г. Москва |
|
30 августа 2022 г. |
Дело N А40-190788/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 30.08.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Беловой А.Р. и Федуловой Л.В.
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - Шастун Д.Б., по доверенности от 27.12.2021 N 33-Д-2182/21
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица) на определение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А40-190788/2020
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 21.07.2020 N 77/999/001/2020-710949, 710941, 710945, 710986, 710979, 710889, 710971, 711004,710910,711030,711018,711001,710959, N 30-5148163/1, 30-5148038/1, 30-5148059/1, 30-5148079/1, 30-5148143/1, 30-5147976/1, 30-5148120/1, 30-5148185/1, 30-5147994/1, 30-5148232/1, 30-5148202/1, 30-5148173/1, 30-5148097/1 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности города Москвы на нежилые помещения, расположенные по адресу:
г. Москва, ул. Суворовская, д. 12.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2021, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 и Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2021, заявление удовлетворено.
Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о прекращении исполнительного производства N 102777/21/77039-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа серии ФС N 037916671 от 20.08.2021 по делу N А40-190788/2020.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Законность вынесенных по делу определения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управление Росреестра, которое просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новое решение, которым удовлетворить требование регистрирующего органа о прекращении исполнительного производства. В обоснование кассационной жалобы Управление Росреестра указывает, что заявленный к учету указанный объект не отвечает признакам помещения в установленном законом смысле, в связи с чем не подлежит государственному кадастровому учету в качестве самостоятельного объекта недвижимости; в силу объективно существующих обстоятельств утрачена возможность исполнения регистрирующим органом требований исполнительных документов, обязывающих совершить определенные регистрационные действия с учетом выводов, содержащихся в решении суда.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 27.07.2022 кассационная жалоба Управления Росреестра была принята к производству, судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы назначено на 23.08.2022 в 12 час. 35 мин.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
До рассмотрения кассационной жалобы от Департамента поступило ходатайство о проведении судебного заседания 23.08.2022 с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Проверив представленные к ходатайству документу, учитывая наличие технической возможности в Арбитражном суде Московского округа для проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции, указанное ходатайство удовлетворено.
23.08.2022 представитель Департамента участвовал в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Извещенное надлежащим образом Управление Росреестра своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Департамента, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.08.2021 в рамках настоящего дела был выдан исполнительный лист серии ФС N 037916671.
На основании указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по Москве Нагоевой М.А. постановлением от 06.10.2021 возбуждено исполнительное производство N 102777/21/77039-ИП.
Во исполнение решения суда Управлением 16.06.2021 проведены мероприятия по государственному кадастровому учету заявленных ранее объектов недвижимости с присвоением кадастровых номеров: 77:03:0003014:7214; 77:03:0003014:7215; 77:03:0003014:7216; 77:03:0003014:7217; 77:03:0003014:7218; 77:03:0003014:7219; 77:03:0003014:7220; 77:03:0003014:7222; 77:03:0003014:7223; 77:03:0003014:7224; 77:03:0003014:7225 и осуществлена государственная регистрация права собственности города Москвы, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие записи.
На момент рассмотрения заявления Управление Росреестра в добровольном порядке решения суда не исполнило.
Управление Росреестра пояснило суду, что в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Суворовская, д. 12, площадью 481,5 кв. м, расположенные в строении Подвал N 0, исполнить решения суда не представляется возможным, ввиду того, что указанный объект представляет собой совокупность проезжих частей, через которые обеспечивается въезд/выезд на машинно-места с территории парковки и перемещение по территории парковки.
Как усматривается из материалов дела, между Правительством Москвы (истец) и ООО "Юниформстрой" (далее - Инвестор, Общество) заключен инвестиционный контракт от 11.12.2003 N ДЖП.03.ВАО.00572 (реестровый номер 13-008923-5301-0013-00001-03) (в редакции дополнительного соглашения от 31.03.2009 N 1), предметом которого является реализация Инвестиционного проекта по проектированию и строительству жилого комплекса с нежилыми первыми этажами, подземной автостоянкой по адресу: Москва, Суворовская ул., вл. 10-12, с ориентировочным объемом инвестиций 9,8 млн. долларов США.
В соответствии с п. 2.1 контракта предметом контракта является реализация инвестиционного проекта по проектированию и строительству жилого комплекса с нежилыми первыми этажами, подземной автостоянкой по адресу: Москва, Суворовская улица вл. 10-12 с ориентировочным объемом инвестиций 9,8 млн. долларов США.
Согласно пункту 2.2 контракта в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных средств произвести проектирование и строительство жилого комплекса с нежилыми первыми этажами и подземной автостоянкой по адресу: Москва, Суворовская улица вл. 10-12, общей площадью объекта - 30 920 кв. м, в том числе наземной площадью - 23420,0 кв. м и подземной площадью - 7500,0 кв. м, а также произвести снос производственных зданий, подготовку, благоустройство и комплексное озеленение в пределах отводимого участка.
Во исполнение инвестиционного контракта сторонами осуществлено строительство жилого комплекса с нежилыми первыми этажами и подземной автостоянкой по строительному адресу: ул. Суворовская, д. вл. 10-12 в полном объеме.
Согласно разрешению Мосгосстройнадзора от 30.06.2008 N RU77180000-000991, указанные объекты приняты в эксплуатацию.
Распоряжением Префектуры ВАО от 27.06.2008 N 809-В-РП Объекту N 1 присвоен милицейский адрес: Суворовская ул., дом 10. Распоряжением Префектуры ВАО 17.06.2008 N 735-В-РП Объекту N 2 присвоен милицейский адрес: Суворовская ул., дом 12.
Согласно п. 5.1.6 контракта администрация обязуется после ввода объекта в эксплуатацию и выполнения всех обязательств сторон по осуществлению инвестиционного проекта, обеспечить оформление в установленном порядке акта о результатах реализации инвестиционного проекта при условии предоставления инвестором необходимого пакета документов.
Письмом от 13.11.2015 N ДГИ-И-58094/15 в целях оформления результатов реализации инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса по адресу: ул. Суворовская, д. 10 и д. 12 Департаментом был направлен в адрес ООО "Юниформстрой" подписанный Правительством Москвы в одностороннем порядке Акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 11.12.2003 N ДЖП.03.ВАО.00572 (реестровый номер 13-008923-5301-0013-00001-03), в редакции дополнительного соглашения от 31.03.2009 N 1, в части строительства и распределения нежилых помещений и помещений подземной автостоянки, расположенных в жилом комплексе по адресу:
ул. Суворовская, д. 10 и д. 12 (строительный адрес: ул. Суворовская, вл. 10-12).
Однако данное письмо оставлено ООО "Юниформстрой" без внимания, акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта не подписан, что послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением.
Согласно условиям контракта соотношение раздела недвижимого имущества по итогам реализации контракта устанавливается между сторонами в пропорции: Общая жилая площадь: 100% в собственность Инвестора при условии перечисления в бюджет города Москвы на специальный счет Московского казначейства денежных средств в качестве компенсации за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру при инвестировании строительства и реконструкции объектов жилого фонда в размере 6 975 000 (шесть миллионов девятьсот семьдесят пять тысяч) долларов США (в рублевом эквиваленте по ставке Центрального банка Российской Федерации на день оплаты) - далее "Компенсация" в сроки, предусмотренные следующим графиком: первая часть денежных средств перечисляется инвестором в бюджет города Москвы в размере 20% от суммы, определенной по итогам открытого аукциона, в течение 10 рабочих (банковских) дней с даты учетной регистрации инвестиционного контракта в установленном порядке. Вторая часть Компенсации (80% от суммы, определенной по итогам аукциона) перечисляется на указанный счет ежеквартально равновеликими платежами, начиная со второго квартала 2008 г. до 05.08.2008. Общая нежилая площадь, за исключением 1 281,2 кв.м находящихся в собственности ООО "Компания Кронверк" - 40% - в собственность города Москвы в лице Департамента имущества города Москвы, исключая площади помещений, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения жилой части объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые); - 60% - в собственность Инвестора, исключая площади помещений, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения жилой части объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые).
В случае создания товарищества собственников жилья (ТСЖ) нежилые площади помещений, неразрывно связанные с системами жизнеобеспечения жилой части объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые, мусорокамеры) являются общей долевой собственностью членов ТСЖ в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ст. 36, гл. 6).
В случае отсутствия ТСЖ, указанные в настоящем абзаце нежилые площади являются общей долевой собственностью владельцев жилых/нежилых помещений Объекта. Площадь подземной автостоянки: 20% машино-мест и площадей общего пользования в собственность города Москвы в лице Департамента имущества города Москвы под размещение объекта гражданской обороны; 80% машино-мест и площадей общего пользования, 100% сервисных служб в соответствии с МГСН 5.01-01 "Стоянки легковых автомобилей" в собственность Инвестора".
Правительство Москвы обратилось в суд с иском к ООО "Юниформстрой" об обязании ООО "Юниформстрой" исполнить обязательство в натуре путем подписания Акта о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-17599/16 от 09.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017 решение Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2017 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2017 решение от 09.03.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суд первой инстанции решением от 24.08.2018 исковое заявление удовлетворено в части за исключением п. 12 акта, в котором суд исключил слово "финансирования".
Таким образом, суд в рамках дела N А40-17599/16 обязал ООО "Юниформстрой" подписать Акт о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта.
В рамках настоящего дела при рассмотрении ходатайства о прекращении исполнительного производства судами принято во внимание, что судебным актом утвержден Акт о результатах реализации Инвестиционного проекта, в Акте о результатах реализации Инвестиционного проекта указан перечень помещений подлежащей передаче собственность как инвестору так Правительству города Москвы.
Доказательств того, что нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Суворовская, д. 12, площадью 481,5 кв. м, расположенные в строении Подвал N 0, не указано в Акте о результатах реализации Инвестиционного проекта, а также доказательств того, что на данное помещение не возникло право собственности у города Москвы на основании Решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-17599/16 от 09.03.2017, Управлением Росреестра по Москве, суду не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанции, проанализировав доводы, приведенные Управлением Росреестра в обоснование настоящего заявления обстоятельства, пришли к выводу, что указанное не свидетельствует об утрате возможности исполнения исполнительного листа и не влияет на его обязанность исполнить исполнительный документ.
Суды отметили, что перечень оснований прекращения исполнительного производства установлен статьей 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В рассматриваемом случае, Управлением Росреестра не представлено доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 43 Закона об исполнительном производстве.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления, поскольку возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, в данном случае не утрачена, а само по себе заявление направлено на переоценку выводов судебного акта и на неисполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Обязательность исполнения судебных решений, провозглашенная в статье 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и в части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является неотъемлемым элементом права на судебную защиту. Неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения входит в противоречие с основными задачами судебной защиты.
Приведенные Управлением Росреестра в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые уже были всесторонне и полно рассмотрены судами, что нашло свое отражение в судебных актах суда первой и апелляционной инстанций.
Иная оценка Управления Росреестра кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А40-190788/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств того, что нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Суворовская, д. 12, площадью 481,5 кв. м, расположенные в строении Подвал N 0, не указано в Акте о результатах реализации Инвестиционного проекта, а также доказательств того, что на данное помещение не возникло право собственности у города Москвы на основании Решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-17599/16 от 09.03.2017, Управлением Росреестра по Москве, суду не представлено.
...
Суды отметили, что перечень оснований прекращения исполнительного производства установлен статьей 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В рассматриваемом случае, Управлением Росреестра не представлено доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 43 Закона об исполнительном производстве."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2022 г. N Ф05-16580/21 по делу N А40-190788/2020
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16580/2021
28.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39407/2022
09.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16580/2021
07.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13217/2021
02.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-190788/20