г. Москва |
|
10 августа 2022 г. |
Дело N А40-30632/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 10.08.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Петровой В.В., Цыбиной А.В.,
при участии в заседании:
от Автономной некоммерческой организации "Детско-юношеский спортивный клуб "Вымпел" - Кондрашов Р.Е. по доверенности от 18.09.2020,
от Департамента городского имущества города Москвы - Бушуев Б.А. по доверенности от 13.12.2021, Кисвянцева А.О. по доверенности от 09.12.2021,
от Правительства Москвы - Бушуев Б.А. по доверенности от 05.04.2022,
рассмотрев 03.08.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Автономной некоммерческой организации "Детско-юношеский спортивный клуб "Вымпел" (АНО ДЮСК "Вымпел")
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2021 и
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к АНО ДЮСК "Вымпел"
о взыскании задолженности по арендной плате, о расторжении договора аренды нежилого помещения, о выселении ответчика из занимаемого помещения, по встречному иску АНО ДЮСК "Вымпел"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы,
третье лицо: Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Автономной некоммерческой организации "Детско-юношеский спортивный клуб "Вымпел" (далее - АНО ДЮСК "Вымпел", ответчик) о взыскании 7 960 576 руб. 42 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.12.2015 по 28.02.2019, 903 194 руб. 52 коп. пени за период с 06.01.2016 по 28.02.2019, о расторжении договора аренды нежилого помещения от 13.09.2006 N 06-00893/06, о выселении ответчика из занимаемого помещения.
АНО ДЮСК "Вымпел" обратилось со встречным иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на имущественную поддержку в виде предоставления льготной арендной ставки в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год за период с 01.01.2017 по 28.02.2019 по договору аренды от 13.09.2006 N 06-00893/06.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 01.10.2020 встречное исковое заявление АНО ДЮСК "Вымпел" принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022, первоначальный иск был удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца было взыскано 7 246 172 руб. 81 коп. задолженности, 708 017 руб. 66 коп. пени, расторгнут договор аренды, постановлено выселить ответчика из занимаемого помещения; в удовлетворении остальной части требований по первоначальному иску отказано, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АНО ДЮСК "Вымпел" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 15.11.2021 и постановление от 14.02.2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, не учли наличия у АНО ДЮСК "Вымпел" права на льготную ставку арендной платы в размере 3 500 руб., предусмотренную пунктом 9 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, а также необоснованно не применили положения статей 410, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, не учли разъяснения пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств", не дали оценку доводам ответчика о том, что в счет арендной платы подлежит зачету сумма расходов по капитальному ремонту арендованного нежилого помещения в размере 15 279 250,62 руб., установленная заключением эксперта ООО "ТехСтройЭксперт" от 14.12.2020.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2022 судебное заседание по настоящему делу было отложено на 03.08.2022.
В Арбитражный суд Московского округа от Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы в электронном виде поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем онлайн-заседания (посредством веб-конференции). К ходатайству приложены электронные образы документов, удостоверяющие личность представителя, а также документы, подтверждающие полномочия представителя на участие в судебном заседании.
Исходя из необходимости соблюдения интересов участников процесса на судебную защиту, принимая во внимание наличие технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), Арбитражным судом Московского округа удовлетворено заявленное ходатайство.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) и АНО ДЮСК "Вымпел" (арендатор) был заключен договор аренды N 06-00893/06 от 13.06.2006.
Предметом договора является нежилое помещение общей площадью 797,00 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ш. Каширское, д. 144, к. 2.
Договор заключен на срок с 01.08.2006 по 30.06.2025 (в редакции дополнительного соглашения от 21.09.2015)
В соответствии с пунктом 6.5 договора арендатор обязался вносить арендную плату за пользование имуществом.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика по арендной плате за период с 01.12.2015 по 28.02.2019 составила 7 960 576 руб. 42 коп.
В соответствии с пунктом 7.1 договора аренды истец начислил пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки в сумме 903 194 руб. 52 коп.
Претензиями от 28.02.2019 N N 33-6-92456/19-(0)-1 и 33-6-92456/19-(0)-2 ответчику предлагалось устранить допущенные нарушения договора аренды в течение месячного срока с даты направления претензии и перечислить денежные средства в счет уплаты долга за указанные периоды на расчетный счет Департамента городского имущества города Москвы либо расторгнуть договор аренды, письменно подтвердив свое согласие в течение месячного срока с даты направления претензии.
Вместе с тем, ответчиком указанные претензии оставлены без ответа и удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Обращаясь со встречным иском о признании права на имущественную поддержку в виде предоставления льготной арендной ставки в размере 3 500 руб., АНО ДЮСК "Вымпел" указывает, что арендодатель за период с 01.01.2017 по 28.02.2019 неправомерно применил арендную ставку в размере 4500 руб. за 1 кв. м. По мнению АНО ДЮСК "Вымпел", Департамент городского имущества города Москвы должен был производить начисление арендной платы из расчета ставки 3500 руб. за 1 кв. м в год в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП.
Указанные обстоятельства явились основаниями для обращения АНО ДЮСК "Вымпел" со встречным исковым заявлением по делу.
В ходе рассмотрения дела АНО ДЮСК "Вымпел" были сделаны заявления о зачете суммы расходов по капитальному ремонту арендованного нежилого помещения в размере 15 279 250,62 руб., установленной заключением эксперта ООО "ТехСтройЭксперт" от 14.12.2020, со ссылкой на уведомление о зачете от 17.12.2020, направленное в адрес Департамента городского имущества города Москвы, а также заявление о пропуске срока исковой давности.
Так как письмом от 13.01.2021 Департамент городского имущества города Москвы отказал в проведении зачета, ссылаясь на пункт 5.4.14 договора аренды, устанавливающий обязанность арендатора по проведению текущего ремонта и обеспечению функционирования всех инженерных систем объекта аренды, то АНО ДЮСК "Вымпел" 26.10.2021 обратилась в арбитражный суд с отдельным исковым заявлением об обязании произвести зачет стоимости произведенного ремонта в счет арендной платы по договору аренды нежилого помещения, начисленной с 01.03.2017, по которому возбуждено производство по делу N А40-232468/2021.
По результатам рассмотрения заявления о пропуске срока исковой давности суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о его частичной обоснованности: так как Департамент городского имущества города Москвы обратился в суд с иском 18.01.2020, то суд признал пропущенным срок в отношении взыскания задолженности, возникшей за период до 18.01.2017 (с учетом соблюдения претензионного порядка урегулирования спора).
Установив отсутствие у АНО ДЮСК "Вымпел" права на имущественную поддержку в виде применения льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв. м, ввиду его несоответствия критериям, предусмотренным пунктами 1.1, 1(1) и 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", и несоблюдения предусмотренного вышеуказанными пунктами Постановления порядка получения имущественной поддержки (необращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и отсутствия положительного решения комиссии о предоставлении имущественной поддержки); ненадлежащее исполнение АНО ДЮСК "Вымпел" обязательств по договору аренды, в том числе невнесение арендной платы в размере, предусмотренном договором с учетом уведомления о ставке арендной платы от 26.12.2016; использование ответчиком арендованного помещения в период, за который заявлена к взысканию арендная плата; взыскиваемая сумма задолженности рассчитана в соответствии с условиями договора аренды в редакции подписанных сторонами дополнительных соглашений и уведомлений Департамента городского имущества города Москвы, спорное нежилое помещение вопреки направленным ответчику претензиям об устранении нарушений арендодателю по акту, как того требует пункт 3.1 договора, не возвращено, что не оспорено и не опровергнуто ответчиком; доказательства обратного суду не представлены, с учетом применения срока исковой давности, суды первой и апелляционной инстанции в соответствии со статьями 196, 199, 200, 207, 309, 310, 329, 330, 453, 606, 614, 619, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняли правомерное и мотивированное решение о частичном удовлетворении первоначального иска в пределах срока исковой давности и об отказе в удовлетворении встречного иска.
Судебные акты по настоящему делу в части выводов об отсутствии у АНО ДЮСК "Вымпел" права на имущественную поддержку, предусмотренную постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, в виде применения льготной ставки арендной платы в отношении нежилого помещения площадью свыше 300 кв. м, соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.06.2022 N 305-ЭС22-832 по делу N А40-12523/2020.
Доводы АНО ДЮСК "Вымпел" о том, что суды необоснованно не учли наличия у него права на льготную ставку арендной платы в размере 3 500 руб., предусмотренную пунктом 9 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, также подлежат отклонению как необоснованные и не влияющие на результат рассмотрения дела.
Судом апелляционной инстанции аналогичный довод АНО ДЮСК "Вымпел", заявленный им в апелляционной жалобе, был отклонен, право на применение в спорном периоде ставки арендной платы 3 500 руб. за кв. м не подтверждено.
Действительно, пунктом 9 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, на который ссылается АНО ДЮСК "Вымпел" в кассационной жалобе, для социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, предусмотренную статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имеющих регистрационное свидетельство участника Реестра негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти, предусмотрена ставка арендной платы 3 500 руб. за кв.м.
В соответствии со статьей 10 Закона города Москвы от 12.07.2006 N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" и постановлением Правительства Москвы от 21.08.2007 N 720-ПП полномочия по формированию и ведению Реестра негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы возложены на Комитет общественных связей города Москвы.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Положения о реестре негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.08.2007 N 720-ПП включение негосударственной некоммерческой организации в Реестр носит добровольный характер; в Реестр включаются негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке в городе Москве, взаимодействующие с органами исполнительной власти города Москвы, являющиеся участниками реализации городских целевых программ, исполнителями социального заказа или получателями гранта; для включения в Реестр необходимо представить в Комитет общественных связей города Москвы заявление с приложением пакета документов, включающего документы, подтверждающие взаимодействие с органами исполнительной власти города Москвы (ходатайства, письма органов исполнительной власти о взаимодействии и сотрудничестве, проведении совместных акций и мероприятий и т.д.).
Пунктом 2.3 вышеуказанного Положения предусмотрено, что документом, подтверждающим включение организации в Реестр, является регистрационное свидетельство, которое оформляется на специальном бланке Комитета общественных связей города Москвы, за подписью председателя Комитета.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 N 1290 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" данные об организациях, являющихся получателями имущественной поддержки, предоставленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления подлежат также включению в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, ведение которого осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации. Организации включаются в Реестр на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.
Данные указанных Реестров являются публичной, открытой информацией.
АНО ДЮСК "Вымпел", заявляя доводы о наличии у него права на имущественную поддержку, предусмотренную пунктом 9 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, доказательств, подтверждающих данные доводы, не представила.
По информации Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы АНО ДЮСК "Вымпел" действий, направленных на включение ее в Реестр негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, не предпринимала, соответствующее свидетельство у нее отсутствует, данные АНО ДЮСК "Вымпел" в вышеперечисленных Реестрах отсутствуют.
С учетом изложенного, основания для несогласия с выводом суда апелляционной инстанции о необоснованности доводов АНО ДЮСК "Вымпел", касающихся права на имущественную поддержку, предусмотренную пунктом 9 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Что касается доводов АНО ДЮСК "Вымпел" в отношении необходимости проведения зачета суммы ее расходов по капитальному ремонту арендованного нежилого помещения в размере 15 279 250,62 руб., установленной заключением эксперта ООО "ТехСтройЭксперт" от 14.12.2020, в счет исполнения обязанностей по уплате арендной платы, то они были обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку являлись предметом отдельного судебного разбирательства.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что так как письмом от 13.01.2021 Департамент городского имущества города Москвы отказал АНО ДЮСК "Вымпел" в проведении зачета, то ответчик 26.10.2021 обратился в арбитражный суд с отдельным исковым заявлением об обязании произвести зачет стоимости произведенного ремонта в счет арендной платы по договору аренды нежилого помещения, начисленной с 01.03.2017.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2022 по делу N А40-232468/2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022, в удовлетворении иска АНО ДЮСК "Вымпел" отказано.
Следовательно, судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушения статей 410, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств", так как основания для проведения зачета отсутствовали, что подтверждено судебными актами по делу N А40-232468/2021.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а сводятся к несогласию с позицией судов относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка при рассмотрении дела по существу.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу N А40-30632/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Автономной некоммерческой организации "Детско-юношеский спортивный клуб "Вымпел" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По информации Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы АНО ДЮСК "Вымпел" действий, направленных на включение ее в Реестр негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, не предпринимала, соответствующее свидетельство у нее отсутствует, данные АНО ДЮСК "Вымпел" в вышеперечисленных Реестрах отсутствуют.
С учетом изложенного, основания для несогласия с выводом суда апелляционной инстанции о необоснованности доводов АНО ДЮСК "Вымпел", касающихся права на имущественную поддержку, предусмотренную пунктом 9 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
...
Следовательно, судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушения статей 410, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств", так как основания для проведения зачета отсутствовали, что подтверждено судебными актами по делу N А40-232468/2021."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 августа 2022 г. N Ф05-11343/22 по делу N А40-30632/2020