г. Москва |
|
23 августа 2022 г. |
Дело N А40-265283/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Бочаровой Н.Н., Каденковой Е.Г.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Свирин А.Г., дов. от 29.11.2021, Кошелев А.С., дов. от 21.02.2022
от ответчика: Лебедева Л.Г., дов. от 10.01.2022
от третьего лица: не явился, уведомлен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
ИП Гиллерович С.В.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2022 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 28 апреля 2022 года,
принятые по иску ИП Гиллерович С.В.
к ГБУ "Жилищник района Тверской"
о взыскании денежных средств,
третье лицо: ПАО Страховая Компания "Росгосстрах",
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ИП Гиллерович С.В. к ГБУ "Жилищник района Тверской" о взыскании убытков в сумме 1 288 570 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022, в удовлетворении исковых требований отказано
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ИП Гиллерович С.В. обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы своей кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
При рассмотрении настоящего дела судами было установлено, что ИП Гиллерович С.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером: 77:01:0004018:7022, площадью 332,2 кв. м, находящегося на нулевом (в подвале) и 1-ом этаже многоквартирного дома с кадастровым номером: 77:01:0004018:1029, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 13 стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.03.2016 N 77-77/011-77/011/207/2016-35/1.
Ответчик ГБУ "Жилищник района Тверской" является управляющей компанией в указанного дома.
Между истцом и ответчиком был заключен договор N 1783 от 01.01.2013 на предоставление управляющей компанией коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
20.10.2020 произошло затопление подвала нежилого помещения горячей водой, что подтверждается актом от 27.10.2020, составленным ИП Гиллерович С.В. и представителями ГБУ "Жилищник района Тверской", выпиской из журнала диспетчерской службы.
Как следует из акта, при заливе были повреждены стены помещения, двери, электропроводка, системы пожарной сигнализации.
Для определения размера ущерба, причиненного нежилому помещению в результате залива, истец обратился в независимую оценочную компанию ООО "Леке Инвест".
Согласно заключению эксперта N 009/20 от 11.12.2020 по определению рыночной стоимости восстановительного ремонта, помещения и движимого имущества, пострадавших в результате залива, расположенного по спорному адресу, рыночная стоимость восстановительного ремонта помещения и движимого имущества составляет: без учета износа - 1 307 355 руб.; с учетом износа - 1 288 570 руб.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
С целью проверки доводов искового заявления относительно размера причиненного ущерба по ходатайству ответчика Арбитражный суд города Москвы определением от 30.08.2021 назначил судебную экспертизу, проведение которой поручил экспертам АНО "Центр независимых экспертиз "Юридэкс".
Согласно заключению экспертизы стоимость ремонтно-восстановительных работ и материалов, необходимых для устранения последствий залива нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тверская Ямская, д. 13, стр. 1, произошедшего 20.10.2020, составляет: - без учета износа: 695 626 руб. 03 коп.; - с учетом износа: 677 107 руб. 14 коп.
Нарушение работоспособности пожарной сигнализации не подтверждено, сторона истца не обеспечила проведение работ по ее диагностике.
Причиной залива помещения истца согласно акту от 27.10.2020 является течь стояка центрального отопления в перекрытии между подвальным помещением и магазином.
Суды пришли к выводу о том, что причиненный имуществу истца ущерб в результате залива нежилого помещения, подлежит возмещению не управляющей компанией, а соответствующим региональным оператором, формирующим фонд капитального ремонта.
Суды указали, что в материалы дела представлен договор N 21-001068-16 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества от 29.09.2016, по которому заказчиком является Фонд капитального ремонта многоквартирных домов (ФКР Москвы), подрядчиком ООО "Строй-стиль".
Согласно пункту 10.3 договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества N 21-001068-16 от 29.09.2016 года гарантийный срок на выполненные работы по каждому объекту устанавливается продолжительностью 5 (пять) лет.
На основании изложенного суды отказали в удовлетворении требований истца о взыскании с управляющей компании убытков в виде ущерба, причиненного в результате залива нежилого помещения.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов ввиду следующего.
Лицо, право которого нарушено, в соответствии со статьей 15 ГК РФ может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статья 1064 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия для граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу норм статьи 162 ЖК РФ управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из буквального содержания вышеприведенной нормы следует, что вся внутридомовая система отопления, в том числе, стояки, включаются в состав общего имущества.
На основании пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме регламентируется вышеназванными Правилами N 491 и Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном дома, и порядком их содержания и выполнения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В соответствии с разделом II Правил и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов общего имущества и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пункт 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусматривает, что организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В пункте 5 Правил N 491 установлен следующий принцип разграничения инженерно-технических коммуникаций, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, от коммуникаций и приборов, принадлежащих сособственникам отдельных помещений: в состав общего имущества в многоквартирном доме входят стояки, ответвления от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, сами отключающие устройства, коллективные (общедомовые) приборы учета воды, первые запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, расположенное на этих сетях.
Таким образом, граница между элементами системы отопления, входящими в состав общего имущества в многоквартирном доме, и элементами системы отопления, принадлежащими собственникам отдельных помещений, проходит по запирающим устройствам на ответвлениях от стояков и (или) первым запорно-регулировочным кранам на отводах внутриквартирной разводки от стояков, при этом сами эти запирающие устройства и краны относятся к общему имуществу в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах, относятся в том числе: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления.
На основании пункта 18 вышеназванного Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся, в том числе: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).
К работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, в силу пункта 18 Минимального перечня также относится постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Согласно подпункту 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Таким образом, вопреки выводам судов, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить осуществление систематического контроля за работой систем отопления, что не было сделано управляющей организацией спорного дома - ГБУ "Жилищник района Тверской", в результате чего имуществу истца был причинен вред.
Кроме того, судами не учтены положения пункта 4.4 договора N 1783 от 01.01.2013 на предоставление управляющей компанией коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключенного истцом и ответчиком, согласно которому в случае оказания услуг ненадлежащего качества, повлекшего ущерб или иное повреждение имущества истца, управляющая компания несет ответственность при наличии вины.
Истец при рассмотрении дела ссылался на указанные положения законодательства и вышеизложенные обстоятельства, которые не были изучены и учтены судами при рассмотрении иска.
Факт наличия гарантийных обязательств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов по договору N 21-001068-16 от 29.09.2016 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в спорном доме не устраняет установленные законодательством и договором управления обязанностей управляющей компании по содержанию общего имущества в надлежащем состоянии и возмещения возникших по ее вине убытков собственникам помещений.
Кроме того, суд округа признает заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы о том, что обжалуемые судебные акты содержат выводы, затрагивающие права и законные интересы лица, не привлеченного к участию в деле - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
В суде первой инстанции истцом были заявлены ходатайства о привлечении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в качестве соответчика или третьего лица по делу.
Судом в удовлетворении заявленных истцом ходатайств было отказано, однако, решение по настоящему делу содержит выводы об обязательствах, наличии вины Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в возникновении спорных убытков (абзац 4, страница 5 решения).
Доводы о непоследовательности действий суда первой инстанции были заявлены истцом в апелляционной жалобе и формально отклонены апелляционным судом.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что разрешая указанные ходатайства истца, суд первой инстанции должен был оценить доводы лица, заявляющего подобное ходатайство, на предмет того, имеет ли потенциальный ответчик/третье лицо отношение к спору.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция полагает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, что привело к принятию неправильного судебного акта, в связи с чем, в соответствии с частями 1 - 2 статьи 288 АПК РФ, подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках данного спора, с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ дать надлежащую правовую оценку всем доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы сторон, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2022 года по делу N А40-265283/20 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Н.Н. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах, относятся в том числе: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления.
...
Согласно подпункту 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2022 г. N Ф05-18660/22 по делу N А40-265283/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18660/2022
28.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-687/2023
23.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-265283/20
23.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18660/2022
28.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20296/2022
31.01.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-265283/20