г. Москва |
|
18 августа 2022 г. |
Дело N А40-181969/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 18.08.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" - извещено, представитель не явился,
от Федеральной антимонопольной службы - Гладковой Е.А. (представителя по доверенности от 23.12.2021),
рассмотрев 04.08.2022 - 11.08.2022 (объявлялся перерыв) в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области"
на решение от 09.02.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 24.05.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-181969/2021
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания Федеральной антимонопольной службы от 01.06.2021 по делу N 21/44/105/863.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам. Также, по доводам учреждения, обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - министерство), не привлеченного к участию в деле.
В судебном заседании представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Учреждение, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФАС России, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в ФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Сатанова А.К. (далее - предприниматель) на действия министерства (заказчик), учреждения (уполномоченный орган) при проведении заказчиком, уполномоченным органом открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция напорного трубопровода от ГНС N 1 (две нитки) Городищенской оросительной системы, Городищенский район, Волгоградская область" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок 032910002621000006).
Решением ФАС России от 01.06.2021 по делу N 21/44/105/863 жалоба предпринимателя признана обоснованной, в действиях министерства и учреждения установлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исходя из этого ФАС России выдала министерству и учреждению предписание от 01.06.2021 по делу N 21/44/105/863 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Не согласившись с ФАС России, учреждение оспорило решение и предписание от 01.06.2021 по делу N 21/44/105/863 в судебном порядке.
Признавая законными оспариваемые решение и предписание, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что действия заказчика (министерства), уполномоченного органа (учреждения) нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Суды отметили, что министерство как заказчик необоснованно и неправомерно сузило круг контрактов, которые возможно принимать к оценке как контракты, подтверждающие опыт выполнения работ, ограничив их сроком исполнения.
Тем самым, суды признали, что министерство наряду с учреждением нарушило законодательство о контрактной системе в сфере закупок.
Суды также указали, что оспариваемое предписание ФАС России предусматривает конкретные действия, подлежащие совершению как министерством, так и учреждением.
Между тем пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ к основаниям для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае отнесено принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Суд первой инстанции, указав, что министерство как заказчик нарушило пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, и признав законными требования оспариваемого предписания к министерству, не привлек министерство к участию в деле.
Данные процессуальные нарушения не устранены апелляционным судом.
В связи с этим дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле министерства и, установив обстоятельства по результатам оценки доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, принять судебный акт, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 по делу N А40-181969/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением ФАС России от 01.06.2021 по делу N 21/44/105/863 жалоба предпринимателя признана обоснованной, в действиях министерства и учреждения установлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
...
Признавая законными оспариваемые решение и предписание, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что действия заказчика (министерства), уполномоченного органа (учреждения) нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
...
Суд первой инстанции, указав, что министерство как заказчик нарушило пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, и признав законными требования оспариваемого предписания к министерству, не привлек министерство к участию в деле."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2022 г. N Ф05-16293/22 по делу N А40-181969/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-84633/2022
02.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181969/2021
18.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16293/2022
24.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16999/2022
09.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181969/2021