г. Москва |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А41-58324/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 23.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Латыповой Р.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от АО "Рентгенпром": Маркина Е.В. по доверенности от 04.06.2020, паспорту;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Смолянников С.В. по доверенности от 08.04.2022, удостоверению;
от ПАО "Россети Московский регион": не явился, извещён;
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явился, извещён;
от ГУФССП России по Московской области: не явился, извещён;
от отдела судебных приставов по Балашихинскому району и городу Железнодорожный ГУФССП России по Московской области: не явился, извещён;
от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещён;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явился, извещён;
рассмотрев 22.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу АО "Рентгенпром"
на решение от 04 мая 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 25 июля 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-58324/20
по заявлению АО "Рентгенпром"
к Комитету лесного хозяйства Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: ПАО "Россети Московский регион", Федеральное агентство лесного хозяйства, ГУФССП России по Московской области, Отдел судебных приставов по Балашихинскому району и городу Железнодорожный ГУФССП России по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Рентгенпром" (далее - АО "Рентгенпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями о признании незаконным решения Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) от 07 августа 2020 года Исх-18968/29-14 и обязании Комитета рассмотреть заявление о выдаче разрешения на размещение объекта - пешеходной дорожки общей площадью 616 кв. м с местоположением: Московская область, Истринский район, с/пос. Новопетровское, вблизи ст. Румянцево, кадастровый квартал 50:08:0080204 объективно и по существу.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03 сентября 2021 года решение Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года по делу N А41-58324/20 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования обстоятельств о действии договора аренды, заключенного в отношении спорного лесного участка, препятствует ли использование лесного участка на основании договора аренды размещению спорной пешеходной дорожки. Так же суд кассационной инстанции указал, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:338 его правообладателем является Балашихинское РОСП УФССП по МО, которое не привлечено к участию в деле.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Московской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО "Россети Московский регион", Федеральное агентство лесного хозяйства, ГУФССП России по Московской области, Отдел судебных приставов по Балашихинскому району и городу Железнодорожный ГУФССП России по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал требования кассационной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Рентгенпром" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:08:0080204:173, площадью 2 000 кв. м, с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - под базу УПТК, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Истра, территория квартала 0080204, участок N 173
Общество обратилось к Комитету лесного хозяйства Московской области по вопросу предоставления части лесного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:338 под размещение объекта, размещение которого может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов - под размещение пешеходной дорожки в целях безопасного и удобного передвижения сотрудников АО "Рентгенпром" к земельному участку, находящемуся в пользовании общества.
Решением комитета от 07 августа 2020 года Исх-18968/29-14 обществу отказано в предоставлении земельного участка для размещения пешеходной дорожки.
Не согласившись с решением комитета, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: проведение инженерных изысканий; капитальный или текущий ремонт линейного объекта; строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; осуществление геологического изучения недр; осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации; возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства МО от 08.04.2015 N 229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, которые регламентируют процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - объекты).
Согласно указанному Порядку, размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган). Разрешение выдается на основании заявления заинтересованного лица.
К объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с пунктом 4 Перечня, относятся элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
В соответствии с пунктом 1.3 решения Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 29 октября 2018 года N 6/15 "Об утверждении правил благоустройства территории городского округа Истра" к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе улично-дорожная сеть.
Понятие "улично-дорожной сети", применительно к указанному решению от 29 октября 2018 года N 6/15, раскрыто в пункте 3.5.1, в соответствии с которым основными элементами улично-дорожной сети являются улицы, проспекты, переулки, проезды, набережные, площади, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, а также искусственные и защитные дорожные сооружения, элементы обустройства. Проектирование благоустройства возможно производить на сеть улиц определенной категории, отдельную улицу или площадь, часть улицы или площади, транспортное сооружение.
В пункте 8 Порядка определены основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 - 6 настоящего Порядка; в заявлении указаны объекты, не указанные в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"; информация, которая содержится в документах, представленных заявителем или его представителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах, официальных документах уполномоченных органов.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Такими объектами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", в т.ч., являются: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Судами установлено, что в выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:338 в графе правообладатель земельного участка допущена описка, на момент рассмотрения спора данную описка исправлена, согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:338 по состоянию на 19.04.2022 правообладателем земельного участка является Российская Федерация.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, судами при новом рассмотрении дела установлено, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц, заключен договор аренды лесных участков между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ПАО "Россети Московский регион" N 50-0218-05-13-07 от 27.03.2014 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Данный договор является действующим.
Судами установлено, что согласно заключению кадастрового инженера, на обследуемой территории располагается высоковольтная линия электропередач, сведения о местоположении которой содержатся в ЕГРН. Пешеходная дорожка проходит между опорами линий электропередач, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0000000:338.
На земельном участке с кадастровым номером 50:08:0000000:338 находятся две воздушные линии электропередачи напряжением ПО кВ (ВЛ-110 Румянцево-Чисмена с отпайкой на Давыдково, входящая в состав электросетевого комплекса "Подстанция ПО кВ "Давыдково" (ПС N 714) с линиями электропередачи", и ВЛ-110 кВ Румянцево-Ядрошино, входящая в состав электросетевого комплекса "Подстанция 110 кВ "Ядрошино" (ПС N 683) с линиями электропередачи") принадлежащие ПАО "Россети Московский регион" на праве собственности.
Согласно Техническому паспорту электрического комплекса "Подстанция 110 кВ "Давыдково" (ПС N 714) с линиями электропередачи" ВЛ-110 кВ Румянцево-Чисмена с отпайкой на Давыдково построена и введена в эксплуатацию в 1958 году. ВЛ-110 кВ Румянцево-Ядрошино в соответствии с Техническим паспортом электросетевого комплекса "Подстанция 110 кВ "Ядрошино" (ПС N 683) с линиями электропередачи") построена и введена в эксплуатацию в 1958, 1964 и 1985 годах.
В силу действующего на момент введения в эксплуатацию ЛЭП Постановления Совета министров СССР от 30.11.1953 N 2866 "Об утверждении Правил охраны высоковольтных электрических сетей", утратившего силу в 1984 году в связи с принятием Постановления Совмина СССР от 26.03.1984 N 255 "Об утверждении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт", которое также в 2009 году утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", установлены охранные зоны вдоль воздушных линий электропередач.
Соответственно с момента ввода в эксплуатацию ВЛ-110 Румянцево -Чисмена с отпайкой на Давыдково, ВЛ-10 кВ Румянцево-Ядрошино и ВЛ-10 кВ ЦРП-1 ф.2 указанными постановлениями установлены охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 20 м для ВЛ-110 кВ, на расстоянии 10 м - для ВЛ - 10 кВ.
Таким образом, установлено право ограниченного пользования земельными участками охранной зоны указанных ЛЭП на всем их протяжении.
Согласно абз. 2 п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 736 сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 1 января 2015 года.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
Судами установлено, что во исполнение положений действующего законодательства РФ о внесении сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории в государственный кадастр недвижимости в 2012 и 2014 годах ОАО "МОЭСК" (в настоящее время ПАО "Россети Московский регион") сведения об охранных зонах ЛЭП внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по МО.
В охранных зонах, согласно п. 2 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее по тексту - Правила), в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с п. 5 Правил, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно Приложению к Правилам.
Вместе с тем, согласно пункту а) Приложения "Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства" к Правилам охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении для ВЛ классом напряжения 110 кВ на расстоянии 20 м; для ВЛ классом напряжения 10 кВ на расстоянии 10 м.
Федеральный законодатель в порядке реализации возложенных на него полномочий в Земельном кодексе Российской Федерации, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 89, установил, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 89 Земельного кодекса РФ установлен правовой режим пользования землями энергетики, в соответствии с которой установлены особые охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки.
В охранных зонах, согласно п. 2 Правил в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с подп. б) п. 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов
В силу подп. б) п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В пределах охранных зон в соответствии с подп. а) п. 10 Правил без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
В соответствии с п. 3.9. Раздела 3 "Термины и определения" ГОСТ 33150-2014 "Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек" пешеходной дорожкой является размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
Суды с учетом изложенных норм, оценив в порядке главы 7 АПК РФ совокупность представленных доказательств, пришли к выводу, что лесной участок с КН 50:08:0000000:338 находится в аренде у ПАО "Россети Московский регион", договор аренды является действующим, в данном случае отсутствуют основания для размещения пешеходной дорожки в пределах охранной зоны линий электропередачи, принадлежащей ПАО "Россети Московский регион" между двумя опорами ЛЭП, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо повлечь безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2022 года по делу N А41-58324/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подп. б) п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В пределах охранных зон в соответствии с подп. а) п. 10 Правил без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
В соответствии с п. 3.9. Раздела 3 "Термины и определения" ГОСТ 33150-2014 "Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек" пешеходной дорожкой является размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2022 г. N Ф05-21250/21 по делу N А41-58324/2020
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21250/2021
25.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11391/2022
04.05.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-58324/20
03.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21250/2021
03.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9711/2021
13.04.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-58324/20