город Москва |
|
11 августа 2022 г. |
Дело N А41-81449/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "МИР": Тарасенко Т.А. (дов. N 3 от 29.10.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства экологии и природопользования Московской области: Хохлова В.В. (дов. N 87 от 07.12.2021 г.);
рассмотрев 04 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "МИР"
на решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2022 г.,
по делу N А41-81449/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИР"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 03/46/0476/2021 от 31 марта 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "МИР" (далее - ООО "МИР", общество, заявитель) имеет лицензию на право пользования недрами серии МСК N 07109 от 19 марта 2020 г. (вид лицензии ТЭ) с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча формовочных и строительных песков на участке "Месторождение "ЭКО", расположенном в городском округе Истра Московской области, со сроком действия до 21 марта 2025 г. (далее - лицензия).
В соответствии с пунктом 4.1.1 приложения N 1 к лицензии подготовка и утверждение в установленном порядке проектной документации на проведение работ по разведке месторождения, получившего положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), не позднее 20 сентября 2020 г.
Министерством экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкология Московской области, административный орган) при рассмотрении информации, поступившей в Управление государственного экологического надзора Минэкологии Московской области из Управления по рациональному недропользованию Минэкологии Московской области по вопросу нарушения условий пользования недрами, установлено, что ООО "МИР" при осуществлении разведки и добычи формовочных и строительных песков на участке "Месторождение "ЭКО" по адресу: Московская область, городской округ Истра допустило нарушение пункта 4.1.1 приложения N 1 к лицензии (нарушение срока подготовки проектной документации, представления геологической информации на государственную экспертизу).
На основании полученных данных 24 марта 2021 г. в отношении ООО "МИР" составлен протокол об административном правонарушении N 03/46/0476/2021, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением Минэкологии Московской области по делу об административном правонарушении N 03/46/0476/2021 от 31 марта 2021 г. ООО "МИР" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "МИР" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минэкологии Московской области о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "МИР" просит об отмене судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на неприменение судами положений статьи 4.1 КоАП РФ. Приведены доводы о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления административного органа о назначении административного наказания, так как о его вынесении обществу стало известно лишь 29 октября 2021 г. из выписки по счету организации, в которой были указаны сведения о списании со счета денежных средств на оплату штрафа. Указано также на нарушение административным органом порядка проведения проверки и процедуры привлечения к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "МИР" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Минэкологии Московской области против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле. суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу части 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, владельцы лицензии несут ответственность за соблюдение ее условий.
Действия, связанные с пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 30.1 КоАП РФ предусмотрено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный срок. Право установления этих причин и их оценка принадлежат суду.
Аналогичные положения о сроке и порядке его восстановления содержатся в частях 1, 2 статьи 30.3 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "МИР" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении обществом недропользования с нарушением условий лицензии в части разведки и добычи формовочных и строительных песков, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Отклоняя доводы ООО "МИР" об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения в связи с его устранением, суды указали на то, что устранение обществом выявленного нарушения после выявления факта административного правонарушения не свидетельствует об отсутствии состава вмененного правонарушения.
Вина ООО "МИР" в совершении административного правонарушения установлена.
Судами дана подробная оценка доводу общества о его извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ суды не усмотрели, поскольку из материалов дела не следует наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
При этом суды учли характер допущенного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности, суды не усмотрели.
Судами также указано на то, что заявителем пропущен срок, установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, а уважительных причин для восстановления срока на подачу заявления не приведено.
Отклоняя ходатайство общества о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления административного органа о назначении административного наказания, в обоснование которого заявителем было указано на то, что о его вынесении обществу стало известно лишь 29 октября 2021 г. из выписки по счету организации, в которой были указаны сведения о списании со счета денежных средств на оплату штрафа, суды указали на то, что оспариваемое постановление направлено обществу почтовым отправлением с почтовым идентификатором 14340757033887, которое получено обществом 04 апреля 2021 г., а заявление об оспаривании постановления поступило в Арбитражный суд Московской области в электронном виде 02 ноября 2022 г., что подтверждается распечаткой с Интернет-страницы my.arbitr.ru (раздел "вложенные файлы").
Судом апелляционной инстанции также указано на то, что согласно выписке операций по лицевому счету общества первое списание денежных средств по уплате административного штрафа произошло 06 октября 2021 г., что также подтверждается платежным поручением от 06 октября 2021 г. N 419990, что свидетельствует о том, что общество узнало о вынесении оспариваемого постановления не позднее 06 октября 2021 г.
Каких-либо иных оснований, указывающих на наличие уважительных причин для пропуска срока, предусмотренного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не было приведено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2022 г. по делу N А41-81449/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "МИР" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.