070107:633
Уведомлениями от 21.12.2020 N КУБ Д-001/2020-2799525 5/1, КУВД-001/2020-27995264/1 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:50497; N КУВ Д-001/2020-27995266/1, КУВ Д-001/2020-27995252/1 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:30; N КУВД-001/2020-27995253/1, КУВД-001/2020-27995260/1 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070320:6; N КУВД-001/2020-27995261/1, КУВД-001/2020-27995251/1 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070322:1; N КУВД-001/2020-27995256/1, КУВД-001/2020-27995259/1 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0000000:132; N КУВД-001/2020-27995257/1, КУВД-001/2020-27995262/1 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070311:34; КУВД-001/2020-27995254/1, КУВД-001/2020-27995267/1 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070107:633; NN КУВД-001/2020-27995249/1, КУВД-001/2020-27995268/1 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080409:92; NN КУВД-001/2020-27995250/1, КУВД-001/2020-27995263/1 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070320:5; N КУВД-001/2020-27995265/1, КУВД-001/2020-27995258/1 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090221:348, приостановлены действия по государственной регистрации прав в связи с тем, что из представленных правоустанавливающих документов не представляется невозможным идентифицировать объекты прав.
Уведомлениями от 22.03.2021 N КУВД-001/2020-27995255/2, КУВД-001/2020-27995264/2 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:50497; N КУВД-001/2020-27995266/2, КУВД-001/2020-27995252/2 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:30; N КУВД-001/2020-27995253/2, КУВД-001/2020-27995260/2 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070320:6; N КУВД-001/2020-27995261/2, КУВД-001/2020-27995251/2 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070322:1; N КУВ-001/2020-27995256/2, КУВД-001/2020-27995259/2 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0000000:132; N КУВД-01/2020-27995257/2, КУВД-001/2020-27995262/2 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070311:34; NN КУВД-001/2020-27995254/2, КУВД-001/2020-27995267/2 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070107:633; N КУВД-00/2020-27995249/2, КУВД-001/2020-27995268/2 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080409:92; N КУВД-01/2020-27995250/2, КУВД-001/2020-27995263/2 - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070320:5; N КУВД-001/202-27995265/2, КУВД-001/2020-27995258/ - в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090221:348, предприятию было отказано в регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного бессрочного пользования предприятия в связи с тем, что причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, устранены не были.
Не согласившись, предприятие оспорило данные отказы в судебном порядке.
Разрешая спор в пользу предприятия, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения статей 14, 21, 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ), статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о том, что предприятием был представлен полный пакет документов, позволяющий идентифицировать объекты права и произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Между тем, как следует из судебных актов и доводов лиц, участвующих в деле, в качестве основания для возникновения прав на земельные участки, заявленных к государственной регистрации, было указано постановление главы Мытищинского района от 21.01.1993 N 181 и выданное на его основании свидетельство в отношении в отношении земельного участка общей площадью 3103 га.
На основании данных документов поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:4 той же площадью - 3103 га.
Тем самым, площадь земельного участка, предоставленного постановлением главы Мытищинского района от 21.01.1993 N 181, и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4 совпадает.
Между тем суды по настоящему делу сделали вывод о том, что постановление главы Мытищинского района от 21.01.1993 N 181 (о предоставлении земли площадью 3103 га) является правоустанавливающим документом возникновения права ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" не только на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:4 (площадью 3103 га), но на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0070322:1 (площадью 10 000 кв. м.), 50:12:0000000:30 (площадью 18 642 кв. м.), 50:12:0070107:633 (площадью 3250 кв. м.).
Тем самым, данный вывод судов первой и апелляционной инстанций противоречит установленным обстоятельствам. Как утверждает управление, суммарная площадь земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:4, 50:12:0070322:1, 50:12:0000000:30, 50:12:0070107:633 больше площади земельного участка, предоставленного постановлением главы Мытищинского района от 21.01.1993 N 181
Из земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4, как установили суды, было выделено семь из десяти заявленных к государственной регистрации земельных участков: с кадастровыми номерами 50:12:0090221:348, 50:12:0080409:92, 50:12:0070320:5, 50:12:0070311:34, 50:12:0070320:6, 50:12:0000000:50497, 50:13:0000000:132.
По доводам управления, три других земельных участков - с кадастровыми номерами 50:12:0070322:1, 50:12:0000000:30, 50:12:0070107:633 - имеют статус "ранее учтенные", информация ЕГРН не содержит сведений об образовании данных объектов недвижимости из земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4. Документы реестрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0070322:1 также не содержат таких сведений, реестровые дела в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0000000:30, 50:12:0070107:633 отсутствуют.
С учетом этого управление ссылается на то, что вывод судов о принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0070322:1, 50:12:0000000:30, 50:12:0070107:633 к землям, выделенным постановлением главы Мытищинского района от 21.01.1993 N 181 совхозу им. Тимирязева, сделан в отсутствии подтверждающих документов.
Какие-либо иные подтверждающие документы, основания, по доводам управления, предприятием заявлены и представлены государственному регистратору не были.
Также, по мнению управления, даже при том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0070322:1 (площадью 10 000 кв. м.), 50:12:0000000:30 (площадью 18 642 кв. м.), 50:12:0070107:633 (площадью 3250 кв. м.) не учитывать в составе земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4, имеются разночтения по площади земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4, выделенных из него земельных участков с площадью, указанной предприятием при государственной регистрации в отношении семи остальных земельных участков.
Данные доводы управления судами первой и апелляционной инстанций не проверены.
При этом судами не оценены доводы управления о том, что на основании постановления главы администрации Мытищинского района Московской области от 21.01.1993 N 181 совхозу им. Тимирязева перерегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 3103 га, выдано свидетельство от 21.01.1993 N 30 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3 103 га для сельскохозяйственного производства. Земельный участок площадью 3103 га был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:12:0000000:4. В результате выдела земельных участков из данного земельного участка образовано 122 земельных участка общей площадью 14 327 291 кв. м.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4 после разделов должна составлять 16 702 709 кв. м. Однако на даты принятия управлением оспариваемых решений площадь земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4 составляла 17 152 139 кв. м. Таким образом, суммарная площадь земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4 и образованных в результате раздела объектов недвижимости превышала площадь, предоставленную по правоустанавливающему документу.
С учетом этого перечисленными уведомлениями был приостановлены действия по государственной регистрации прав и связи с не устранением причин приостановления государственной регистрации государственным регистратором были вынесены оспариваемые уведомления об отказах в государственной регистрации заявленных прав.
Также по доводам управления, в сведениях ЕГРН 15.07.2021 в результате проведения работ по корректировке сведений по исполнению поручения Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 12.07.2021 N 01-01810/21@ изменена площадь земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4, то есть уже после вынесения оспариваемых решений. При этом до такой корректировки и в отсутствие со стороны предприятия документов и сведений по вопросу о соответствии площади объектов недвижимости по сведениям ЕГРН и по правоустанавливающим документам не могла быть произведена государственная регистрации по заявлениям предприятия.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Что касается кассационной жалобы АО "Агрофирма Пирогово" (лица, не участвовавшего в деле), то, по доводам общества, обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях АО "Агрофирма Пирогово", поскольку решением, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, суд первой инстанции обязал управление произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования предприятия на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0000000:132, местоположение границ которого полностью совпадает с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080208:405, принадлежащего на праве собственности ООО "Агрофирма Пирогово". В подтверждение данного обстоятельства общество представило с кассационной жалобой выписки из ЕГРН на эти земельные участки с указанием их координат и заключение кадастрового инженера.
Данные доводы общества заслуживают внимания исходя из того, что при рассмотрении дела по правилам главы 24 АПК РФ не может быть разрешен спор о праве.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо рассмотреть вопрос о привлечении АО "Агрофирма Пирогово" к участию в деле, оценив представленные документы, всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права. Среди прочего следует рассмотреть заявленные ссылки на судебные акты по делу N А41-38615/2013 (в которых фигурируют земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0000000:4, 50:13:0000000:132).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.12.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А41-27979/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 августа 2022 г. N Ф05-12852/22 по делу N А41-27979/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5026/2023
28.12.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-27979/2021
09.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12852/2022
12.04.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2753/2022
10.12.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-27979/2021