г. Москва |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А40-171805/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Свежий ветер" - Казакова П.И. (представителя по доверенности от 24.03.2022), Черенкова М.В. (генерального директора по протоколу от 15.03.2021),
от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Агаджанян Р.Л (представителя по доверенности от 14.04.2021),
рассмотрев 14.02.2023 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свежий ветер"
на решение от 29.07.2022
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 28.10.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-171805/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свежий ветер"
к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Свежий ветер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании предписания Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор, служба) от 28.07.2021 N П-0/-/1/153.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представитель службы возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражные суды установили, что общество обладает лицензией от 25.07.2012 серии РВ N 21394 на осуществление радиовещания радиоканала "Русский край" (далее также - лицензия).
Условиями, содержащимися в приложениях N 1, 2 к лицензии, предусмотрено распространение средства массовой информации - радиоканала "Русский край" с общим объемом вещания 168 часов ежедневно, круглосуточно, на территории Калининградской области. Тем самым, общество является региональным средством массовой информации.
Лицензией предусмотрено наземное эфирное вещание, из них процентное соотношение к объему вещания составляет: 30% вещание информационное, 5% - культурно-просветительское, 1% - спортивное, 64% - развлекательное.
На основании плана деятельности Управления Роскомнадзора по Калининградской области (далее также - управление) на 2021 год, утвержденного приказом руководителя управления от 30.11.2020 N 187, в отношении общества было проведено плановое систематическое наблюдение в период с 05.04.2021 по 23.04.2021.
По итогам мероприятия был составлен акт систематического наблюдения от 23.04.2021 N А-39/03/16, согласно которому выявлены нарушения лицензионных требований, норм Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ),Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ, Закон), Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (далее - Закон N 77-ФЗ).
Так, установлено, что радиовещание по лицензии осуществляется с нарушением лицензионных и обязательных требований, а именно: в нарушение подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1529 (далее - Положение о лицензировании, Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания), не соблюдается программная концепция вещания радиоканала "Русский край": процентное соотношение направлений вещания не соответствует указанному в приложении N 1 к лицензии; в нарушение подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании не соблюдены требования части 5 статьи 27 Закона о СМИ о порядке объявления выходных данных, а именно: в выходных данных радиоканала "Русский край" неверно объявляется зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер СМИ; в нарушение требований части 3 статьи 12 Закона N 77-ФЗ материалы общества доставляются в ФГУП ВГТРК с нарушением срока предоставления обязательного экземпляра.
Исходя из этого служба выдала обществу предписание от 28.07.2021 N П-0/-/1/153 об устранении нарушений в срок до 03.09.2021, содержащее предупреждение о том, что в случае невыполнения предписания, действие лицензии будет приостановлено.
Не согласившись, общество оспорило данное предписание в судебном порядке.
Признавая законным оспариваемое предписание, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о доказанности вмененных обществу нарушений, исходили из исполнимости указаний Роскомнадзора.
Отклоняя довод общества о соблюдении обществом требований статьи 27 Закона о СМИ об объявлении выходных данных средства массовой информации, мотивированный ссылкой на то, что рассматриваемые выходные данные СМИ "Русский край" содержали информацию об органе, зарегистрировавшем СМИ, и сведения свидетельства о регистрации СМИ, суды отметили, что указание в выходных данных средства массовой информации - радиоканала "Русский край" в качестве записи о регистрации ЭЛ N 4-643 и зарегистрировавшего его органа - Балтийское территориальное управление Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций является нарушением части 5 статьи 27 Закона N 2124-1 и подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания.
Как отметили суды, запись о регистрации радиоканала "Русский край" от 16.03.2012 ЭЛ N ТУ39-00055, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, была внесена Управлением Роскомнадзора по Калининградской области на основании заявления общества от 02.03.2012 о перерегистрации средства массовой информации на основании статьи 11 Закона о СМИ (в редакции, действовавшей в 2012 году) в связи с изменением формы периодического распространения. С даты внесения такой записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации именно эти данные подлежали отражению в выходных данных названного средства массовой информации.
Вопреки мнению общества, данный вывод судов является верным.
Статьей 27 Закона о СМИ предусмотрено, что зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
В соответствии со статьей 6.1 Закона о СМИ в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о зарегистрированных средствах массовой информации, о лицах, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации (учредителях, редакциях, главных редакторах, издателях, вещателях, распространителях, информационных агентствах), обеспечения получения от заинтересованных лиц и направления им документов, предусмотренных настоящим Законом, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе посредством обеспечения авторизованного доступа к подсистеме "личный кабинет", создается и функционирует государственная информационная система в области средств массовой информации.
Согласно той же статье Закона создание государственной информационной системы в области средств массовой информации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок функционирования государственной информационной системы в области средств массовой информации, ее структура и условия предоставления содержащейся в ней информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области средств массовой информации, в обязательном порядке должна включать в себя сведения из реестра зарегистрированных средств массовой информации.
Согласно пункту 1 Правил создания и функционирования государственной информационной системы в области средств массовой информации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 N 24 "О государственной информационной системе в области средств массовой информации" (далее - Правила) на основании статьи 6.1 Закона о СМИ, Правила устанавливают порядок создания и функционирования государственной информационной системы в области средств массовой информации (далее - информационная система), ее структуру и условия предоставления содержащейся в ней информации.
При этом пунктом 2 Правил предусмотрено, что информационная система представляет собой совокупность актуальной информации о зарегистрированных средствах массовой информации и лицах, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации, а также информационных технологий и технических средств, обеспечивающих обработку такой информации.
Таким образом, в статье 6.1 Закона о СМИ и пункте 2 Правил имеется прямое указание на актуальность информации о зарегистрированных средствах массовой информации
В соответствии с пунктом 6 Правил информационная система состоит из открытой части, закрытой части и части, предназначенной для организации взаимодействия с другими информационными системами.
Согласно подпункту "а" пункта 7 Правил информация, размещаемая оператором в открытой части информационной системы, включает сведения из реестра зарегистрированных средств массовой информации.
При этом пунктом 9 Правил, предусмотрено, что доступ к открытой части информационной системы предоставляется гражданам и организациям посредством авторизованного доступа к федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно статье 8 Закона о СМИ регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.
Нормы об актуальности информации о зарегистрированных средствах массовой информации, включающей сведения из реестра зарегистрированных средств массовой информации, и о значении такой информации, свидетельствуют о необходимости указание соответствующих выходных данных в соответствии со статьей 27 Закона о СМИ.
Согласно статье 10 Закона о СМИ в заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указана форма периодического распространения массовой информации.
Как предусмотрено статьей 11 Закона о СМИ, смена примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации.
При этом согласно статье 11 Закона о СМИ внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации.
По состоянию на 2012 год (до вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации") в законодательстве (в прежней редакции статьи 11 Закона о СМИ) использовалось слово "перерегистрация" (вместо терминологии "внесение изменений в запись о регистрации").
В соответствии с пунктом 5.4 Порядка ведения регистрирующим органом реестра зарегистрированных средств массовой информации, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 21.11.2011 N 1036 (зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2012 N 23273), регистрирующий орган обеспечивает подготовку и размещение на официальном сайте Роскомнадзора (rkn.gov.ru) следующих сведений: регистрационный номер и дата регистрации средства массовой информации;
Согласно пункту 6.2 того же Порядка основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является заявление о внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации.
Из совокупности данных норм следует, что общество в своих выходных данных должно было указывать сведения 2012 года, а не 2002 года.
Ссылка генерального директора общества в судебном заседании суда округа на то, что общество вправе указывать по своему выбору регистрационные данные 2000, 2002, 2012 гг., основана на неправильном применении законодательства.
Ссылка общества в кассационной жалобе на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.08.2022 по делу N А21-7654/2021 также не может быть принята как состоятельная. Как указано в этом судебном акте, представитель Управления Роскомнадзора по Калининградской области пояснил суду кассационной инстанции, что обществу вменяется выпуск в эфир радиоканала "Русский край" с заведомо ложными данными. При этом по данному делу речь шла о законности привлечения общества к административной ответственности по статье 13.22 КоАП РФ, объективную сторону состава которого образует выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации с заведомо ложными выходными данными. Как установлено, в свидетельстве от 16.03.2012 имеется указание на свидетельство ЭЛ N 4-643 от 27.03.2002, данные которого были указаны обществом в выходных данных, и которое не аннулировано. Поэтому с учетом содержания статья 13.22 КоАП РФ и пояснений управления сделан вывод о необоснованном вменении обществу совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.22 КоАП РФ.
Однако отсутствие оснований для признания действий общества заведомыми ложными и заблуждение общества по вопросу о том, какие именно сведения необходимо было указывать в качестве выходных данных, не дает основание для вывода о правомерности указания обществом неактуальных выходных данных при вещании радиоканала "Русский край" и, соответственно, для вывода о незаконности требования Роскомнадзора в оспариваемом предписании приводить в выходных данных актуальные сведения в соответствии со статьей 27 Закона о СМИ.
Более того, как пояснили представители самого общества в судебном заседании суда округа, общество может приводить в своих выходных данных актуальные сведения и каких-либо препятствий для этого нет.
Что касается других нарушений, на необходимость устранения которых указано в оспариваемом предписании, то выводы судов первой и апелляционной инстанций в этой части основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, и на применении с учетом таких обстоятельств норм Закона N 77-ФЗ, Закона N 99-ФЗ, Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Доводы кассационной жалобы общества в части данных выводов, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные с учетом полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 АПК РФ).
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2022 по делу N А40-171805/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка общества в кассационной жалобе на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.08.2022 по делу N А21-7654/2021 также не может быть принята как состоятельная. Как указано в этом судебном акте, представитель Управления Роскомнадзора по Калининградской области пояснил суду кассационной инстанции, что обществу вменяется выпуск в эфир радиоканала "Русский край" с заведомо ложными данными. При этом по данному делу речь шла о законности привлечения общества к административной ответственности по статье 13.22 КоАП РФ, объективную сторону состава которого образует выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации с заведомо ложными выходными данными. Как установлено, в свидетельстве от 16.03.2012 имеется указание на свидетельство ЭЛ N 4-643 от 27.03.2002, данные которого были указаны обществом в выходных данных, и которое не аннулировано. Поэтому с учетом содержания статья 13.22 КоАП РФ и пояснений управления сделан вывод о необоснованном вменении обществу совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.22 КоАП РФ.
Однако отсутствие оснований для признания действий общества заведомыми ложными и заблуждение общества по вопросу о том, какие именно сведения необходимо было указывать в качестве выходных данных, не дает основание для вывода о правомерности указания обществом неактуальных выходных данных при вещании радиоканала "Русский край" и, соответственно, для вывода о незаконности требования Роскомнадзора в оспариваемом предписании приводить в выходных данных актуальные сведения в соответствии со статьей 27 Закона о СМИ.
...
Что касается других нарушений, на необходимость устранения которых указано в оспариваемом предписании, то выводы судов первой и апелляционной инстанций в этой части основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, и на применении с учетом таких обстоятельств норм Закона N 77-ФЗ, Закона N 99-ФЗ, Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2023 г. N Ф05-797/23 по делу N А40-171805/2021
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-797/2023
22.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20376/2023
20.02.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-797/2023
28.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64768/2022
29.07.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-171805/2021