г. Москва |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А40-123339/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 19.01.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Гречишкина А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Антрацитинвестпроект" - Пономарева И.А. по доверенности от 26.10.2022, Фролова Т.О. по доверенности от 26.10.2022,
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (правопреемника государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 4) - Бейбулатова О.Г. по доверенности от 02.01.2023,
рассмотрев 12.01.2023 в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 4)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2022
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Антрацитинвестпроект"
к государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда
социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 4)
о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Антрацитинвестпроект" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 4) (далее - ГУ МРО ФСС РФ филиал N 4, Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 18.05.2022 N 770422100136103 о применении к ООО "Антрацитинвестпроект" страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 8,5 %, начисления страховых взносов, пени и штрафа, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем установления страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 года, соответствующий виду осуществляемой деятельности "Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами с кодом ОКВЭД 46.71 с первым классом профессионального риска в размере 0,2 %. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022, требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГУ МРО ФСС РФ филиал N 4 обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 31.08.2022 и постановление от 01.11.2022 отменить, принять по делу новое решение.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права, не выяснили все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
От отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с проведенными в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" реорганизационными мероприятиями, связанными с созданием Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социального фонда России), в ходе которых Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации было реорганизовано путем слияния в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Возражений в отношении удовлетворения данного заявления не поступило.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из положений Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и информации из Единого государственного реестра юридических лиц суд округа считает возможным произвести процессуальное правопреемство заинтересованного лица по делу, заменив государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации его правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027703026075, ИНН 7703363868).
В заседании суда кассационной инстанции представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители ООО "Антрацитинвестпроект" возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, решением от 18.05.2022 N 770422100136103 Фонд привлек заявителя к ответственности, предусмотренной ст. 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ, в связи с чем ему начислен штраф в размере 6 119 398,15 руб. и пени за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 822 000,90 руб., а также заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в сумме 30 596 990,76 руб. и внести необходимые изменения в документы бухгалтерского учета.
Заявителем Фонду 12.04.2022 представлены возражения N 120422/01-Бух на акт камеральной проверки, в которых заявитель указал о несогласии с актом камеральной проверки.
07.04.2021 при отправке заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2020 год заявитель допустил техническую ошибку и ошибочно в качестве основного вида деятельности за 2020 год в заявлении и в справке-подтверждении заявил код по ОКВЭД 05.10.1 "Добыча угля и антрацита" с указанием по нему нулевой выручки, который относится к 32 классу риска со страховым тарифом 8,5%.
Фактически основным видом деятельности заявителя за 2020 год является "Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами" код по ОКВЭД 46.71, который относится к 1 классу риска со страховым тарифом 0,2%.
Заявитель, ссылаясь на предоставление Фонду документов, соответствующих требованиям законодательства о бухгалтерском учете, которыми документально подтверждено фактическое осуществление заявителем в спорный период основного вида деятельности "Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами" (код ОКВЭД 46.71), соответствующей 1 классу профессионального риска, которым подтверждена обоснованность применения страхового тарифа в размере 0,2%, обратился в суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьями 3, 6, 17, 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. п. 7, 8, 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, п. п. 2, 3, 5, 11 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст, с учетом письма Минэкономразвития России от 21.08.2008 N Д18-1479, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что поскольку заявителем представлены документы, соответствующие требованиям законодательства о бухгалтерском учете, документально подтверждено фактическое осуществление заявителем в спорный период основного вида деятельности по коду ОКВЭД 46.71, подтверждена обоснованность применения страхового тарифа в размере 0,2% соответствующего 1 классу профессионального риска согласно осуществляемого основного вида деятельности по коду ОКВЭД 46.71.
Суды верно исходили из того, что по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Вопреки доводам кассационной жалобы, предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика страховых взносов на обязательное социальное страхование (организации), указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, чем были установлены судами, не усматривает и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а сводятся к несогласию с позицией судов относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка при рассмотрении дела по существу.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 48, 159, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о замене стороны ее правопреемником удовлетворить.
Заменить заинтересованное лицо государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации его правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022 по делу N А40-123339/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 4) - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика страховых взносов на обязательное социальное страхование (организации), указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 января 2023 г. N Ф05-32785/22 по делу N А40-123339/2022