г. Москва |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А40-205978/21 |
Резолютивная часть определения объявлена 09.11.2022.
Полный текст определения изготовлен 11.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Е.А. Ананьиной, Р.Р. Латыповой,
при участии в заседании:
от Правительства Москвы, от Департамента городского имущества города Москвы: Кашина Л.А. по доверенности от 13.12.2021, по доверенности от 21.07.2021, удостоверению;
от ООО "Дор-2006": Елисеев А.И. по протоколу от 31.10.2020, паспорту;
рассмотрев 09.11.2022 в судебном заседании кассационные жалобы Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы и ООО "Дор-2006"
на решение от 07 июня 2022 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 24 августа 2022 года Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-205978/2021
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к ООО "Дор-2006",
третье лицо: Правительство Москвы,
о взыскании задолженности за снятие запрета на строительство
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Дор-2006" (далее - общество) о взыскании задолженности в сумме 22 858 486, 92 руб. за снятие запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0004014:1, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, вл. 10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2022 года, исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Дор-2006" в пользу Департамента городского имущества города Москвы взыскана задолженность в размере 6 310 804 руб. 89 коп. за снятие запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0004014:1, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, вл. 10, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационных жалобах департамент, общество и Правительство Москвы просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители департамента, общества и Правительства Москвы поддержали требования своих кассационных жалоб, а также возражали против удовлетворения кассационных жалоб своих оппонентов.
Изучив материалы дела, выслушав позицию представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что общество является собственником административного нежилого здания общей площадью 807,1 кв. м (запись в ЕГРН N 77-77-12/021/2006-155 от 21.11.2006) и земельного участка общей площадью 639 кв. м с кадастровым номером 77:08:0004014:1, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, дом 10 (запись в ЕГРН N 77-77-22/023/2009-702 от 20.11.2009).
Указанный земельный участок предоставлен обществу в собственность на основании распоряжения Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее - ДЗР) от 16.07.2009 N 485-08 ДЗР и договора купли-продажи от 06.08.2009 N М-08-С00201.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 16.07.2009 N 485-08 ДЗР (пункт 3) установлен запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке, за исключением реконструкции объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Запрет был установлен в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьей 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
На земельный участок с кадастровым номером 77:08:0004014:1 оформлен ГПЗУ от 27.07.2010 N RU77-222000-001838, согласно которому основные виды разрешенного использования земельного участка: Многоквартирные, многоэтажные, секционные жилые здания; городские особняки и малоквартирные элитные жилые здания; жилые помещения в жилых комплексах с обслуживающими функциями; жилые помещения в жилых домах-комплексах с объектами малого бизнеса; общежития.
Общество обратилось в ДЗР г. Москвы с заявлением N 33-5-21034/12-(0)-0 об изменении разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка для последующего снятия запрета на строительство, а 12.11.2012 - с заявлением N 33-5-22182/12-(0)-0 о выдаче распоряжения о снятии запрета на строительство.
Платежным поручением от 13.05.2013 N 73 общество перечислило на счет Департамента 3 696 850, 16 руб. в качестве платы за снятие запрета на строительство.
Данные обращения общества были отклонены решениями Департамента, оформленными письмами от 14.11.2012 N 33-5-21034/12-(0)-1 и от 10.12.2012 N 33-5-22182/12-(0)-1 (соответственно).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.12.2013 по делу N А40-169326/2012 суд признал незаконными оформленное письмом от 14.11.2012 N 33-5-21034/12-(0)-1 решение Департамента земельных ресурсов города Москвы об отказе в изменении разрешенного использования общество на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004014:1 по адресу г. Москва, ул. Сходненская, вл. 10, а также оформленного письмом от 10.12.2012 N 33-5-22182/12-(0)-1 решения Департамента земельных ресурсов города Москвы об отказе в снятии запрета на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на принадлежащем обществу по праву собственности земельном участке с кадастровым номером 77:08:0004014:1 по вышеуказанному адресу.
Суд обязал Департамент устранить допущенное нарушение прав общества.
17.12.2013 общество обратилось в Департамент с заявлением о возврате уплаченной суммы 3 696 850, 16 руб.
Платежным поручением от 28.04.2014 N 808850 Департамент возвратил обществу денежные средства в указанной сумме.
Суды указали, что данный факт установлен в рамках рассмотрения Арбитражным судом города Москвы дела N А40-15821/14.
Департаментом в адрес общества было направлено письмо-уведомление от 21.04.2016 N ДГИ-И-17315/16 с предложением оплатить 80% действующей кадастровой стоимости (7 888 506,12 руб.) земельного участка, что составляло 6 310 804, 90 руб.
Письмом от 06.06.2016 N 0606/16-1 Общество сообщило Департаменту о своем несогласии с произведенным расчетом платы за снятие запрета и просило произвести перерасчет размера платы в соответствии с действующим законодательством.
Письмом от 22.07.2016 N ДГИ-1-53386/16-1 Департамент отказал обществу в перерасчете платы за снятие запрета.
Решением от 30.12.2016 Арбитражного суда города Москвы, по делу N А40-179459/16, оставленным без изменения постановлением от 17.03.2017 Девятого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 01.06.2017 Арбитражного суда Московского округа установлено, что в целях исполнения решения по делу N А40-169326/2012 Департаментом выпущено распоряжение от 18.03.2016 N 5290 "Об изменении разрешенного земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004014:1", предусматривающее разрешенное использование земельного участка в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 27.07.2010 N RU77-222000-0018378, 30.03.2016 получен кадастровый паспорт земельного участка N 77/501/16-354199, содержащий сведения о разрешенном использовании земельного участка согласно распоряжению департамента от 18.03.2016 N 5290, а также стоимость в сумме 7 888 506, 12 руб.
Вместе с тем, как указывает департамент, оплата денежных средств за снятие запрета на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке в Департамент не поступила.
В рамках исполнения постановления Федерального Арбитражного суда Московского округа от 11.12.2013 по делу N А40-169326/2012 Департаментом городского имущества города Москвы выпущено распоряжение от 02.10.2019 N 39083 "О снятии запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0004014:1 по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, вл. 10".
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 16.09.2019 кадастровая стоимость земельного участка 77:08:0004014:1 установлена в размере 28 573 108.65 руб. Согласно п. 3 указанного распоряжения обществу необходимо произвести оплату денежных средств в размере 80% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 22 858 486, 92 руб.
В целях досудебного порядка урегулирования спора департаментом в адрес общества была направлена претензия от 05.03.2021 N ДГИ-И-16462/20 о необходимости оплаты задолженности за снятие запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 коммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, могут приобрести такие земельные участки в собственность по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах, с численностью населения свыше 3 млн. человек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного Федерального закона N 137-ФЗ, в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек, одновременно с приобретением указанными в пункте 1 статьи 2 лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке.
Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относятся снятие запретов на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке, расчет размера платы за снятие запрета, определение сроков внесения платы.
Статьей 7 Закона N 48 определен порядок установления и снятия запрета на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке. Запрет устанавливается решением Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии со статьей 6 названного Закона.
Снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется Правительством Москвы (уполномоченным им органом), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка и при условии оплаты им 80% от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию.
Порядок снятия запрета на строительство установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП NОб утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что порядок снятия запрета на строительство установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", что неоднократно подтверждено судами всех инстанций.
В соответствии с п. 2.16 Административного регламента основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусмотренный градостроительным планом земельного участка, утвержденным в установленном порядке, и внесение заявителем платы за снятие запрета на строительство.
Согласно п. 2.17 Административного регламента срок приостановления предоставления государственной услуги по основаниям, указанным в п. 2.16 Регламента, не превышает 30 дней, срок приостановления исчисляется в календарных днях с даты принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
Решение о приостановлении предоставления государственной услуги подписывается уполномоченным должностным лицом Департамента и выдается заявителю с указанием причин и срока приостановления.
Пункт 3.9 Административного регламента устанавливает, что при подтверждении права заявителя на получение государственной услуги должностное лицо Департамента подготавливает проект распоряжения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, обеспечивает подписание распоряжения уполномоченным должностным лицом Департамента и направление в установленном порядке документов для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
После получения кадастрового паспорта с измененным видом разрешенного использования земельного участка направляет заявителю уведомление о необходимости внесения платы за снятие запрета на строительство в размере 80% от кадастровой стоимости земельного участка, а после подтверждения факта внесения платы за снятие запрета на строительство подготавливает проект распоряжения о снятии запрета на строительство.
В силу в силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судами установлено, что Департамент, во исполнение судебного акта по делу N А40-169326/2012 издал распоряжение от 02.10.2019 N 39083 "О снятии запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0004014:1 по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, вл. 10".
Издание департаментом распоряжения на основании судебного акта не освобождает общество от внесения суммы за снятие запрета на реконструкцию объектов капитального строительства.
Также судами установлено, что кадастровый паспорт земельного участка N 77/501/16-354199, содержащий сведения о разрешенном использовании земельного участка согласно распоряжению департамента от 18.03.2016 N 5290, предусматривающее разрешенное использование земельного участка в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 27.07.2010 N RU77-222000-0018378.
В связи с установленными обстоятельствами, приняв во внимание вступившие в законную силу судебные акты, суды пришли к выводу, что исключительно с момента распоряжения департамента от 18.03.2016 N 5290 и получения кадастрового паспорта спорного земельного участка была нормативно и достоверно установлена кадастровая стоимость земельного участка, которая составила 7 888 506,12 руб.
Суды указали. что для снятия запрета и выпуска соответствующего правового акта Департамента заявителю необходимо произвести оплату денежных средств в размере 80% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0004014:1, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, вл. 10, иного расчета и кадастрового паспорта, соответствующего процедуре, по состоянию на 2012 год в материалы дела не представлено, доказательств внесения соответствующей оплаты в установленном порядке также в материалы дела не представлено.
Суды указали, что постановлением ФАС МО от 11.12.2013 по делу N А40-169326/12 указанная процедура не отменена, в связи с чем, суд первой инстанции произвел перерасчет задолженности, исходя из которого стоимость за снятие запрета на строительство составляет 6 310 804, 89 руб. (7 888 506, 12 руб. - 20%), которая подлежит взысканию в указанном размере.
Суды отметили, что срок исковой давности департаментом не пропущен, так как право на обращение в суд с настоящим требованием возникло у истца после принятия распоряжения от 02.10.2019 N 39083 "О снятии запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0004014:1 по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, вл. 10"
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств и вступивших в законную силу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами, а также, в том числе, оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2022 года по делу N А40-205978/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок снятия запрета на строительство установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП NОб утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что порядок снятия запрета на строительство установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", что неоднократно подтверждено судами всех инстанций.
...
Суды указали, что постановлением ФАС МО от 11.12.2013 по делу N А40-169326/12 указанная процедура не отменена, в связи с чем, суд первой инстанции произвел перерасчет задолженности, исходя из которого стоимость за снятие запрета на строительство составляет 6 310 804, 89 руб. (7 888 506, 12 руб. - 20%), которая подлежит взысканию в указанном размере."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2022 г. N Ф05-27858/22 по делу N А40-205978/2021