город Москва |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А40-110546/22-72-777 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Перлит": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Роснедра: Тереховой А.Ю. (дов. N ЕП-05-32/9776 от 15.05.2023 г.);
рассмотрев 23 мая 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Перлит"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2023 г.
по делу N А40-110546/22-72-777
по заявлению открытого акционерного общества "Перлит"
к Федеральному агентству по недропользованию
о признании незаконным приказа от 05 августа 2021 г. N 346,
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Перлит" (далее - ОАО "Перлит", общество, заявитель) являлось владельцем лицензии на право пользования недрами серии УДЭ N 00278 вид ТЭ, зарегистрированной 20 января 1999 г. за N 278, с целевым назначением и видами работ - добыча перлитов Мухор-Талинского месторождения на участке недр Мухор-Булык в Заиграевском районе, расположенного на территории Республики Бурятия (далее - лицензия). Срок окончания действия лицензии установлен до 23 января 2033 г.
Условия пользования недрами установлены в Приложении N 1 к лицензии (с учетом изменений к лицензии от 15 марта 2017 г.).
02 июля 2019 г. в Федеральное агентство по недропользованию поступило письмо от 27 июня 2019 г. N 0108-015-и5341 от Правительства Республики Бурятия, в котором содержались сведения о невыполнении ОАО "Перлит" условий пользования недрами по лицензии и о наличии оснований для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
25 июля 2019 г. Федеральным агентством по недропользованию в адрес Департамента по недропользованию Центрального-Сибирского округа направлено письмо N 04-30/11414, содержащее поручение рассмотреть ситуацию с проведением работ по вышеуказанной лицензии и принять решение в рамках проведения процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии в соответствии со статьями 20, 21 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
07 августа 2019 г. состоялось заседание Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Центрально-Сибирского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому федеральному округу (далее - комиссия Центрсибнедр), на котором был рассмотрен вопрос о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии серии УДЭ N 00278 вид ТЭ (протокол от 07 августа 2019 г. N 11-2019 УДЭ).
В ходе заседания комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 7 Условий пользования недрами уровень добычи полезного ископаемого и сроки выхода на проектную мощность определены техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. При этом обществом допущены нарушения установленных (проект, календарный план) условий пользования недрами в 2016, 2017 и 2018 годах.
По результатам рассмотрения представленных документов и сведений комиссией Центрсибнедра в соответствии с пунктом 107 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. N 315 (далее - Административный регламент), принято рекомендательное решение, согласно которому начать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии серии УДЭ N 00278 вид ТЭ и направить ОАО "Перлит" письменное уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами сроком на 6 (шесть) месяцев для устранения указанных нарушений.
Во исполнение вышеуказанного решения комиссии Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в адрес общества направлено уведомление от 30 августа 2019 г. N 04-01/6350 "О допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами" (далее - уведомление), согласно которому в случае неустранения нарушений пункта 7 Условий пользования недрами в течение 6 (шести) месяцев с момента получения настоящего уведомления право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Указанное уведомление было направлено в адрес ОАО "Перлит" 03 сентября 2019 г. (почтовый идентификатор 80083240678013) и возвращено в адрес отправителя 12 октября 2019 г., согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений АО "Почта России".
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах", срок выполнения уведомления продлен на 12 месяцев (до 16 марта 2021 г.).
Поскольку лицензия серии УДЭ N 00278 вид ТЭ включена в перечень лицензий, в отношении которых в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N АГ-П9-4932 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) проводятся проверки, 21 июня 2021 г. в отношении общества проведена проверка, в ходе которой установлено, что уведомление о допущенных ОАО "Перлит" нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии серии УДЭ N 00278 вид ТЭ, выданное Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 30 августа 2019 г. N 04-01/6350, не выполнено в установленный срок - до 16 марта 2021 г.; обществом не выполняется срок реализации календарного графика по отработке Мухор-Талинского месторождения (участок Мухор-Булык) в соответствии с согласованным техническим проектом.
По результатам проверки составлен акт от 21 июня 2021 г. N Н-201-в (далее - Акт проверки), который направлен на рассмотрение в Федеральное агентство по недропользованию (письмо от 24 июня 2021 г. N СЖ-08-02-30/19670 (далее - Письмо) для рассмотрения на заседании комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами.
29 июля 2021 г. проведено заседание комиссии Федерального агентства по недропользованию по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр, на котором принято решение рекомендовать досрочно прекратить право пользования недрами ОАО "Перлит" (протокол N ОК-ОЗ-56/13-д).
Основанием для принятия комиссией решения явилось невыполнение обществом уведомления.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 05 августа 2021 г. N 346 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ N 00278 ТЭ" право пользования недрами, предоставленное обществу лицензией серии УДЭ N 00278 вид ТЭ, прекращено.
Считая свои права нарушенными, ОАО "Перлит" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию о признании указанного приказа незаконным.
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2023 г., в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Перлит" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство по недропользованию просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Федерального агентства по недропользованию с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель ОАО "Перлит" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Федерального агентства по недропользованию, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Статьей 20 Закона о недрах предусмотрены основания для прекращения права пользования недрами.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами;
2) нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами;
3) систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами;
4) если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами;
5) ликвидации пользователя недр;
6) нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр, установленных частью первой статьи 23 настоящего Закона;
7) непредставления и (или) нарушения порядка представления пользователем недр геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении участка недр местного значения);
8) подачи пользователем недр заявления о досрочном прекращении права пользования недрами;
9) возникновения обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;
10) принятия Правительством Российской Федерации решения в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона;
11) возникновения обстоятельств, являющихся случаями обязательного перехода права пользования участками недр и (или) основаниями обязательного переоформления лицензии на пользование недрами, если пользователем недр не выполняются условия обязательного перехода права пользования участками недр и (или) обязательного переоформления лицензии.
Порядок прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами установлен статьей 21 Закона о недрах.
Административным регламентом установлен порядок принятия Федеральным агентством по недропользованию решений о досрочном прекращении права пользования недрами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, издан в пределах представленных административным органом полномочий.
При этом судами установлено, что основанием для принятия оспариваемого решения явилось установление комиссией невыполнение ОАО "Перлит" уведомления от 30 августа 2019 г. N 04-01/6350, которым установлено нарушение пункта 7 Условий пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ (добыча полезных ископаемых обществом не производилась).
Так, основной проект Мухор-Булыкского карьера перлитов утвержден Главвостоксибстроем от 11 октября 1971 г. Дополнение к проектной документации "Проект разработки участка Мухор-Булык Мухор-Талинского месторождения перлита, 1971 г." согласовано Бурятским управлением Госгортехнадзора в 2000 году.
Дополнение к проектной документации "Проект добычи перлитов и природных цеолитов Мухор-Талинского месторождения (участок Мухор-Булык) открытым способом в Заиграевском районе Республики Бурятия" согласовано Протоколом Территориальной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых Управления по недропользованию по Республике Бурятия от 02 сентября 2013 г. N 84.
В соответствии с утвержденной проектной документацией добыча на участке недр должна составить: перлит - 2000 м3, цеолит - 153 м3 ежегодно. На минимальный уровень добычи предприятие планирует выйти в первый год работы.
По данным Государственного баланса запаса полезных ископаемых Российской Федерации на объекте учета Мухор-Талинского месторождения с 2016 года по 2018 год добыча полезных ископаемых не производилась, т.е. недропользователем не выполнялся срок реализации календарного графика по отработке месторождения, согласованный техническим проектом, что подтверждается, в том числе письмом Правительства Республики Бурятия от 27 июля 2019 г. N 0108-015-и4341, а также актом проверки (невыполнение ОАО "Перлит" сроков реализации календарного графика по отработке Мухор-Талинского месторождения).
Кроме того, согласно Государственному балансу запасов за период с 2019 года по 2021 год обществом не производилась добыча полезных ископаемых.
Доказательств, подтверждающих устранение существенных нарушений пункта 7 условий пользования недрами, обществом не представлено.
Таким образом, у комиссии Федерального агентства по недропользованию имелись основания для применения пунктов 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в момент издания приказа) и досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ.
Судами также сделаны выводы о соблюдении процедуры принятия оспариваемого решения комиссией Федерального агентства по недропользованию.
Отклоняя доводы заявителя о необоснованности досрочного прекращения права пользования лицензией, в связи с ликвидацией предприятия, со ссылкой на положения пункта 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах в действующей редакции, суды указали на то, что в данном случае применению подлежала редакция закона, действовавшая на момент издания оспариваемого приказа (на момент принятия приказа Закон о недрах действовал в редакции от 11 июня 2021 г. N 62).
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах в редакции, действовавшей на дату издания приказа, предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", статью 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) внесены изменения в ранее действовавшую редакцию Закона РФ "О недрах".
Пункт 5 часть 2 статьи 20 Закона о недрах изложен в следующей редакции: право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случае ликвидации пользователя недр.
В соответствии со статьей 4 Федеральный закон N 123-ФЗ вступает в силу с 01 января 2022 г., в то время как оспариваемый приказ издан Федеральным агентством по недропользованию 05 августа 2021 г., то есть до вступления в силу Федерального закона N 123-ФЗ.
Ссылки общества на несвоевременное направление Федеральным агентством по недропользованию оспариваемого приказа отклонены судами, поскольку содержащиеся в государственном реестре участков недр сведения являются открытыми и общедоступными (пункт 20 Порядка государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр утвержден Приказом Минприроды России от 29 октября 2020 г. N 865 (далее - Порядок N 865). Сведения об издании оспариваемого приказа содержатся в графе "Реквизиты приказа о прекращении права пользования недрами, приостановлении или ограничении права пользования недрами".
Факт нарушения условий лицензии и невыполнение требований об их устранении судами установлен.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о соблюдении процедуры принятия оспариваемого приказа и о его соответствии положениям действующего законодательства.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2023 г. по делу N А40-110546/22-72-777 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Перлит" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 4 Федеральный закон N 123-ФЗ вступает в силу с 01 января 2022 г., в то время как оспариваемый приказ издан Федеральным агентством по недропользованию 05 августа 2021 г., то есть до вступления в силу Федерального закона N 123-ФЗ.
Ссылки общества на несвоевременное направление Федеральным агентством по недропользованию оспариваемого приказа отклонены судами, поскольку содержащиеся в государственном реестре участков недр сведения являются открытыми и общедоступными (пункт 20 Порядка государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр утвержден Приказом Минприроды России от 29 октября 2020 г. N 865 (далее - Порядок N 865). Сведения об издании оспариваемого приказа содержатся в графе "Реквизиты приказа о прекращении права пользования недрами, приостановлении или ограничении права пользования недрами"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 мая 2023 г. N Ф05-9718/23 по делу N А40-110546/2022