г. Москва |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А41-13336/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Петропавловской Ю.С., Холодковой Ю.Е.
при участии в заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Кондрашева Юрия Ефимовича - Хрусталев С.В., представитель по доверенности от 30 декабря 2021 года, Антипова Ж.В., представитель по доверенности от 30 декабря 2021 года;
от заинтересованного лица: Министерства имущественных отношений Московской области - Кичула В.В., представитель по доверенности от 9 января 2023 года;
от Правительства Московской области - Кавин А.Ю., представитель по доверенности от 21 июля 2021 года;
от Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 15 февраля 2023 года в судебном заседании кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Кондрашева Юрия Ефимовича и Министерства имущественных отношений Московской области на решение от 12 октября 2022 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 6 декабря 2022 года Десятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А41-13336/2022,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кондрашева Юрия Ефимовича
к Министерству имущественных отношений Московской области, Правительству Московской области
третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства"
о признании незаконным бездействия, решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кондрашев Юрий Ефимович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным:
- бездействия Правительства Московской области (далее - Правительство, заинтересованное лицо) по вопросу издания акта о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 из категории сельскохозяйственного производства и включения их в зону транспортной инфраструктуры (для размещения объектов дорожного сервиса);
- изложенного в письме Министерства имущественных отношений Московской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) от 29 декабря 2021 года N 15т-15939 ответа в виде сообщения, что "решение о переводе земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030302:5 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения Правительством Московской области в настоящее время не может быть принято";
- обязании (в порядке устранения нарушенных прав заинтересованного лица) обязать Министерство в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу принять акт о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 из категории сельскохозяйственного производства и включение их в зону транспортной инфраструктуры (для размещения объектов дорожного сервиса).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2022 года, требования заявителя удовлетворены частично.
Признано незаконным решение, изложенное в письме Министерства от 29 декабря 2021 года N 15т-15939 по обращению предпринимателя по вопросу изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6.
Министерство имущественных отношений Московской области обязано в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта принять решения об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (для размещения объектов дорожного сервиса).
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, Министерство обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
С кассационной жалобой также обратился предприниматель, который указывает, что суды неправомерно отказали в удовлетворении требований к Правительству.
В судебном заседании представители предпринимателя поддержали доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, против удовлетворения жалобы министерства возражали.
Представитель министерства поддержал доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, против удовлетворения жалобы предпринимателя возражал.
Представитель правительства, против удовлетворения кассационных жалоб возражал.
Представитель третьего лица не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, категории "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства".
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 примыкают к автодороге А-104 "Москва - Дмитров - Дубна" в районе д. Сухарево и автодороге "Сухарево - Марфино - Подольниха".
Распоряжением Росавтодора от 14 октября 2013 года N 1601-р "Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-104 "Москва - Дмитров - Дубна" на участке км 23 + 500 - км 46+300 (Мытищинский район, Московская область)" земельные участки отнесены к придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-104 "Москва - Дмитров - Дубна".
В период с 14 по 31 августа 2019 года на территории городского округа Мытищи проведены публичные слушания, на которые, в том числе, вынесен вопрос об исключении из зоны сельскохозяйственного производства земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6. Согласно результатам публичных слушаний решено исключить указанные участки из зоны сельскохозяйственного производства и включить их в зону транспортной инфраструктуры с целью последующего размещения на них объектов придорожного сервиса.
07 сентября 2020 года предприниматель направил в министерство ходатайство о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности" для целей - ведение предпринимательской деятельности.
Решениями от 10 февраля 2021 года министерство отказало предпринимателю в предоставлении услуги "Подготовка Правительству Московской области предложений по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую категорию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области". В отказах министерство указало на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков, предлагаемых к переводу, утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории (статья 4 Федерального закона N 172-ФЗ). По сведениям Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 в соответствии с внесением изменений в Генеральный план г.о. Мытищи, утвержденных решением Совета депутатов го Мытищи от 19 декабря 2019 года N 4/1, относятся к функциональной зоне СХ-3 "Зона сельскохозяйственного производства".
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения министерства от 10 февраля 2021 года об отказе в предоставлении государственной услуги об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6; об обязании принять решения об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, установив целевое назначение "земли транспорта" (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения).
Решением Арбитражного суда Московской области от 6 мая 2021 года по делу N А41-84307/2020 заявленные требования удовлетворены.
Вступившим в законную силу постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2021 года по делу N А41-84307/2020 решение суда первой инстанции отменено в части обязания министерства принять решения об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, установив целевое назначение "земли транспорта" (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель повторно обратился в Правительство с заявлением об изменении целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, установив целевое назначение "земли транспорта" (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения).
Указанное обращение было перенаправлено Правительством в Министерство для составления ответа заявителю по существу.
Письмом от 29 декабря 2021 года N 15т-15939 по обращению предпринимателя по вопросу изменения целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 министерство сообщило заявителю, что "решение об изменении категории земельных участков и их целевого назначения не может быть принято".
Не согласившись с решением Министерства и бездействием Правительства, предприниматель обратился в суд с настоящими требованиями.
Установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6 не могут быть отнесены к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и иметь вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", по результатам публичных слушаний принято решение исключить земельные участки из зоны сельскохозяйственного производства и включить их в зону транспортной инфраструктуры с целью последующего размещения на них объектов придорожного сервиса, поскольку земельные участки расположены в границах зоны планируемого размещения (реконструкции) автомобильной дороги федерального значения А-104 "Москва - Дмитров - Дубна", суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в изменении целевого назначения земельных участков.
Судами также отмечено, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-84307/2020 по спору между теми же лицами.
На основании изложенного, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований предпринимателя, поскольку оспариваемое решение Министерства не соответствует закону и нарушает права заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права суды обязали Министерство в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта принять решения об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0030302:5 и 50:12:0030302:6, с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (для размещения объектов дорожного сервиса).
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы министерства, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд округа отмечает, что письмо Министерства, в котором указано, что "решение об изменении категории земельных участков и их целевого назначения не может быть принято", не соответствует положениям Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлению Правительства МО от 22 марта 2022 года N 261/11 "О некоторых вопросах, связанных с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Московской области" (далее - Постановление N 261/11), Распоряжения Минмособлимущества от 12 ноября 2020 года N 15ВР-1504 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Перевод земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую".
Относительно доводов предпринимателя о том, что суды неправомерно отказали в удовлетворении требований к Правительству, суд округа указывает следующее.
Постановлением N 261/11 полномочия по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и принятие решений о переводе либо отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, в отношении земель, находящихся в собственности Московской области; сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель или земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Соответственно, удовлетворение требований к Правительству, не уполномоченному на принятие соответствующих решений на момент рассмотрения дела, не приведет к восстановлению нарушенных прав предпринимателя, что не соответствует положениям главы 24 АПК РФ.
Права предпринимателя, как указали суды, должны быть восстановлены Министерством, как уполномоченным лицом.
Соответственно, поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2022 года по делу N А41-13336/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.