город Москва |
|
29 августа 2022 г. |
Дело N А41-84342/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "МСК-НТ": Ананьевой Н.В. (дов. N 06-01/22МО от 10.01.2022 г. );
от ответчика (заинтересованного лица) ГЖИ Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 23 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "МСК-НТ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2022 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2022 г.,
по делу N А41-84342/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным предписания от 21 октября 2021 г. N 08 ОБ-57400-33-8-2021,
УСТАНОВИЛ: 21 октября 2021 г. на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Московской области (далее - Госжилинспекция Московской области) от 11 октября 2021 г. N 08 ОБ-57400-33-8-2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ", общество, заявитель) с целью проверки информации, изложенной в обращении жителя деревни Акулово Серпуховского района Московской области Смолового Николая Павловича (далее - Смоловой Н.П.) по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в период с 01 сентября 2019 г. по 20 октября 2021 г.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "МСК-НТ" производит начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными услугами и выставляет платежные документы по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, деревня Акулово, д. 17.
По представленной ООО "МСК-НТ" информации на территории деревни Акулово городского округа Серпухов для домовладения, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, деревня Акулово, д. 17., контейнерная площадка отсутствует, мусорные контейнеры не установлены. Ближайшее место установки мусорных контейнеров находится на контейнерной площадке по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, деревня Гавшино, д. 1-2. Коммунальная услуга по обращению с ТКО по указанному выше адресу не предоставляется с 01 января 2019 г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21 октября 2021 г. N 08 ОБ-57400-33-8-2021, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
21 октября 2021 г. Госжилинспекцией Московской области выдано предписание N 08 ОБ-57400-33-8-2021, в соответствии с которым ООО "МСК-НТ" необходимо в срок до 15 декабря 2021 г. устранить выявленные нарушения и произвести перерасчет начислений платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01 января 2019 г. по 20 октября 2021 г. абонентам лицевых счетов (41 л/сч) по коммунальной услуге по обращению с ТКО в деревне Акулово городского округа Серпухов Московской области; не производить начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по лицевым счетам жителей деревни Акулово городского округа Серпухов Московской области (41 л/сч) до момента обустройства контейнерной площадкой и установки мусорных контейнеров или выполнения другого способа организации сбора ИКО, предусмотренного пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами); результаты перерасчета отразить в платежных документах за ноябрь 2021 года.
Считая свои права нарушенными, ООО "МСК-НТ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным предписания от 21 октября 2021 г. N 08 ОБ-57400-33-8-2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 20222 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "МСК-НТ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что удаленность контейнерной площадки от места жительства потребителей не является основанием для снятия начислений по оплате услуги по обращению с ТКО.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представитель ООО "МСК-НТ" принял участие в онлайн-заседании, поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Госжилинспекции Московской области в заседание кассационной инстанции не явился, заявив ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "МСК-НТ", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку контейнерная площадка в деревне Акулово городского округа Серпухов Московской области не размещена, пакеты или другие емкости региональный оператор - ООО "МСК-НТ" не предоставляет, возможность осуществлять "накопление" отходов жителями данного населенного пункта отсутствует, в связи с чем заявитель не вправе был начислять плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, которую фактически не осуществлял.
Доказательства того, что жители деревни Акулово городского округа Серпухов Московской области осуществляли накопление ТКО в ином населенном пункте, в регионе деятельности ООО "МСК-НТ", последним не представлено.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2022 г. по делу N А41-84342/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "МСК-НТ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2022 г. N Ф05-19473/22 по делу N А41-84342/2021