город Москва |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А41-66135/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19.10.2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Анциферовой О.В.
судей: Гречишкина А.А., Дербенёва А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Лисов Е.В., доверенность от 23.03.2022 г., Иванов А.В., доверенность от 04.04.2022 г.,
от заинтересованных лиц:
Домодедовская таможня - Булгаков А.Н., доверенность от 01.03.2022 г., Таналина Я.К., доверенность от 05.03.2022 г.,
ФТС России - Панькина П.И., доверенность от 01.12.2021 г., Антонова М.Д., доверенность от 15.08.2022 г.,
рассмотрев 13 октября 2022 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Джон Дир Русь"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 года,
по заявлению ООО "Джон Дир Русь"
к Домодедовской таможне, ФТС России
о признании недействительным решение,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Джон Дир Русь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне, ФТС России (далее - заинтересованные лица, таможенный орган) о признании недействительным решения о классификации товаров от 11.06.2021 N РКТ-10002000-21/000014Д.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.03.2022 года требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 года, решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2022 года отменено, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом арбитражного суда апелляционной инстанции, ООО "Джон Дир Русь" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
Представители заявителя настаивали на удовлетворении кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней. Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в приобщенных к материалам дела отзывах на кассационную жалобу, а также в судебном акте и просили судебный акт суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность судебного акта проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ООО "Джон Дир Русь", в которой заявитель со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанции в ходе рассмотрения дела по существу, между ООО "Джон Дир Русь" (покупатель) и компанией DEERE AND COMPANY WORLDWIDE LOGISTICS OPERATIONS (продавец) заключен внешнеторговый контракт от 12.11.2009 N 002/11-2009, в рамках которого в адрес общества поступали, среди прочего, компоненты автогрейдеров торговой марки "JOHN DEERE".
Поставляемые компоненты задекларированы заявителем в регионе деятельности Балтийской, Санкт-Петербургской, Домодедовской, Шереметьевской, Московской областной и Новосибирской таможен по 85 ДТ. При этом фактический ввоз товара осуществлен в регионе деятельности одного таможенного органа, а в регионах деятельности других таможенных органов поданы декларации на товары в электронной форме по технологии удаленного выпуска.
Согласно сведениям о товарах в графе 31 по ДТ, поданным на таможенный пост Шушарский Санкт-Петербургской таможни (код 10210130), таможенный пост Гавань Балтийской таможни (код 10216120), таможенный пост Балтийский (центр электронного декларирования) Балтийской таможни (код 10216170), таможенный пост Новосибирский (центр электронного декларирования) Новосибирской таможни (код 10609050) товар N 1 указаны: части комплектующие новые - компоненты для производства автогрейдеров торговой марки "JOHN DEERE" различных моделей: силовой модуль автогрейдера, включающий в себя: двигатель внутреннего сгорания с системой охлаждения, трансмиссия, шасси, электрическая и гидравлическая система с корпусом для защиты от вращающихся деталей, топливный бак и задние отвалы. Приводит машину в движение. Изготовитель "JOHN DEERE WATERLOO WORKS", "JOHN DEERE", товарный знак "JOHN DEERE"; кабина оператора автогрейдера для различных моделей с установленными лампами освещения, проблесковым маячком, зеркалами заднего вида, органами управления, защитной крышкой клапанов, руководством оператора и инструкцией, изготовитель "JOHN DEERE WATERLOO WORKS", "JOHN DEERE", товарный знак "JOHN DEERE".
Согласно сведениям о товарах в графе 31 по ДТ поданным на таможенный пост Аэропорт Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни (код 10002010) - товар N 7, таможенный пост Московской областной (центр электронного декларирования) Московской областной таможни (код 10013160) товар N 7, Балтийский таможенный порт (центр электронного декларирования) (код 10216170) товар N 1, Авиационный центр электронного декларирования Шереметьевский таможни по ДТ N 10005030/201119/0328066 - товар N 7, указаны: части, предназначенные для машин или механизмов товарной позиции 8426, 8429 или 8430, компоненты для производства техники торговой марки "JOHN DEERE": произв.: "DEERE & COMPANY", Соединенные штаты (tm) "JOHN DEERE" передняя рама автогрейдера, включающая в себя основу для центрального отвала с гидравлическим мотором и редуктором для вращения на раме, основу для бульдозерного отвала, передний мост и световое освещение; сцепка бульдозерного отвала, используется крепления бульдозерного отвала и его перемещения при помощи гидравлики; центральный отвал, длиной 4.3 м, устанавливается под передней рамой автогрейдера.
В отношении вышеуказанных товаров в графе 33 (код товара) обществом заявлен классификационный код 8431 49 800 9 Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД), предполагающий ставку ввозной таможенной пошлины 0%, НДС - 18% (с 2019 года - НДС 20%). Одновременно с ДТ таможенному органу предоставлены документы, в том числе: техническая информация о товарах, коммерческие и товаросопроводительные документы, иные документы.
Товары по спорным ДТ выпущены таможенными органами в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
После выпуска товаров таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка (акт проверки от 14.04.2021 N 10002000/210/140421/А000016), в результате которой установлено, что товары "компоненты для производства автогрейдеров торговой марки "JOHN DEERE" различных моделей: силовой модуль автогрейдера; кабина оператора автогрейдера; передняя рама автогрейдера", задекларированные от имени заявителя по спорным ДТ, фактически представляют собой изделие, именуемое "базовая машина автогрейдера марки "JOHN DEERE" в несобранном виде, состоящая из следующих компонентов: силовой модуль, кабина оператора с органами управления, передняя рама. Модели 672G, 772G, 872 G".
По мнению таможенного органа, изделие, именуемое "базовая машина автогрейдера марки "JOHN DEERE" в несобранном виде, состоящая из следующих компонентов: силовой модуль, кабина оператора с органами управления, передняя рама. Модели 672G, 772G, 872 G" должно классифицироваться в товарной позиции 8429 ТН ВЭД в соответствии с порядком, установленным в основном правиле интерпретации (ОПИ) 2а.
11.06.2021 таможенным органом принято решение о классификации товаров N РКТ-10002000-21/000014Д согласно которому отменен классификационный код товаров "компоненты автогрейдеров" по спорным ДТ с заявленного декларантом кода 8431 49 800 9 на код 8429 20 009 9 ТН ВЭД.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения таможенным органом при принятии оспариваемого решения о классификации пункта 17 Порядка, утвержденного Приказом ФТС России от 31.01.2019 N 156 "Об утверждении формы решения о классификации товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, формы решения об изменении решения о классификации товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, порядков их заполнения, а также порядков и сроков принятия указанных решений" (далее - Порядок), а также ОПИ.
Суд первой инстанции указал, что из положений пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Приказа ФТС России от 31.01.2019 N 156 "Об утверждении формы решения о классификации товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, формы решения об изменении решения о классификации товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, порядков их заполнения, а также порядков и сроков принятия указанных решений" следует, что таможенный орган осуществляет классификацию товаров путем принятия решения о классификации товаров по определенной форме и в определенном порядке.
Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято с нарушением п. 17 Порядка, поскольку решение принято в отношении товаров, задекларированные в регионе деятельности Балтийской, Санкт-Петербургской, Домодедовской, Шереметьевской, Московской областной и Новосибирской таможен.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции указал, что положения Порядка утвержденного Приказом ФТС России от 31.01.2019 N 156 не регламентирует случаи принятия решений о классификации товаров в несобранном виде на основании ОПИ (2а), когда товары с различными наименованиями объединяются в один товар, и не предусматривает механизм принятия решения в случае использования выявленной по результатам таможенной проверки у общества схемы ввоза товаров с намеренным уклонением от уплаты таможенных платежей, в связи с чем, Домодедовской таможней реализован единственно возможный способ принятия решения.
Более того, в соответствии с абзацем 2 пункта 15 Порядка в случае если таможенный орган, проводящий таможенную проверку, не является таможенным органом, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товаров, проект решения о классификации товара подготавливается с учетом позиции таможенного органа, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, полученной подразделением.
Домодедовской таможней проект решения от 11.06.2021 N РКТ-10002000-21/000014Д направлен для согласования в таможенные органы, где произведен их выпуск.
Указанная в оспариваемом судебном акте позиция Новосибирской таможни о правомерности классификации в данном таможенном органе, основана на ДТ Новосибирской таможни, к которых декларировалось только 2 составные части базовой машины автогрейдера: кабины и силовые модули.
В связи с различием позиций таможенных органов, которыми осуществлен выпуск товаров по ДТ, включенным в таможенную проверку, в соответствии с пунктом 15 Порядка получена позиция вышестоящего таможенного органа о классификации товаров.
Кроме того, принятие одного решения о классификации товара в рассматриваемой ситуации соответствует принципу единства системы таможенных органов, закрепленного частью 1 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, с учетом абзаца 2 пункта 15 Порядка, суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие достаточных оснований для вывода о незаконности оспариваемого решения в связи с нарушением пункта 17 Порядка.
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (п. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС).
Положениями статьи 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Евразийской экономической комиссией и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с ОПИ, применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Согласно ОПИ 1 и 6 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; классификация товаров для юридических целей осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям ТН ВЭД ЕАЭС. При этом классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОПИ 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.12.2016 N 38).
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
При классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
По результатам таможенной проверки установлено, что декларация на товары по ДТ N 10609050/260519/0024273 (товар N 1) подана на таможенный пост Новосибирский (центр электронного декларирования) Новосибирской таможни (код 10609050): части комплектующие новые - компоненты для производства автогредейров торговой марки John Deere: силовой модуль автогрейдера модели 772G, включающий в себя: двигатель внутреннего сгорания с системой охлаждения, трансмиссия, шасси, электрическая и гидравлическая система с корпусом для защиты от вращающихся деталей, топливный бак и задние отвалы, приводит машину в движение; кабина оператора автогрейдера модели 772G с установленными лампами освещения, проблесковым маячком, зеркалами заднего вида, органами управления, защитной крышкой клапанов, руководством оператора и инструкцией.
В результате сборочных операций с товаром, задекларированным по ДТ N 10013160/300519/0181260 (товар N 7), деклараций на товары подана в регионе деятельности таможенного поста Московской областной (центр электронного декларирования Московской областной таможни): части, предназначенные для машин или механизмов товарной позиции 8426, 8429 или 8430, компоненты для производства техники т.м. "JOHN DEERE": передняя рама автогрейдера, включающая в себя основу для центрального отвала с гидравлическим мотором и редуктором для вращения на раме, основу для бульдозерного отвала, передний мост и световое освещение.
По результатам сопоставительного анализа, таможенным органом установлено, что согласно представленной обществом выгрузке складского учета готовой продукции, отражающей выход из производства готовых автогрейдеров, составные части базовой машины автогрейдера, задекларированные по ДТ на компоненты - силовой модуль и кабина оператора с органами управления вместе с составной частью базовой машины автогрейдера, задекларированной по ДТ на компонент - передняя рама, образуют на выходе из производства готовые автогрейдеры, с идентичными серийными номерами (серийный идентификационный номер 1JZ772GXLKC003175, 1JZ772GXAKC003174) (модели автогрейдера 772G), ввезенные на территорию Российской Федерации и задекларированные в некомплектном или незавершенном, несобранном или разобранном виде.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого решения о классификации товара.
Из материалов дела следует, что суть спора по коду ТН ВЭД ЕАЭС между таможенным органом и обществом сводится к тому, что оспариваемым решением от 11.06.2021 таможенный орган изменил классификационный код товаров "части автогрейдеров" по спорным ДТ с заявленного декларантом кода 8431 49 800 9 на код 8429 20 009 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно ТН ВЭД в товарную позицию 8431 включаются "части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425 - 8430: - машин или механизмов товарной позиции 8426, 8429 или 8430; машин или механизмов товарной позиции 8426, 8429 или 8430; 8431 49 прочие; 8431 49 800 прочие; 8431 49 800 9 прочие.
Классификационный код 8429 20 009 9 ТН ВЭД предусмотрен для товаров "бульдозеры с неповоротным или поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные": 8429 20 00 грейдеры и планировщики; 8429 20 009 прочие; 8429 20 009 9 прочие.
Согласно пояснениям к коду 8429 20 009 9 ТН ВЭД, при условии соблюдения общих положений, относящихся к классификации частей, части машин данной товарной позиции, в частности, рабочие инструменты (отвалы, ковши и т.д.), как снабженные стрелой и пневмо- или гидроцилиндрами, так и без них, пригодные для непосредственной установки на самоходное основание, включаются в товарную позицию 8431.
Следовательно, в товарную позицию 8431 включаются части, пригодные для непосредственной установки на самоходное основание машин товарной позиции 8429.
В рассматриваемом случае задекларированы компоненты базовой машины (самоходного основания), а не устанавливаемые на самоходное основание рабочие инструменты, наименования которых приведены в пояснениях к товарной позиции 8434 ТН ВЭД в качестве включаемых в товарную позицию 8431.
Согласно положениям ГОСТ 27535-87 (ИСО 7134-85) базовая машина - автогрейдер без рабочего оборудования, соответствующий технической документации изготовителя машина должна быть снабжена необходимыми местами крепления для установки дополнительного оборудования.
В ходе таможенной проверки было установлено и отражено в акте таможенной проверки, что все компоненты базовой машины самоходных автогрейдеров торговой марки "JOHN DEERE" представлены следующим: силовой модуль автогрейдера с двигателем внутреннего сгорания, системой охлаждения, трансмиссией, шасси, электрической и гидравлической системой, топливным баком; кабина оператора автогрейдера с органами управления; передняя рама автогрейдера, включающая в себя основу для центрального отвала с гидравлическим мотором и редуктором для вращения на раме, основу для бульдозерного отвала, передний мост и световое освещение, задекларированные по таможенным декларациям, в отношении которых проведена таможенная проверка, специально разработаны для совместной установки в целях образования базовой машины автогрейдера после проведения сборочных операций и никаких других машин.
С целью получения сведений об основных составных частях базовой машины автогрейдера, производимого обществом, в ЭКС ЦЭКТУ ФТС России назначена идентификационная таможенная экспертиза.
Согласно Заключению таможенного эксперта от 22.10.2020 N 12411004/0024865 и разъяснению, полученному письмом ЭКС ЦЭКТУ ФТС России от 10.11.2020 N 21-10/08350 "О направлении информации" автогрейдер - это самоходная колесная машина с регулируемым отвалом, расположенным между передними задними колесами, которая режет, перемещает и распределяет материал обычно в целях профилирования. В качестве подтверждения, что автогрейдер является самоходной машиной, при таможенном декларировании товаров по ДТ на компоненты автогрейдер - силовой модуль и кабина оператора с органами управления, декларант предоставляет "Паспорт самоходной машины и других видов техники" на ранее ввезенные товарные партии.
Таким образом, базовая машина и является самоходным основанием автогрейдера, на которое устанавливается рабочее оборудование. Именно рабочее оборудование, поставляемое и декларируемое отдельно от автогрейдера, включается в товарную позицию 8431, а не составные части базовой машины автогрейдера, которая обладает признаками автогрейдера и никаких других машин.
Кроме того, в пояснениях к товарной позиции 8429 указано, что положения пояснений к товарной позиции 8430, относящиеся к самоходным и многофункциональным машинам, применимы, mutatis mutandis ("с соответствующими изменениями"), к самоходным машинам данной товарной позиции.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8430, в данную товарную позицию включаются самоходные машины, в которых ходовая база, органы управления, рабочие инструменты и их пусковое оборудование специально разработаны для совместной установки и образуют единую механическую установку. Это относится, например, к ходовой базе, похожей на трактор, но специально разработанной, построенной или усиленной для образования неотъемлемой части машины, выполняющей одну или более функций, упомянутых в данной товарной позиции (разработка, планировка грунта и т.д.). Такие ходовые базы, представленные отдельно, также включаются в данную товарную позицию в качестве неукомплектованных машин, которые имеют все основные признаки укомплектованных машин этого типа, что соответствует ОПИ 2 а).
С соответствующими изменениями (mutatis mutandis) пояснений к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС базовая машина автогрейдера, представленная отдельно, включается в товарную позицию - 8429 в качестве неукомплектованной машины, которая имеет основные признаки укомплектованных машин этого типа.
Автогрейдеры производства ООО "Джон Дир Русь", моделей 672G, 772G, 772G представляют собой шестиколесные одномоторные автогрейдеры с задним расположением двигателя, с передними управляемыми колесами, с регулируемым отвалом, расположенным между передней и задними осями.
Основные узлы автогрейдера: основная (передняя) полурама; подмоторная (задняя) полурама; тяговая рама с поворотным кругом и отвалом; силовой модуль; кабина оператора с органами управления. Стоит отметить, что задняя полурама является одной из двух частей шарнирно-сочлененной рамы и собрана с силовым модулем, сведения о котором заявляются в ДТ. При этом тяговая рама с поворотным кругом и отвалом является основным рабочим оборудованием автогрейдера и базируется на основной раме автогрейдера, что свидетельствует о том, что тяговая рама, являясь рабочим оборудованием, не относится к составным частям базовой машины автогрейдера.
Исходя из заключения таможенного эксперта с использованием терминов и определений ГОСТ 27535-87 (ИСО 7134-85), с учетом серийности производства вышеперечисленные узлы, в т.ч. декларируемые по ДТ компоненты автогрейдера - силовой модуль и кабина оператора с органами управления, относятся к составным частям автогрейдера, а именно, к основным составным частям базовой машины автогрейдера.
Выводы эксперта, изложенные в заключении судебной экспертизы, относительно того, что совокупность товаров, ввезенных по спорным ДТ не образуют автогрейдер, не имеет значения для правильного рассмотрения дела.
Согласно оспариваемому решению, таможенным органом исследовались лишь составные части базовой машины автогрейдера, а именно товары: силовой модуль автогрейдера, кабина оператора автогрейдера и передняя рама автогрейдера. При этом таможенный орган пришел к выводу, что данные товары составляют базовую машину автогрейдера, а не сам автогрейдер.
Выводы эксперта о том, что при отсутствии колесных дисков и шин невозможно изготовить самоходную колесную машину, которой по определению является автогрейдер, не исключает применение правила 2 (а) ОПИ к совокупности спорных товаров как к базовой машине автогрейдера, классифицируемой в качестве автогрейдера, представленного в некомплектном или незавершенном виде.
Доводы общества о невозможности применения 2 (а) ОПИ правомерно отклонены судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно ОПИ 2а любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Как было указано выше, декларируемые товары имеют органы управления, обладают характерными признаками автогрейдера и никаких других машин. Возможность выполнения декларируемым товаром основной функции, в том составе, в котором он представлен к таможенному декларированию, а также сборочные операции и их последовательность, является условием применения ОПИ 2 (a).
Фактически товары в этом случае представляют собой набор частей, они классифицируются как соответствующая машина, а не в какой-либо отдельной товарной позиции, относящейся к частям. То же относится и к незавершенным машинам, имеющим признаки завершенной машины и представленным в разобранном виде (общие положения к группам 84 и 85 ТН ВЭД ЕАЭС). Однако несобранные компоненты в количестве, превышающем необходимое для завершенной машины или для незавершенной машины, имеющей характеристики завершенной машины, включаются в товарные позиции, соответствующие данным товарам (Пояснения к разделу XVI ТН ВЭД (V) "Несобранные машины").
Кроме того ссылка на примечание 2 к разделу XVI ТН ВЭД некорректна, так как товары, в отношении которых проведена таможенная проверка, не являются теми частями, для которых предусмотрена товарная позиция 8431. Они являются компонентами, которые без проведения дальнейших рабочих операций для приведения этих компонентов в завершенный вид, после осуществления сборочных операций, образуют базовую машину самоходного автогрейдера торговой марки "JOHN DEERE".
Пояснениями к ОПИ 2 (a) (товары, представленные в некомплектном или незавершенном виде) и к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС установлено следующее.
Первая часть Правила 2 (a) расширяет содержание любой товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основным свойством комплектного или готового изделия. В разделе XVI ТН ВЭД ЕАЭС любое упоминание машины или устройства относится не только к завершенной машине, но и к незавершенной машине (то есть собранной из частей настолько полно, что она уже обладает главными существенными признаками завершенной машины). Так машина, в которой не хватает лишь маховика, плиты основания, каландровых валков, устройств для закрепления инструмента и пр., включается в ту же самую товарную позицию как машина, а не в какую-либо отдельную товарную позицию, предназначенную для частей. Аналогичным образом машина или устройство, обычно содержащее электродвигатель (например, электромеханический ручной инструмент товарной позиции 8467), включается в товарную позицию, относящуюся к соответствующей завершенной машине, даже если она представлена без этого двигателя.
Вторая часть Правила 2 (a) предусматривает, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия. Товары бывают представлены подобным образом обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки. Хотя фактически товары в этом случае представляют собой набор частей, они классифицируются как соответствующая машина, а не в какой-либо отдельной товарной позиции, относящейся к частям.
В рассматриваемом случае обществом через несколько таможенных органов под видом частей была задекларирована базовая машина автогрейдера без колес в несобранном виде, которая обладает характерными признаками автогрейдера.
Колеса, в соответствии с терминологией ГОСТ 27535-87 (ИСО 7134-85), не относятся к компонентам базовой машины автогрейдера, а именно сама базовая машина автогрейдера согласно пояснениям к товарной позиции 8430, относящиеся к самоходным машинам, mutatis mutandis применимых, к самоходным машинам товарной позиции 8429, ходовые базы, представленные отдельно, также включаются в товарную позицию 8429 в качестве неукомплектованных машин, которые имеют все основные признаки укомплектованных машин этого типа.
Базовая машина автогрейдера без колес, для целей классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС должна рассматриваться как машина, классифицируемая в товарной позиции, относящейся к соответствующей завершенной машине, в частности автогрейдера, включаемого в товарную позицию 8429 ТН ВЭД ЕАЭС.
Отклоняя доводы заявителя жалобы о том, что спорные товары не собираются только в результате сборочных операций с помощью крепежного материала, а товары подвергаются дополнительным технологическим операциям, что исключает применение ОПИ 2а; а также что на четырех из семи этапах производства автогрейдеров на заводе общества, осуществляются технологические операции, связанные с прокладной, установкой и наладкой гидравлических линий, установкой и монтажом тормозной системы, электропроводки, установкой тяговой рамы с поворотным кругом отвалом и установкой колес, заправкой систем кондиционирования, заправкой технических жидкостей и проверкой количества горюче-смазочных материалов, и тестированием готового автогрейдера, судом апелляционной инстанции указано следующее.
Согласно представленной обществом схеме производства автогрейдеров, процесс сборки автогрейдера на заводе в Домодедово включает в себя следующие этапы: в процессе сборки автогрейдера к основной раме устанавливается рама двигателя. Сборка основной рамы и рамы двигателя осуществляется путем их механического соединения посредством установки втулок, болтов и гаек. Также соединяются гидравлические элементы системы, как шланги и трубки. Подключаются электрические разъемы. Позже в процессе сборки также устанавливаются фильтр предварительной очистки, глушитель, кронштейн датчика поворота рамы.
Следующий этап заключается в установке кабины автогрейдера. Кабина состоит из металлической рамы, остекления, пластиковых и резиновых компонентов, элементов обивки. Кабина устанавливается на предназначенные опорные места на основной раме. Кабина фиксируется путем затяжки болтов и гаек. Далее производится подключение элементов управления гидравлической системы, элементов электрической системы, а также других элементов управления автогрейдером.
Последующий процесс сборки автогрейдера заключается в установке на кабину кронштейна для трубок кондиционера, лестницы кабины, резинового коврика. После установки кабины производится установка и подключение переднего и центрального отвалов. Отвалы устанавливаются на основной раме автогрейдера. После чего подключаются гидравлические элементы, приводящие отвалы в движение. Далее производится установка шести колес автогрейдера. Колеса автогрейдера фиксируются на ступицах специальными болтами, которые затягиваются на определенный момент.
Таким образом, представленная обществом схема сборки автогрейдера не позволяет определить описанные процессы сборки как высокотехнологичные.
Доводы заявителя жалобы о том, что общество осуществляет промышленное производство автогрейдеров на территории России, также правомерно отклонены судом апелляционной инстанции.
ООО "Джон Дир Русь" на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 01.03.2016 N 531 включено в Перечень уполномоченных органов (организаций) и организаций-изготовителей, включаемых в национальную часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники и уполномочен выпускать ПСМ на грейдеры, произведенные в Домодедово.
Минпромторг России уполномочен на выдачу заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 719).
Письмо Минпромторга России от 31.01.2022 N 6253/7 (в ответ на письмо Домодедовской таможни от 23.12.2021 N 08-01-11/18683) подтверждает, что ООО "Джон Дир Русь" является производителем промышленной продукции и в период с 2019 года имеет действующее Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации на следующие виды промышленной продукции; "Культиватор полевой с плавающей сцепкой", "Сеялка пневматическая прицепная", "Сеялка зерновая прицепная", "Загрузчик семян полуприцепной", "Загрузчик семян прицепной".
Дополнительно в вышеуказанном письме указано, что заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации на иную промышленную продукцию, в том числе на автогрейдеры, обществу не выдавались.
Таким образом, ООО "Джон Дир Русь2 не осуществляет промышленное производство автогрейдеров на территории Российской Федерации, поскольку автогрейдеры серии 672G, 772G, 872G торговой марки "John Deere" не соответствуют критериям отнесения промышленной продукции к произведенной на территории Российской Федерации по причине невыполнения минимального набора необходимых технологических операций, предусмотренным постановлением N 719.
Также Домодедовская таможня обратилась (письмо от 23.12.2021 N 08-01-11/18684) в Российскую ассоциацию производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциация Росспецмаш), в которую входит 221 предприятие, среди которых производители сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники, пищевого оборудования, компонентов, прицепов и полуприцепов. Деятельность Ассоциации направлена на представление интересов отраслей по вопросам развития производства, экспорта, содействие в продвижении продукции отечественного производства, а также разработка и экспертиза международных, межгосударственных и национальных стандартов, участие в разработке и изменении технических регламентов Евразийского экономического союза, организация работы Технического комитета ТК 284 и его подкомитетов.
Ответное письмо Ассоциации Росспецмаш от 29.12.2021 N 434/21-132 также подтверждает позицию таможенного органа, в котором указано, что согласно схеме сборки автогрейдеров на заводе ООО "Джон Дир Русь" в г. Домодедово не включает такие важные и технологически сложные процессы, как раскрой, механическая обработка, гибка, сварка, создание узлов и агрегатов, нанесение защитных покрытий и т.д.
Более того, отсутствие производства ООО "Джон Днр Русь" промышленной продукции - автогрейдеров подтверждается выводами эксперта по вопросам N N 3, 4, 5, согласно которым совокупность технологических процессов, выполняемых на заводе ООО "Джон Дир Русь" в г. Домодедово с ввезенными компонентами является сборочным производством; ввезенные по спорным ДТ компоненты, в процессе производства автогрейдеров не подвергаются каким-либо операциям, изменяющим свойства конечного изделия, не изменяющим его конструкцию; присвоение серийного номера и происхождение электронной сертификации не подтверждают производство автогрейдера впервые непосредственно на предприятии ООО "Джон Днр Русь" в г. Домодедово.
Выводы эксперта о наличии на заводе ООО "Джон Дир Русь" только сборочного производства автогрейдеров из уже готовых компонентов, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, подтверждают отсутствие промышленного производства автогрейдеров на территории Российской Федерации.
Аналогичные выводы относительно этапов производства автогрейдеров на заводе ООО "Джон Дир Русь" в г. Домодедово содержатся в заключении специалиста N 233 от 17.08.2021, в соответствии, с которым сборка автогрейдеров производится методом крупноузловой сборки.
Крупноузловая сборка - технология сборки автогрейдеров, при которой на место сборки с завода-изготовителя поставляются полностью готовые к сборке комплектующие, некоторые в виде крупных узлов.
Крупноузловая сборка включает в себя четыре подкатегории с индексом от 0 до 4, причем, чем выше цифра, тем сложнее технологии сборки и мельче поставляемые узлы. По экспертной оценке индекс сборки исследуемых автогрейдеров имеет значение "1".
Учитывая изложенное, ООО "Джон Дир Русь" не осуществляет промышленное производство автогрейдеров на территории Российской Федерации торговой марки "John Deere", как не соответствующее требованиям, установленным постановлением N 719.
Таким образом, спорные товары были правомерно квалифицированы таможенным органом в соответствии с квалификационным кодом 8429 20 009 9 ТН ВЭД.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствующие предоставленным в материалы дела доказательствам.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 АПК РФ).
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 года по делу N А41-66135/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анциферова |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Колеса, в соответствии с терминологией ГОСТ 27535-87 (ИСО 7134-85), не относятся к компонентам базовой машины автогрейдера, а именно сама базовая машина автогрейдера согласно пояснениям к товарной позиции 8430, относящиеся к самоходным машинам, mutatis mutandis применимых, к самоходным машинам товарной позиции 8429, ходовые базы, представленные отдельно, также включаются в товарную позицию 8429 в качестве неукомплектованных машин, которые имеют все основные признаки укомплектованных машин этого типа.
...
ООО "Джон Дир Русь" на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 01.03.2016 N 531 включено в Перечень уполномоченных органов (организаций) и организаций-изготовителей, включаемых в национальную часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники и уполномочен выпускать ПСМ на грейдеры, произведенные в Домодедово.
Минпромторг России уполномочен на выдачу заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 719)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2022 г. N Ф05-25404/22 по делу N А41-66135/2021