город Москва |
|
11 января 2024 г. |
Дело N А41-44056/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГУП "ВНИИФТРИ": Лаврушиной Е.Н. (дов. от 09.02.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 10 января 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2023 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2023 г.,
по делу N А41-44056/23
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
УСТАНОВИЛ: Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" (далее - ФГУП "ВНИИФТРИ", предприятие, заявитель) на основании Акта на право пользования землей от 30 июля 1964 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 54,27 га с кадастровым номером 50:09:0100101:68, расположенный в рабочем поселке Менделеево Солнечногорского района Московской области.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) от 20 декабря 2019 г. N 725-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (далее - распоряжение N 725-р) из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:68 выделен земельный участок площадью 232 666 кв.м, с кадастровым номером 50:09:0100101:4143 (далее - земельный участок), с местом положения: Московская обл., Солнечногорский район, территориальная зона - Зона иного специального назначения (СП-3), категория земель - земли населенных пунктов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2021 г. по делу N А41-76030/20 суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган) осуществить государственный кадастровый учет, установив земельному участку с кадастровым номером 50:09:0100101:4143 вид разрешенного использования - "Обеспечение научной деятельности".
Указанное решение суда было исполнено регистрационным органом.
Определением Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2021 г. по делу N А41-69781/19 о повороте исполнения судебного акта произведен поворот исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 03 октября 2019 г. по делу N А41-69781/19, на основании которого из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) исключены сведения в части осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:4143.
27 марта 2023 г. ТУ Росимущества в Московской области издано распоряжение N 50-176-р "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", в соответствии с которым из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:68 выделен земельный участок площадью 145 500 кв.м с кадастровым номером 50:09:0000000:195664 (часть бывшего земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:4143 в тех же границах).
12 апреля 2023 г. ФГУП "ВНИИФТРИ" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об установлении земельному участку площадью 145 500 кв.м с кадастровым номером 50:09:0000000:195664 вида разрешенного использования - "Обеспечение научной деятельности" (номер заявления КУВД-001/2023-14989510).
Уведомлением от 20 апреля 2023 г. N КУВД-001/2023-14989510/1 Управление Росреестра по Московской области отказало во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению от 12 апреля 2023 г. N КУВД-001/2023-14989510 в отношении земельного участка на основании части 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), указав на наличие сведений поступивших от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0000000:195664 включен в границы территориальной зоны "СП-4" - зона обеспечения научной деятельности и частично отнесен к территориям пересечения земель лесного фонда (по сведениям государственного лесного реестра) с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН.
Считая свои права нарушенными, ФГУП "ВНИИФТРИ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Московской области установить земельному участку площадью 144 500 кв.м с кадастровым номером 50:09:0000000:195664 вид разрешенного использования - "Обеспечение научной деятельности".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2023 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2023 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие поступившего из Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ответа на межведомственный запрос регистрационного органа, согласно которому земельный участок включен в границы территориальной зоны "СП-4" - зона обеспечения научной деятельности и частично отнесен к территориям пересечения земель лесного фонда (по сведениям государственного лесного реестра) с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "ВНИИФТРИ" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГУП "ВНИИФТРИ" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФГУП "ВНИИФТРИ", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0000000:195664.
Судами установлено, что решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 10 декабря 2019 г. N 228/14 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Солнечногорск Московской области (с изменениями N 310/20 от 24 апреля 2020 г.) (далее - Правила) (действовали на момент возникновения спорных правоотношений).
Статьей 32 указанных Правил установлены градостроительные регламенты для зон специального назначения, в котором предусмотрена зона "СП-3" - зона иного специального назначения.
Какое-либо указание о лесах в названии зоны, либо в статье 32 Правил, отсутствует.
В пункте 17 статьи 32 Правил в подразделе "условно разрешенные виды использования" предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка "обеспечение научной деятельности", испрашиваемый заявителем для спорного земельного участка.
Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области от 27 марта 2023 г. N 50-176-р из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:68 выделен земельный участок площадью 145 500 кв.м с кадастровым номером 50:09:0000000:195664 (часть бывшего земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:4143 в тех же границах).
Ранее согласно карте градостроительного зонирования Правил земельный участок с кадастровым номером 50:09:0100101:4143 находился в Зоне иного специального назначения (СП-3).
Постановлением Администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 21 апреля 2021 г. N 592 утверждены Правила землепользования и застройки территории городского округа Солнечногорск, и согласно карте градостроительного зонирования данных Правил земельный участок с кадастровым номером 50:09:0100101:4143 находился в зоне обеспечения научной деятельности (СП-4).
Таким образом, земельный участок площадью 145 500 кв.м с кадастровым номером 50:09:0000000:195664 находится в зоне обеспечения научной деятельности (СП-4), следовательно у регистрационного органа отсутствовали основания для отказа заявителю в установлении земельному участку площадью 144 500 кв.м с кадастровым номером 50:09:0000000:195664 вида разрешенного использования земельного участка - "Обеспечение научной деятельности".
Отклоняя доводы регистрационного органа о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0000000:195664 частично относится к территориям пересечения земель лесного фонда (по сведениям государственного реестра) с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, суды указали на то, что по данным ЕГРН правообладателем исходного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:68 и образованного из него земельного участка с кадастровым номером 50:09:0000000:195664 является ФГУП "ВНИИФТРИ".
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Закона о государственной регистрации Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ" принятие Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее Федеральный закон N 280-ФЗ) направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В силу установленных Федеральным законом N 280-ФЗ правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории).
Сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
Решение об отнесении к определенной категории (категории, отличной от категории земель лесного фонда) в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона N 172-ФЗ, принимается независимо от сведений ГЛР или лесного плана субъекта Российской Федерации.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Московской области законных оснований для отказа в удовлетворении заявления предприятия о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0000000:195664 в части указания вида разрешенного использования "Обеспечение научной деятельности".
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2023 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2023 г. по делу N А41-44056/23 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу установленных Федеральным законом N 280-ФЗ правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории).
Сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
Решение об отнесении к определенной категории (категории, отличной от категории земель лесного фонда) в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона N 172-ФЗ, принимается независимо от сведений ГЛР или лесного плана субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 января 2024 г. N Ф05-33161/23 по делу N А41-44056/2023