• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 декабря 2022 г. N Ф05-29477/22 по делу N А40-168742/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Учитывая приведенные нормы и разъяснения, суды пришли к выводу, что Департамент городского имущества города Москвы не может быть признан лицом, контролирующим ОАО "Дирекция единого заказчика района Котловка", в смысле, предаваемом Законом о банкротстве, в силу чего отсутствуют основания для привлечения Департамента к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ, нарушение обязанности по подачу заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В свою очередь, статья 9 Закона о банкротстве предполагает, что обязанность обратиться с заявлением о признании должника банкротом возложена на руководителя должника, индивидуального предпринимателя и ликвидационную комиссию.

Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что ответчик не является лицом, на которое в соответствии с Законом о банкротстве возложена обязанность обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом, следовательно, неосуществление таких мероприятий не может рассматриваться как бездействие, являющееся основанием для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности.

При этом Департамент городского имущества города Москвы указывает, что вопреки доводам конкурсного управляющего ОАО "Дирекция единого заказчика района Котловка" включено в перечень проблемных хозяйственных обществ, закрепленных за Департаментом, на основании Постановления Правительства Москвы от 28.07.2020 N 1109 ПП, а не в дату принятия Постановления Правительства Москвы от 16.08.2011 N 368-ПП.

Кроме того, исследовав материалы дела, судами также установлено, что конкурсным управляющим не приведены в материалы дела достаточные доказательства, свидетельствующие о возникновении у должника признаков неплатежеспособности в указанную в заявлении дату. Более того, конкурсным управляющим не указано, какие конкретно обязательства возникли на стороне должника после истечения срока, установленного статьей 9 Закона о банкротстве, что является обязательным условием для привлечения к субсидиарной ответственности за неподачу заявления о признании должника банкротом.

...

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."