г. Москва |
|
22 сентября 2022 г. |
Дело N А40-101602/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2022.
Полный текст постановления изготовлен 22.09.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества "Куйбышевазот" - Игнатьевой И.Е. (представителя по доверенности от 18.10.2021),
от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - Берулина А.Н. (представителя по доверенности от 17.12.2021),
от Федерального казначейства - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 15.09.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение от 15.03.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 02.06.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-101602/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Куйбышевазот"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
об оспаривании требования,
третье лицо: Федеральное казначейство,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Куйбышевазот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - министерство) от 21.01.2021 N 3015/03.
В качестве третьего лица в деле участвует Федеральное казначейство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе министерство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на нормы материального права и фактические обстоятельства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Федеральное казначейство, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражные суды установили, что 21.12.2019 министерство и общество заключили соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции от 21.12.2019 N 020-11-2019-1344, согласно пункту 1.1.1 которого министерство предоставляет получателю в порядке и на условиях соглашения и правил субсидии в целях возмещения затрат получателя, указанных в приложении N 2 к соглашению, связанных с транспортировкой продукции, включенной в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, утвержденный министерством (за исключением продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования), понесенных в период с 01.10.2018 по 31.08.2019 (с 01.07.2018 по 31.08.2019 - для продукции отрасли автомобилестроения), в размере, указанном в пункте 2.1 соглашения, определенном в соответствии с пунктом 5 Правил.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения министерством была перечислена получателю субсидия в размере 195 987 113,50 рублей.
Федеральным казначейством в период с 29.09.2020 по 19.10.2020 в отношении министерства проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2017-2019 годы.
По итогам проверки Федеральным казначейством был составлен акт внеплановой выездной проверки от 20.10.2020, направленный в адрес министерства письмом от 23.10.2020 N 18-03-01/21698, и направлено представление от 15.12.2020 N 18-03-01/26118, в которых указано, помимо прочих, следующее выявленное нарушение: в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 496 "О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции" (далее - Правила) (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 1214), пункта 3.1.2 соглашения в 2019 году министерством предоставлена субсидия обществу при отсутствии подтверждения производства капролактама за период с 01.10.2018 по 13.05.2019 на территории Российской Федерации (на период транспортировки), что привело к неправомерному предоставлению субсидии в сумме 105 922 629,40 рублей.
Письмом от 21.01.2021 министерством в адрес общества было направлено требование N 3015/03 о возврате представленных средств субсидий в доход федерального бюджета сумму 105 922 629,40 рублей и уплате штрафа в размере выявленных нарушений.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Согласно пункту 5 Правил для расчета размера субсидий, применяется коэффициент субсидирования, равный 0,8, в случае, если организация осуществляет производство продукции, соответствующей требованиям, приведенным в Приложении к Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719), что подтверждается заключением о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации, выданным министерством в соответствии с Постановлением N 719, то есть достаточным являлось подтверждение факта производства данной продукции конкретной организацией, установленного соответствующим документом, а не периода его производства и транспортировки.
Постановлением N 719 определены критерии и порядок подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением N 719, заключение выдается на основании заявления о выдаче заключения, представляемого в министерство субъектом деятельности в сфере промышленности.
Суды установили, что производство обществом продукции, соответствующей требованиям Постановления N 719, подтверждено заключениями министерства от 14.05.2019 и от 03.08.2017.
Фактически транспортировка продукции осуществлена в период с 01.10.2018 по 21.05.2019, в соответствии с пунктом 1.1.1 соглашения от 21.12.2019 N 020-11-2019-1344.
При этом пунктом 5 Правил не было предусмотрено, что подтверждение производства продукции на территории Российской Федерации должно быть получено на дату транспортировки продукции либо применительно к конкретным партиям произведенной продукции.
Соответственно, учитывая наличие заключений о соответствии продукции требованиям Постановления N 719, а также отсутствие запрета на получение такого заключение после транспортировки продукции, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что затраты общества, связанные с транспортировкой продукции обоснованно включены обществом при расчете субсидии на транспортировку продукции, а условия предоставления субсидий обществу не нарушены.
Вопреки доводам кассационной жалобы министерства, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении подлежащих применению норм материального права с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства и доказательства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 по делу N А40-101602/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 Правил для расчета размера субсидий, применяется коэффициент субсидирования, равный 0,8, в случае, если организация осуществляет производство продукции, соответствующей требованиям, приведенным в Приложении к Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719), что подтверждается заключением о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации, выданным министерством в соответствии с Постановлением N 719, то есть достаточным являлось подтверждение факта производства данной продукции конкретной организацией, установленного соответствующим документом, а не периода его производства и транспортировки.
...
В соответствии с пунктом 2 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением N 719, заключение выдается на основании заявления о выдаче заключения, представляемого в министерство субъектом деятельности в сфере промышленности.
...
Фактически транспортировка продукции осуществлена в период с 01.10.2018 по 21.05.2019, в соответствии с пунктом 1.1.1 соглашения от 21.12.2019 N 020-11-2019-1344.
При этом пунктом 5 Правил не было предусмотрено, что подтверждение производства продукции на территории Российской Федерации должно быть получено на дату транспортировки продукции либо применительно к конкретным партиям произведенной продукции."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2022 г. N Ф05-19279/22 по делу N А40-101602/2021