город Москва |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А40-155180/23-84-1269 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Енисейского управления Роскомнадзора: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) АО "Связьтранснефть": Капулы Ю.А. (дов. N 210 от 07.08.2023 г.), Кошкина В.В. (дов. N 123 от 04.04.2023 г.);
рассмотрев 18 января 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Связьтранснефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 г.,
по делу N А40-155180/23-84-1269
по заявлению Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
к акционерному обществу "Связь объектов транспорта и добычи нефти"
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Связь объектов транспорта и добычи нефти" (далее - АО "Связьтранснефть", Оператор связи, общество) осуществляет предпринимательскую деятельность на основании лицензии от 19 февраля 2020 г. N Л030-00114-77/00075542 (номер лицензии, присвоенный до 01 марта 2022 г. - 180779) - услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (далее - лицензия), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).
По результатам рассмотрения Енисейским управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Енисейское управление Роскомнадзора, административный орган) информации, поступившей из Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - УФСБ России по Красноярскому краю) (письмо от 19 июня 2023 г. N 43/2-1620; вх. N 9973/24 от 26 июня 2023 г.), установлено, что АО "Связьтранснефть" допустило осуществление предпринимательской деятельности с нарушением пункта 10 лицензионных требований лицензии, выразившегося в несоблюдении сроков реализации плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий при предоставлении услуг по передаче данных на сетях связи филиала АО "Связьтранснефть" - "Прииртышское ПТУС" в соответствии с лицензией на территории Красноярского края от 06 сентября 2021 г. (далее - План мероприятий по внедрению ТС для проведения ОРМ), в соответствии с пунктом 15 которого Оператор связи совместно с организацией-подрядчиком устраняет недостатки, выявленные представителями УФСБ на этапе опытной эксплуатации, и сделает комплекс ТС ОРМ, ИС и СХД на сети связи в постоянную эксплуатацию по акту, предусматривающему обязательства оператора связи поддерживать оборудование в исправном состоянии и устранять неисправности незамедлительно (срок исполнения до 31 мая 2023 г.).
27 июня 2023 г. Енисейским управлением Роскомнадзора в адрес общества направлен запрос от 27 июня 2023 г. N 11175-05/24 о предоставлении информации о причинах несоблюдения сроков реализации Плана мероприятий по внедрению ТС для проведения ОРМ.
Письмом от 04 июля 2023 г. N СТН-10-29-28/8253 АО "Связьтранснефть" представило информацию о согласовании с УФСБ России по Красноярскому краю переноса сроков реализации внедрения СОРМ по иной лицензии на оказание услуг телефонной связи от 23 мая 2021 г. N 186109 (приложение к Плану мероприятий по внедрению ТС для проведения ОРМ).
Дополнительно письмом от 04 июля 2023 г. N СТН-10-12-20/3753 АО "Связьтранснефть" сообщено о причинах невыполнения сроков реализации пункта 15 Плана мероприятий по внедрению ТС для проведения ОРМ в соответствии с лицензией в определенный срок (31 мая 2023 г.).
Таким образом, Оператором связи - АО "Связьтранснефть" не реализованы устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий в установленный срок.
Необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий влечет за собой нанесение ущерба безопасности государства и признается в соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385 (далее - Положение N 2385), грубым нарушением лицензионных требований.
На основании полученных данных 05 июля 2023 г. Енисейским управлением Роскомнадзора в отношении АО "Связьтранснефть" был составлен протокол об административном правонарушении по делу об административном правонарушении N АП-24/5/758 по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Енисейского управления Роскомнадзора в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО "Связьтранснефть" к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 г., заявленные требования удовлетворены. АО "Связьтранснефть" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В кассационной жалобе АО "Связьтранснефть" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях общества вины в реализации Плана мероприятий по внедрению ТС для проведения ОРМ по причине отсутствия на рынке телекоммуникационного оборудования ввиду наличия санкций, о чем в адрес УФСБ России по Красноярскому краю направлено соответствующее письмо о продлении сроков реализации плана мероприятий, ответ на который получен не был. Приведены также доводы о нарушении административным органом порядка проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу Енисейское управление Роскомнадзора просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседание суда кассационной инстанции представитель АО "Связьтранснефть" поддержал доводы кассационной жалобы.
Судом кассационной инстанции было удовлетворено ходатайство Енисейского управления Роскомнадзора о проведении судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме "онлайн-заседания", однако представитель к системе онлайн-заседания не подключился, о невозможности подключения не сообщил, в связи с чем суд перешел к рассмотрению кассационной жалобы в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с учетом того, что средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствовали.
Представитель Енисейского управления Роскомнадзора в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АО "Связьтранснефть", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования, а также требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 64 Закона о связи предусмотрено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538 (далее - Правила N 538), определяют порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными госорганами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскную деятельность с использованием технических средств, обеспечивающих эту деятельность (далее - технические средства) в сети связи оператора связи, при предоставлении оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
Пунктом 4 Правил N 538 установлено, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил N 538 ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел (пункт 10 Правил N 538).
Требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации и телематических услуг связи установлены Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385, и Требованиями к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденными приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16 января 2008 г. N 6 (далее - Требования к сетям электросвязи).
Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования о привлечении общества к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в действиях АО "Связьтранснефть" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в нереализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании услуг связи в соответствии с лицензией (в согласованный с органами безопасности срок обществом не обеспечена установка на сетях связи технических средств для осуществления оперативно-розыскных мероприятий).
Факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтвержден материалами административного дела.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судом таких обстоятельств не установлено.
Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении общества составлен полномочным на то лицо в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Отклоняя доводы общества о составлении протокола об административных правонарушениях неправомочным лицом, судами указано на то, что Енисейское управление Роскомнадзора осуществляет деятельность на территории Красноярского края, Республики Тыва и Республики Хакасия, а ТС ОРМ на узле связи оператора связи необходимо было установить по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, д. 45, следовательно, местом совершения правонарушения является территория осуществления деятельности указанного административного органа.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия судом первой инстанции решения не истек.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение суды не усмотрели.
При этом суды учли характер допущенного правонарушения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения АО "Связьтранснефть" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вина АО "Связьтранснефть" в совершении административного правонарушения установлена.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 г. по делу N А40-155180/23-84-1269 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Связьтранснефть" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования о привлечении общества к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в действиях АО "Связьтранснефть" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в нереализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании услуг связи в соответствии с лицензией (в согласованный с органами безопасности срок обществом не обеспечена установка на сетях связи технических средств для осуществления оперативно-розыскных мероприятий).
...
Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении общества составлен полномочным на то лицо в соответствии с требованиями КоАП РФ.
...
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
...
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение суды не усмотрели.
При этом суды учли характер допущенного правонарушения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения АО "Связьтранснефть" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2024 г. N Ф05-35289/23 по делу N А40-155180/2023