г. Москва |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А40-194160/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 19.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Борсовой Ж.П.,
судей: Колмаковой Н.Н., Ярцева Д.Г.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Разживин А.Г. по доверенности от 03 января 2020 года,
рассмотрев 13 октября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года по делу N А40-194160/2021,
по исковому заявлению Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого округа к акционерному обществу "Интер РАО - Электрогенерация",
УСТАНОВИЛ:
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого округа (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу "Интер РАО - Электрогенерация" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по договору аренды от 29 августа 2012 года N 146/Л-12 за период с 2019 года по май 2021 года в размере 1 649 775 руб. 81 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по существу спора судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, ссылаясь на неприменение закона, подлежащего применению, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на то, что суды пришли к неверному выводу о том, что в части нелесных земель общей площадью 85,6083 га правомерно до начислена арендная плата, исходя из ставки за единицу площади мягколиственных лесов без применения какого-либо из понижающих коэффициентов, так как действующее законодательство исходит из того, что арендная плата за пользование земельными участками лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью и относящимися в соответствии с п. 65 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды РФ от 29.03.2018 N 122, к нелесным землям, всегда рассчитывается с применением какого-либо из понижающих коэффициентов.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от истца поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела в соответствии со статьей 279 АПК РФ.
В заседании суда кассационной инстанции 13 октября 2022 года представитель ответчика изложенные в жалобе доводы и требования поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции усматривает наличие оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлению дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы ввиду следующего.
Из представленных в материалы дела доказательств судами при рассмотрении спора по существу установлено, что 29 августа 2012 года между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор), в редакции дополнительного соглашения N 1, заключен договор аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда N 146/Л-12, по условиям которого арендатору предоставлен в пользование на условиях аренды лесной участок площадью 122, 3683 га под строительство и эксплуатацию объекта по проекту "Ограждающие дамбы береговой линии озера Ямылимуяганто", в том числе 72,7447 га сроком на 5 лет (кадастровый номер участка 89:11:070101:2376) и 49,6236 га сроком на 49 лет (кадастровый номер участка 89:11:070101:2375) с адресными ориентирами: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Таркосалинское лесничество Уренгойского участкового лесничества, квартал N 685.
Согласно пункту 2 договора лесной участок имел площадь 122,3683 га, предоставлялся в аренду под строительство и эксплуатацию объекта по проекту "Ограждающие дамбы береговой линии озера Ямылимуяганто", в том числе: 72,7447 га. сроком на 5 лет: Ограждающие дамбы береговой линии озера Ямылимуяганто, кадастровый номер: 89:11:070101:2376; 49,6236 га. сроком на 49 лет: Ограждающие дамбы береговой линии озера Ямылимуяганто, кадастровый номер: 89:11:070101:2375.
Арендованные лесные участки расположены на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района: защитные леса, площадью 49,6236 га, категория - ценные леса, леса расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах Таркосалинского лесничества Уренгойского участкового лесничества в квартале N 685 в выделах N 12, 24, 25, 26, 27, 32, 42, 43, 44, 53, 63; защитные леса, площадью 72,7447 га, категория - ценные леса, леса расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах Таркосалинского лесничества Уренгойского участкового лесничества в квартале N 685 в выделах N 23, 24, 30, 31.
В силу пункта 4 договора аренды лесной участок передается в аренду для использования лесов в целях - строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
Согласно пункту 5 договора арендная плата за 2012 год вносится на основании расчетов в соответствии с приложением N 4, из которого следует, что арендная плата исчисляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310, с применением поправочного коэффициента индексации в размере 1, 13 (предусмотрен Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 357-ФЗ), поправочного коэффициента по категории леса в размере 4, поправочного коэффициента по характеристике лесного участка в размере 0,5.
Истец указал, что в соответствии с актом приема-передачи лесного участка от 08 октября 2019 года арендатором осуществлен возврат лесного участка площадью 72,7447 га, таким образом, с октября 2019 года у общества в аренде находятся лесные участки площадью 49,6236 га.
Судами установлено, что согласно проектной документации лесного участка, разработанной обществом в целях заключения договора аренды и утвержденной департаментом 29 декабря 2011 года (приложение 7, 8), лесные участки, занятые дорогами и болотами входят в состав площади 49,6236 га, предоставленной в аренду сроком на 49 лет, и составляют 32,1490 га.
Исковые требования мотивированы тем, что за спорный период с учетом указанных поправочных коэффициентов истец начислил арендную плату в размере 651 697 руб. 34 коп., вместе с тем, размер арендной платы за указанный период без учета поправочного коэффициента в размере 0,1 и с применением поправочного коэффициента в размере 0,5 к площади участка в размере 32,1490 га составляет 2 301 473 руб. 15 коп., при этом, задолженность составляет 1 649 775 руб. 81 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что из проектной документации, разработанной ответчиком в целях заключения договора аренды, лесные участки, занятые дорогами и болотами, входят в состав площади 49, 6236 га и составляют 32,1490 га, таким образом, поправочный коэффициент в размере 0,5 в спорном периоде должен применяться к площади участка в размере 32,1490 га.
Судами также отмечено, что из всех представленных в материалы дела доказательств следует, что арендованные ответчиком лесные участки предоставлены для строительства и эксплуатации ограждающих дамб береговой линии водного объекта (озера Ямылимуяганто), а для строительства подводящего канала в аренду предоставлялся иной лесной участок площадью 54,8524 га с кадастровым номером 89:11:070101:763 по другому договору аренды от 30 июня 2009 года N 187/Л-09.
Отклоняя доводы ответчика о применении поправочного коэффициента в размере 0,1, предусмотренного пунктом 9 примечаний к таблице 16 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов", суды указали, что в соответствии с договором лесные участки предоставляются в аренду для строительства ограждающих дамб береговой линии водного объекта.
Между тем судами не учтено следующее.
Статья 44 Лесного кодекса Российской Федерации регулирует использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (статья 6.1 ЛК РФ).
Согласно пункту 65 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" к нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы).
Судами установлено, что предметом спорного договора аренды являются лесные участки, находящиеся в государственной собственности, входящие в состав земель лесного фонда, при этом, согласно характеристикам переданного в аренды лесных участков до октября 2019 года находились 122,3683 га, из которых к нелесным землям относятся 117,7573 га (32,1490 га заняты дорогами, болотами, просеками), после 08 октября 2019 года 49,6236 га из которых не покрыты лесом 47,8484 га (32,1490 га заняты дорогами, болотами, просеками).
Как следует из представленного истцом в материалы дела расчета, в 2019 году к нелесным землям (кроме дорог, просек, болот - 32,1490 га), относится площадь земель лесного фонда в размере 85,6083 га, а в последующие годы - 15,6994 га, к которым не применен никакой понижающий коэффициент.
Возражения заявителя кассационной инстанции заявлены именно в отношении указанной части нелесных земель лесного фонда, так как в силу естественно-географических условий не на всей площади могут произрастать древесные породы лесных насаждений, следовательно, при расчете арендной платы за эти участки (в отношении всей площади, которая не покрыта лесом) необходимо применять один из понижающих коэффициентов.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310, по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.
Абзацем третьим пункта 8 примечаний к Таблице 14 постановления N 310 установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
В соответствии с абзацем 4 пункта 8 таблицы 15 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что возможность ее применения поставлена законодателем в зависимость только от наличия факта нарушения земель (отнесения участка к нелесным землям) в силу естественно-географических условий или вследствие негативного воздействия на них определенных факторов.
Более того, абзацы 3, 4 пункта 8 примечаний к Таблице N 14 постановления N 310 в целом определяют порядок применения понижающих коэффициентов при расчете арендной платы при использовании лесных участков, расположенных на нелесных землях лесного фонда.
Между тем, судами не дана оценка доводам общества о том, что не на всей площади нелесных земель произрастают древесные породы лесных насаждений.
В целях проверки доводов ответчика, судам следовало исследовать вопрос по определению той части нелесных земель (площадь), на которых в силу естественно-географических условий или вследствие негативного воздействия на них определенных факторов, не произрастают древесные породы лесных насаждений, к которой подлежит применению один из понижающих коэффициентов; предложить сторонам представить акт натурного осмотра указанной части лесного участка (нелесные земли).
Вместе с тем, установление данных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора и может повлиять на результат рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не являются законными и обоснованными, в связи с чем в соответствии с частями 1 - 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, дать правовую оценку доводам общества, что на части арендованного лесного участка (нелесные земли: до октября 2019 года - площадью 85,6083 га, после - 15,6994 га) в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, установить площадь таких нелесных земель, определить их размер и границы, применив к ним соответствующий поправочный (-ые) коэффициент (-ы), предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310, проверить расчет истца, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2022 года по делу N А40-194160/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Ж.П. Борсова |
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из буквального толкования указанной нормы следует, что возможность ее применения поставлена законодателем в зависимость только от наличия факта нарушения земель (отнесения участка к нелесным землям) в силу естественно-географических условий или вследствие негативного воздействия на них определенных факторов.
Более того, абзацы 3, 4 пункта 8 примечаний к Таблице N 14 постановления N 310 в целом определяют порядок применения понижающих коэффициентов при расчете арендной платы при использовании лесных участков, расположенных на нелесных землях лесного фонда.
...
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, дать правовую оценку доводам общества, что на части арендованного лесного участка (нелесные земли: до октября 2019 года - площадью 85,6083 га, после - 15,6994 га) в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, установить площадь таких нелесных земель, определить их размер и границы, применив к ним соответствующий поправочный (-ые) коэффициент (-ы), предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310, проверить расчет истца, после чего принять законный и обоснованный судебный акт."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2022 г. N Ф05-22246/22 по делу N А40-194160/2021
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40764/2023
19.10.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22246/2022
22.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26362/2022
09.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-194160/2021