город Москва |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А40-16684/22-146-122 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "АНП Сервис": Генералова К.С. - ген.директора (протокол N 19 от 22.11.2021 г.), Маркина В.Г. (дов. от 31.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "РН-Снабжение-Самара": Широковой Н.Е. (дов. N 18 от 01.04.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ПАО "Нефтяная компания "Роснефть": Широковой Н.Е. (дов. от 15.11.2021 г.);
от третьего лица ООО "Самарский инженерно-технический центр": не явились, извещены;
от АО "Самаранефтегаз": Широковой Н.Е. (дов. N СНГ-861/19 от 29.11.2019 г.);
рассмотрев 03 ноября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АНП Сервис" на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2022 г., по делу N А40-16684/22-146-122
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АНП Сервис"
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Снабжение-Самара", публичному акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть" в лице Департамента управления запасами
о признании незаконными действий,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Самарский инженерно-технический центр",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АНП Сервис" (далее - ООО "АНП Сервис", общество, заявитель) является одним из поставщиков дочерних компаний публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ПАО "НК "Роснефть") насосного оборудования и запасных частей к нему, предназначенных и применяемых в нефтепереработке и нефтедобыче (далее - товар).
Договоры поставки заключались с дочерними обществами ПАО "НК "Роснефть" по результатам рассмотрения заявок ООО "АНП Сервис" как участника закупочных процедур, проведение которых проводилось в соответствии с внутренними актами ПАО НК "Роснефть".
Для обеспечения осведомленности о надежности поставщика в отношении потенциальных поставщиков организовано проведение независимого технического аудита, контроль которого осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Самарский инженерно-технический центр" (далее - ООО "Самарский инженерно-технический центр", третье лицо).
До 2020 года у лиц, организующих и проводящих технический аудит, не возникало существенных нареканий по качеству предлагаемого обществом товара или относительно соответствия производственных процессов ГОСТам, а также отсутствовали технические проблем в ходе эксплуатации поставленного на предприятия дочерних компаний ПАО "НК "Роснефть" насосного оборудования и запасных частей к нему, однако в отсутствие каких-либо изменений в производстве или качестве поставляемого ООО "АНП Сервис" товара с июля 2020 года обществом с ограниченной ответственностью "РН-Снабжение-Самара" (далее - ООО "РН-Снабжение-Самара") и Департамента управления запасами ПАО "НК "Роснефть" нарушаются права общества, выразившиеся в проведении в течение одного календарного года технического аудита, повторного технического аудита и существенного затягивания сроков (до полугода) между фактом их проведения и предоставлением результатов аудита в виде отчета, а также посредством приостановки статуса "рекомендован" для поставки оборудования.
Считая свои права нарушенными, ООО "АНП Сервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными, недобросовестными и не соответствующими Методическим указаниям действий ООО "РН-Снабжение-Самара" и ПАО "НК "Роснефть" в лице Департамента управления запасами, выразившихся в приостановлении статуса "рекомендован" в отношении ООО "АНП Сервис" для поставки насосного оборудования, ЗИП к насосному оборудованию; об обязании ПАО "НК "Роснефть" в лице Департамента управления запасами восстановить статус "рекомендован" в отношении ООО "АНП Сервис" для поставки насосного оборудования, ЗИП к насосному оборудованию; о признании незаконными отчетов по аудиту N АТ/ДУ3-439/20 от 01 июня 2021 г. и N ИСХ-41-61889-21 от 02 ноября 2021 г. (25 ноября 2021 г.), составленных по результатам проведенных в период с 23 ноября 2020 г. по 27 ноября 2020 г. и с 18 октября 2021 г. по 22 октября 2021 г. первичного технического аудита и повторного технического аудита.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Самарский инженерно-технический центр".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2022 г. г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "АНП Сервис" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, также указано на процессуальные нарушения.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "НК "Роснефть" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
23 сентября 2022 г. от акционерного общества "Самаранефтегаз" (далее - АО "Самаранефтегаз") через систему подачи "Мой арбитр" поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в связи с реорганизацией ООО "РН-Снабжение-Самара" в форме присоединения к АО "Самаранефтегаз".
В обоснование заявленного ходатайства представлены листы записи Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "РН-Снабжение-Самара" и АО "Самаранефтегаз".
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит его подлежащим удовлетворению, поскольку процессуальное правопреемство подтверждено документально.
От ООО "АНП Сервис" поступило заявление об отводе судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е. на основании пункта 5 части 1 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 03 ноября 2022 г. в удовлетворении заявления отказано.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "АНП Сервис" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "РН-Снабжение-Самара", АО "Самаранефтегаз" против ее удовлетворения возражал.
Представитель ООО "Самарский инженерно-технический центр" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с недоказанностью заявителем наличия со стороны ООО "РН-Снабжение-Самара" и ПАО "НК "Роснефть" в лице Департамента управления запасами незаконных действий.
Судами установлено, что закупочная деятельность ПАО "НК "Роснефть" регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг N П2-08 Р-0019 Версия 3.00, утвержденная решением Совета директоров ПАО "НК "Роснефть" 30 ноября 2018 г. (введено в действие 28 декабря 2018 г. приказом от 13 декабря 2018 г. N 799 (далее - Положение).
Положение определяет единый порядок деятельности, требования, основные цели и принципы организации и проведения закупочной деятельности.
Раздел 3.3 Положения закрепляет процессы закупочной деятельности, которые включают в себя, в том числе порядок: квалификации поставщиков (раздел 7 Положения).
Квалификация поставщика (далее - квалификация) представляет собой процедуру проверки поставщика на соответствие требованиям, подтверждающим возможность своевременной поставки качественной продукции определенного вида, включая требования о благонадежности (в рамках должной осмотрительности), финансовой устойчивости, наличии специального опыта, возможностей, ресурсной базы, необходимых разрешительных документов и иные требования, по результатам которой Поставщику присваивается соответствующий статус.
Согласно пункту 7.1.1. Положения виды (род) продукции, для которых проводится процедура долгосрочной квалификации, предъявляемые типовые квалификационные требования и порядок проведения квалификации определяются ЛНД/РД и размещаются на сайте ПАО "НК "Роснефть"/ЭТП.
Пунктом 7.1.2. Положения процедура долгосрочной квалификации по соответствующему виду (роду) продукции может проводиться как до, так и во время проведения процедуры закупки.
Заказчик, при наличии возможности, вправе проверять за собственный счет достоверность документов и сведений, представленных поставщиком для прохождения квалификации, любыми доступными заказчику способами, включая направление запросов в государственные органы и/или иным лицам, располагающим соответствующей информацией/сведениями, проведение выездной проверки, инспекционного контроля и/или технического аудита (пункт 7.1.13 Положения).
Целью проведения технического аудита является ознакомление с производственно-технической деятельностью Изготовителя/Поставщика, техническими возможностями, мощностями, номенклатурой выпускаемых МТР, а также оценка его способности производить, поставлять МТР в требуемых объемах и в соответствии с техническими требованиями покупателя.
Проведение технических аудитов проводится на добровольной основе, т.е. по воле той организации, которая добровольно приняла решение участвовать в закупках ПАО "НК "Роснефть" и согласилась с условиями участия в них, в том числе на обязательное проведение технических аудитов.
Сведения о правилах, требованиях и порядке проведения технических аудитов размещены в общем доступе на официальном сайте ПАО "НК "Роснефть" (http://zakupki.rosneft.ru/requirement).
Порядок проведения технических аудитов поставщиков материально-технических ресурсов регламентирован Методическими указаниями ПАО "НК "Роснефть" "Порядок организации и проведения технических аудитов и инспекционного контроля поставщиков материально-технических ресурсов", утвержденные приказом ПАО "НК "Роснефть" от 26 февраля 2016 г. N 789) (далее - Методические указания), которые устанавливают единые требования к проведению аудитов и инспекционного контроля производства и отгрузки МТР на производственных площадках поставщиков.
Методическими указаниями не ограничено количество технических аудитов, проводимых в отношении поставщика. Основания для проведения технических аудитов указаны в пункте. 3.3.3 Методических указания, в том числе в связи с тем, что предыдущий технический аудит Изготовителя/Поставщика по заявленной номенклатуре проводился более 2-х лет назад; рост объема поставки МТР несоответствующего качества; закупаемое оборудование является критичным для обеспечения устойчивой производственной деятельности.
Судами дана подробная оценка доводам ООО "АНП Сервис" относительно проведения технического аудита в отношении общества и обстоятельствам, связанных с приостановлением статуса "рекомендован" для поставки оборудования.
Отклоняя доводы общества о независимости аудиторов со ссылкой на раздел 1 Методических указаний "Термины и определения" "Независимая инспекционная компания...." суды указали на то, что указанные положения применимы к иному виду контроля, предусмотренному разделом 4 Методических указаний "Инспекционный контроль МТР".
Судами не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, которые могли быть восстановлены в результате признания оспариваемых действий незаконными.
Судами также сделаны выводы о том, что обществом избран ненадлежащий способ защиты прав, поскольку заявленные требования не могут привести к восстановлению нарушенных прав в случае их удовлетворения.
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации в постановлении от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (Приложение, раздела XIX Насосное оборудование) внесены изменения, усиливающие требования по подтверждению производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в части насосного оборудования.
В целях установления типовых технических требований при проектировании и обеспечения комплектности поставки (включая планирование, разработку конструкторской документации, изготовление, испытание, приемку, транспортирование) и замене при ремонте насосного оборудования на производственных объектах переработки углеводородного сырья и нефтехимии Компании утверждены и введены в действие с 01.10.2021 Типовые технические требования Компании "Насосное оборудование для объектов нефтепереработки и нефтегазохимии".
Следовательно, результаты аудитов до 01 октября 2021 г. без учета законодательно введенных новых технических требований к оборудованию, не могут свидетельствовать о надлежащей квалификации поставщика.
Одновременно в закупочную документацию были внесены изменения в части квалификационного требования о "наличии положительного заключения по результатам проведенного независимого технического аудита" по номенклатуре насосного оборудования в рамках закупок МТР по потребности Блока нефтепереработка, службой снабжения было организовано проведение внеплановых аудитов производственных площадок поставщиков с привлечением сотрудников Блока нефтепереработки (письмо от 02 декабря 2020 г. N СЗ-РА-83955).
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает на процессуальные нарушения, допущенные судом апелляционной инстанции, в связи с тем, что в судебном акте отсутствует отражение как факта подачи ходатайства об отложении судебного заседания, так и мотивы отказа в удовлетворении.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку результаты рассмотрения ходатайства отражены в протоколе судебного заседания от 17 августа 2022 г.
Иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену в порядке процессуального правопреемства общества с ограниченной ответственностью "РН-Снабжение-Самара" (ИНН 6315576582) на акционерное общество "Самаранефтегаз" (ИНН 6315229162).
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2022 г. по делу N А40-16684/22-146-122 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АНП Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 03 ноября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АНП Сервис" на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2022 г., по делу N А40-16684/22-146-122
...
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации в постановлении от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (Приложение, раздела XIX Насосное оборудование) внесены изменения, усиливающие требования по подтверждению производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в части насосного оборудования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2022 г. N Ф05-26054/22 по делу N А40-16684/2022