город Москва |
|
23 августа 2022 г. |
Дело N А40-265651/21-21-2003 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Цифровые платформы и решения Умного города": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Московского УФАС России: Бунятова Э.К. (дов. N ЕС-38 от 24.05.2022 г.);
рассмотрев 17 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московского УФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2022 г.,
по делу N А40-265651/21-21-2003
по заявлению акционерного общества "Цифровые платформы и решения Умного города"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 23 ноября 2021 г. N 077/04/19.5-19898/2021,
УСТАНОВИЛ: 07 декабря 2020 г. по результатам рассмотрения жалобы ИП Крыловой С.А. на действия заказчика - акционерного общества "Цифровые платформы и решения Умного города" (далее - АО "Цифровые платформы и решения Умного города", общество, заказчик, заявитель) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по профессиональной комплексной уборке офисных помещений (реестровый номер 32009689710) (далее - закупка), комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - комиссия) принято решение по делу N 077/07/00-20665/2020, в соответствии с которым жалоба ИП Крыловой С.А. признана обоснованной (пункт 1 решения); в действиях заказчика установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) (пункт 2 решения).
На основании указанного решения Московским УФАС России 07 декабря 2020 г. по делу N 077/07/00-20665/2020 выдано предписание (далее - предписание), в соответствии с которым заказчику предписано отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки, а также вернуть поданные заявки участникам (пункт 1 предписания); назначить новую дату рассмотрения, уведомить участников, подававших заявки на участие, о дате и месте рассмотрения заявок (пункт 2 предписания); внести изменения в документацию в соответствии с решением комиссии от 07 декабря 2020 г. по делу N 077/07/00-20665/2020 (пункт 3 предписания); не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания (пункт 4 предписания); завершить проведение закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупке, Закупочной документации (пункт 5 предписания); исполнить настоящее предписание в срок до 13 января 2021 г. (пункт 6 предписания); о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 15 января 2021 г. с приложением подтверждающих документов (пункт 7 предписания).
В связи с неисполнением заказчиком предписания, срок исполнения которого истек, Московским УФАС России 09 ноября 2021 г. в отношении АО "Цифровые платформы и решения Умного города" составлен протокол по делу об административном правонарушении N 077/04/19.5-19898/2021.
23 ноября 2021 г. Московским УФАС России вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 077/04/19.5-19898/2021, которым АО "Цифровые платформы и решения Умного города" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "Цифровые платформы и решения Умного города" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2022 г., постановление Московского УФАС России от 23 ноября 2021 г. N 077/04/19.5-19898/2021 о привлечении АО "Цифровые платформы и решения Умного города" к административной ответственности по части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ изменено в части назначения наказания, заменив административный штраф до 300 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Московское УФАС России просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, указывая на наличие в действиях общества вмененного ему состава административного правонарушения и отсутствие у судов оснований для снижения административного штрафа, поскольку назначенное обществу административное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения и определен административным органом с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
От АО "Цифровые платформы и решения Умного города" через систему подачи документов "Мой арбитр" поступил отзыв на кассационную жалобу, который подлежит возврату в связи с отсутствием доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку отзыв на кассационную жалобу подан в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.
В заседание кассационной инстанции представитель Московского УФАС России поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель АО "Цифровые платформы и решения Умного города" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Московского УФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, установлены статьей 51 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет административную ответственность (часть 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции).
Частью 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции установлено, что под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
Действия, связанные с невыполнением в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о наличии в действиях АО "Цифровые платформы и решения Умного города" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в установленный срок предписания Московского УФАС России от 07 декабря 2020 г. по делу N 077/07/00-20665/2020, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судами установлено, что предписание Московского УФАС России не было исполнено обществом в установленные сроки.
Кроме того, судами принято во внимание, что решение и предписание Московского УФАС России от 07 декабря 2020 г. по делу N 077/07/00-20665/2020 были обжалованы обществом в судебном порядке в рамках дела N А40-28330/2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2021 г. по делу N А40-28330/2021, в удовлетворении требований АО "Цифровые платформы и решения Умного города" отказано.
При этом общество с соответствующем ходатайством о продлении срока исполнения предписания в антимонопольный орган не обращалось.
Таким образом, решение и предписание Московского УФАС России от 07 декабря 2020 г. по делу N 077/07/00-20665/2020 являются законным и у АО "Цифровые платформы и решения Умного города" отсутствовали правовые основания для неисполнения предписания антимонопольного органа.
Вина АО "Цифровые платформы и решения Умного города" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности, суды не усмотрели.
При этом суды пришли к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, снизив до 300 000 руб., что соответствует минимальной санкции части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
В настоящем случае суды в соответствии с частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ не признали указанное антимонопольным органом обстоятельство в качестве отягчающего.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2022 г. по делу N А40-265651/21-21-2003 оставить без изменения, кассационную жалобу Московского УФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2021 г. по делу N А40-28330/2021, в удовлетворении требований АО "Цифровые платформы и решения Умного города" отказано.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности, суды не усмотрели.
При этом суды пришли к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, снизив до 300 000 руб., что соответствует минимальной санкции части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
В настоящем случае суды в соответствии с частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ не признали указанное антимонопольным органом обстоятельство в качестве отягчающего."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2022 г. N Ф05-18669/22 по делу N А40-265651/2021