город Москва |
|
12 октября 2022 г. |
Дело N А41-77893/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Зыков В.П., доверенность от 04.10.2021;
от заинтересованного лица: Туркова А.А., доверенность от 08.04.2022; Фокин А.В., доверенность от 20.09.2022;
рассмотрев 05 октября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Главного управления Росгвардии по Московской области
на решение от 06 мая 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 04 июля 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-77893/21
по заявлению НОЧУ ДПО "ГЕСАР"
об оспаривании бездействия
к Главному управлению Росгвардии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
НОЧУ ДПО "ГЕСАР" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Росгвардии по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным бездействия по несовершению действий по выделению сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знания правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращения с оружием; об обязании осуществить выделение сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знания правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращения с оружием в соответствии с утвержденным графиком: понедельник с 14:00 до 17:00; среда с 14:00 до 17:00; четверг с 14:00 до 17:00; пятница с 10:00 до 17:00, а также в иное время по письменному обращению.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия Управления по несовершению действий по выделению сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знаний правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращений с оружием; на Управление возложена обязанность выделить сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знаний правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращений с оружием; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 года решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Главное управление Росгвардии по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в части признания незаконным бездействия Управления по несовершению действий по выделению сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знаний правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращений с оружием и возложения на Управление обязанности выделить сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знаний правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращений с оружием, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, НОЧУ ДПО "ГЕСАР" является негосударственным образовательным учреждением, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности и оказывающим услуги по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования. Учреждение осуществляет образовательную деятельность по подготовке лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, также осуществляются периодические проверки по безопасному обращению с оружием для частных охранников.
Учебная программа учреждения по подготовке лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием согласована с Управлением 22.03.2017.
График выделения сотрудников ОЛРР по Ступинскому району Управления согласован в следующем порядке: понедельник с 14:00 до 17:00; среда с 14:00 до 17:00; четверг с 14:00 до 17:00; пятница с 10:00 до 17:00.
Приказом от 11.01.2021 N 1/1 создана комиссия по подготовке лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. В состав комиссии входит должностное лицо подразделения лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии.
Суды указали, что в заявлении учреждение ссылалось на то, что в период с 21.07.2021 и до настоящего времени Управлением не выделяются сотрудники для участия в работе комиссии по приему экзаменов по результатам изучения гражданами правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. Данное обстоятельство подтверждается актами, согласно которым прибывшие для сдачи экзамена граждане не могли принять в них участие в связи с отсутствием сотрудника Росгвардии в составе экзаменационной комиссии.
Также судами установлено, что письмом от 26.07.2021 N 130 учреждение уведомило Управление о неявке сотрудника.
Письмом от 03.08.2021 N 143 учреждение повторно сообщило Управлению о неявке сотрудников для участия в работе комиссии по приему экзаменов по результатам изучения гражданами правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и просило выделить сотрудника для участия в работе комиссии по приему экзаменов по результатам изучения гражданами правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием в соответствии с ранее утвержденным графиком.
Письмом от 20.08.2021 исх. N 202/9-9297 Управление сообщило, что в соответствии с приказом Управления от 29.07.2021 N 374 "О внесении изменений в приказ Главного управления Росгвардии по Московской области от 28.04.2020 N 157 "Об утверждении перечня должностных лиц подразделений лицензионно-разрешительной работы Главного управления для включения в состав комиссии по проверке у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием" сотрудники ОЛРР по Ступинскому району Управления исключены из перечня должностных лиц, включенных в состав комиссии по проверке у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращения с оружием. На основании изложенного сотрудники в комиссию по проверке у граждан знания правил безопасного обращения с оружием и навыков безопасного обращения с оружием не выделяются.
Кроме того, суды отметили, что учреждение указывало на то, что Управление допускает бездействие по соблюдению требований закона, выражающееся в не совершении действий по выделению сотрудников для участия в комиссии по проверке у граждан знания правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращения с оружием.
Учреждение, полагая, что указанное бездействие является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования в части, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Положение), Росгвардия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Росгвардия осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии (пункт 5 Положения).
Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденный приказом Росгвардии от 14.01.2020 N 8 (далее - Административный регламент) определяет порядок осуществлении Росгвардией и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
В соответствии с подпунктом 19.5 пункта 19 Административного регламента, осуществление государственного контроля (надзора) включает в себя административную процедуру - проверку обеспечения условий хранения (сохранности) оружия.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 226-ФЗ), войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные федеральным законодательством; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V классов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы или охотничье пневматическое оружие, за исключением граждан, имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. Граждане Российской Федерации, впервые приобретающие охотничье огнестрельное длинноствольное оружие или спортивное огнестрельное длинноствольное оружие, за исключением граждан, имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию, при изучении правил безопасного обращения с оружием и приобретении навыков безопасного обращения с оружием обязаны пройти обучение безопасному самостоятельному снаряжению патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию. Перечень организаций, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, определяется Правительством Российской Федерации. Требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и порядок согласования этих программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Приказом Росгвардии от 26.12.2018 N 661 утвержден Порядок проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием (далее - Порядок N 661), пунктом 2 которого предусмотрено, что для осуществления проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием приказом организации создается комиссия, в состав которой включаются руководитель (председатель Комиссии) и работники организации, а также должностное лицо подразделения лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии. Решение об участии в работе Комиссии должностного лица подразделения лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии оформляется приказом начальника территориального органа Росгвардии на основании письменного обращения руководителя организации.
Суды указали, что требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и порядок согласования этих программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Учреждением судам представлена выписка из протокольного решения центра лицензионно-разрешительной работы Управления от 17.11.2011 об определении учреждения для организации и приема квалификационного экзамена у охранников (граждан) 4 разряда Комиссией Управления.
Кроме того, судам представлен приказ учреждения от 11.01.2021 N 1/1 о создании комиссии, включающей в состав, в том числе должностное лицо подразделения лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии (в соответствии с приказами Управления от 25.11.19 N 387 и от 23.03.2017 N 88).
Также судам представлен согласованный с начальником ОЛРР по Ступинскому району Управления майором полиции Фыряевым А.В. и утвержденный директором учреждения график выделения сотрудников ОЛРР по Ступинскому району Управления в учреждение.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии обязанности сотрудника ОЛРР по Ступинскому району Управления участвовать в организации и приеме квалификационного экзамена.
Довод Управления о том, что требование о выделении сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знания правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращения с оружием противоречит пункту 2 Порядка N 661, правомерно отклонен судами в связи со следующим.
Суды правомерно отметили, что ни данный нормативно-правовой акт, ни иные нормативно-правовые акты не предусматривают возможность отказа Управления в выделении сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знания правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращения с оружием.
Ввиду изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование учреждения о признании незаконным бездействия Управления по несовершению действий по выделению сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знания правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращения с оружием является состоятельным и подлежит удовлетворению.
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов учреждения суды правомерно возложили на Управление обязанность выделить сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знаний правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращения с оружием.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 года по делу N А41-77893/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Росгвардии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учреждением судам представлена выписка из протокольного решения центра лицензионно-разрешительной работы Управления от 17.11.2011 об определении учреждения для организации и приема квалификационного экзамена у охранников (граждан) 4 разряда Комиссией Управления.
Кроме того, судам представлен приказ учреждения от 11.01.2021 N 1/1 о создании комиссии, включающей в состав, в том числе должностное лицо подразделения лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии (в соответствии с приказами Управления от 25.11.19 N 387 и от 23.03.2017 N 88).
...
Довод Управления о том, что требование о выделении сотрудника для участия в комиссии по проверке у граждан знания правил безопасного обращения с оружием и наличие навыков безопасного обращения с оружием противоречит пункту 2 Порядка N 661, правомерно отклонен судами в связи со следующим.
...
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 года по делу N А41-77893/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Росгвардии по Московской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 октября 2022 г. N Ф05-24564/22 по делу N А41-77893/2021