г. Москва |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А40-110546/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Перлит"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2022 по делу N А40-110546/2022
по заявлению ОАО "Перлит"
к Федеральному агентству по недропользованию
о признании незаконным приказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Терехова А.Ю. по доверенности от 16.05.2022; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2022, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Перлит" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным приказа Федерального агентства по недропользованию (далее - заинтересованное лицо, Роснедра) от 05.08.2021 г. N 346.
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт, которым оспариваемый приказ признать незаконным.
До начала судебного разбирательства представитель общества направил в суд апелляционной инстанции ходатайство об отложении судебного разбирательства на более позднюю дату.
Рассмотрев данное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении в силу следующего.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными либо признает, что дело не может быть рассмотрено в судебном заседании в связи с необходимостью предоставления отсутствующим участником процесса дополнительных доказательств. Данной нормой установлено право, а не обязанность суда отложить судебное заседание.
Судом апелляционной инстанции явка сторон в судебное заседание обязательной не была признана.
Применительно к настоящему спору суд апелляционной инстанции учитывает, что с момента принятия апелляционной жалобы к производству дополнительных доводов ОАО "Перлит" не было заявлено, аргументов, свидетельствующих о невозможности рассмотрения жалобы по имеющимся в деле доказательствам, не приведено.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание изложенные обстоятельства, а также отсутствие ходатайств иных участников процесса об отложении судебного заседания, приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах отложение рассмотрения жалобы приведет к необоснованному затягиванию дела, с учетом общего срока его рассмотрения, в связи с чем, не усматривает правовых оснований для отложения судебного разбирательства и, на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении ходатайства.
С учетом мнения представителя ответчика, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ОАО "Перлит".
Представитель Роснедр в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Отмечаем, что выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами является обязанностью пользователей недр в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ "О недрах".
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, ОАО "Перлит" являлось владельцем лицензии на право пользования недрами УДЭ 00278 ТЭ с целью разведки и добычи полезных ископаемых, на участке недр Мухор-Булык Мухор-Талинского месторождения в Заиграевском районе, расположенном на территории Республики Бурятия (далее также - Лицензия) (Приложение N 3). Дата регистрация лицензии-20.01.1999. Срок окончания действия лицензии-23.01.2033.
Условия пользования недрами установлены в Приложении N 1 к лицензии УДЭ 00278 ТЭ (с учетом Изменений к лицензии от 15.03.2017 - Приложение N 4).
Отмечаем, что основания для досрочного прекращения права пользования недрами установлены ст. 20 Закона РФ "О недрах".
Порядок принятия Роснедрами решений о досрочном прекращении права пользования недрами на момент возникновения спорных правоотношений был установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пп. 3, 4 п. 95 Административного регламента основаниями для начала осуществления административных процедур по осуществлению принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами являются представления уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерацией, а также данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении права пользования недрами.
В свою очередь, в соответствии с п. 106 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (далее - Комиссия).
Так, 02.07.2019 в Роснедра поступило письмо Правительства Республики Бурятия от 27.06.2019 N 0108-015-и5341, из которого получены данные, позволяющие сделать вывод о невыполнении ОАО "Перлит" условий пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ и наличии оснований для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами (Приложение N 5).
В связи с указанным, в Центрсибнедра направлено письмо Роснедр от 25.07.2019 N 04-30/11414с поручением принять решение в рамках проведения процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ в соответствии со ст.ст. 20, 21 Закона РФ "О недрах".
07.08.2019 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Центрально-Сибирского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому федеральному округу (далее - Комиссия Центрсибнедр), на котором был рассмотрен вопрос о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ (протокол от 07.08.2019 N 11-2019 УДЭ - Приложение N 7).
В ходе заседания Комиссии установлено, что в соответствии с п. 7 Условий пользования недрами уровень добычи полезного ископаемого и сроки выхода на проектную мощность определены техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. При этом Обществом допущены нарушения установленных (проект, календарный план) условий пользования недрами в 2016, 2017 и 2018 годах.
По результатам рассмотрения представленных документов и сведений, руководствуясь п. 107 Административного регламента, Комиссией принято рекомендательное решение:
- начать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ;
- направить ОАО "Перлит" письменное уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами сроком на 6 месяцев для устранения указанных нарушений.
Так, Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в адрес Общества направлено уведомление от 30.08.2019 N 04-01/6350 (далее -Уведомление), согласно которому в случае неустранения нарушений п. 7 Условий пользования недрами в течение 6 месяцев с момента получения Обществом Уведомления право пользования недрами может быть досрочно прекращено (Приложение N 8).
Уведомление направлено ОАО "Перлит" по его юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ: 671332, Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новоильинск, ул. Горняцкая, д. 7.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083240678013, полученному с официального сайта АО "Почта России", Уведомление направлено в адрес ОАО "Перлит" 03.09.2019, прибыло в адрес места вручения -12.09.2019, возвращено в адрес отправителя - 12.10.2019 (Приложение N 9).
При этом в соответствии с абз. 2 п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 во взаимосвязи с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
В абзаце третьем названного пункта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным выше, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Данное положение корреспондирует статье 54 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не примет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в п. 1 постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
При таких обстоятельствах, ОАО "Перлит" обязано было в срок до 16.03.2020 устранить допущенные нарушения.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 постановления Правительства от 22.04.2020 N 557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году" срок устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренный письменным уведомлением о допущенных нарушениях, выданным в соответствии с ч. 4 ст. 21 Закона РФ "О недрах", в соответствии с которым сроки устранения таких нарушений истекают в период с 15.03.2020 по 31.12.2020, продлевается на один год.
Таким образом, срок устранения ОАО "Перлит" нарушения продлен на один год, т.е. до 16.03.2021.
Судом отмечено, что лицензия УДЭ 00278 ТЭ включена в перечень лицензий, в отношении которых Росприроднадзором проводятся проверки в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17.06.2019 N АГ-П9-4932.
Так, в Федеральное агентство по недропользованию поступило письмо Росприроднадзора от 24.06.2021 N СЖ-08-02-30/19670 (далее - Письмо), с приложением акта проверки от 21.06.2021 N Н-201 (далее - Акт проверки) для рассмотрения на заседании Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами.
Как следует из Акта проверки, Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора установлены нарушения Условий пользования недрами:
- уведомление о допущенных ОАО "Перлит" нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ, выданное Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 30.08.2019 N 04-01/6350 не выполнено в установленный срок - до 16.03.2021.
- обществом не выполняется срок реализации календарного графика по отработке Мухор-Талинского месторождения (уч. Мухор-Булык) в соответствии с согласованным техническим проектом.
Во исполнение п. 104, п. 105 Административного регламента представленные материалы Росприроднадзора были рассмотрены в установленном порядке и направлены в Комиссию для принятия рекомендательного решения.
29.07.2021 проведено заседание Комиссии Роснедр, на котором рассмотрены материалы о возможном досрочном прекращении права пользования недрами ОАО "Перлит" по Лицензии УДЭ 00278 ТЭ.
При принятии решения Комиссией Роснедр принято во внимание, что в соответствии с Актом проверки Росприроднадзора ранее выданное Центрсибнедра Уведомление не исполнено.
Данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр и содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, являются самостоятельным основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии с пп. 4 п. 95 Административного регламента.
Учитывая вышесказанное, Комиссией принято решение рекомендовать досрочно прекратить право пользования недрами ОАО "Перлит", оформленное протоколом заседания Комиссии от 29.07.2021 N ОК-ОЗ-56/13-д (Приложение N 10).
В соответствии с п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" на основании вышеуказанной рекомендации Комиссии Федеральным агентством по недропользованию издан приказ от 05.08.2021 N 346 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ" (далее также - Приказ N 346) (Приложение N 11).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что все действия Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому федеральному округу, Федерального агентства по недропользованию по реализации процедуры досрочного прекращения права пользования недрами совершены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства о недрах, основания для признания приказа Роснедр незаконным отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался ст. 20 Закона РФ "О недрах" в редакции, действовавшей в момент издания приказа.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемый в рамках настоящего дела Приказ N 346 издан на основании п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" (в редакции, действовавшей в момент издания приказа), согласно которым право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
- систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
- если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Так, ОАО "Перлит" допущены нарушения п. 7 Условий пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ.
В соответствии с п. 7 Условий пользования недрами уровень добычи полезного ископаемого и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых.
Из материалов дела следует, что основной проект Мухор-Булыкского карьера перлитов утвержден Главвостоксибстроем от 11.10.1971.
Дополнение к проектной документации "Проект разработки участка Мухор-Булык Мухор-Талинского месторождения перлита, 1971 г." согласовано Бурятским управлением Госгортехнадзора в 2000 году.
Дополнение к проектной документации "Проект добычи перлитов и природных цеолитов Мухор-Талинского месторождения (уч. Мухор-Булык) открытым способом в Заиграевском районе Республики Бурятия" согласовано Протоколом Территориальной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых Управления по недропользованию по Республике Бурятия от 02.09.2013 N 84.
Разрешая спор по существу, судом первой инстанции принято во внимание, что в соответствии с утвержденной проектной документацией, добыча на участке недр должна составить: перлит - 2000 м3, цеолит - 153 м3 ежегодно. На минимальный уровень добычи предприятие планирует выйти в первый год работы.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии данными Государственного баланса запаса полезных ископаемых Российской Федерации на объекте учета Мухор-Талинского месторождения с 2016 года но 2018 год добыча полезных ископаемых не производилась, т.е. недропользователем не выполнялся срок реализации календарного графика по отработке месторождения, согласованный техническим проектом.
При этом суд первой инстанции указал, что данные обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе письмом Правительства Республики Бурятия от 27.06.2019 N 0108-015-и4341, которое послужило основанием для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами в виде лицензии.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, указанное отражено в Государственном балансе запасов, содержащем сведения об отсутствии добычных работ на участке недр в период 2016-2018 гг.
Оценив совокупность представленных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Комиссией Центрсибнедра было принято обоснованное решение рекомендовать начать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами ОАО "Перлит" и направить письменное уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами сроком на 6 месяцев для устранения указанных нарушений момента получения настоящего Уведомления.
Повторным Актом проверки от 21.06.2021 зафиксировано следующее:
- уведомление о допущенных ОАО "Перлит" нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ, выданное Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 30.08.2019 N 04-01/6350 не выполнено в установленный срок - до 16.03.2021;
- ОАО "Перлит" не выполняется срок реализации календарного графика по отработке Мухор-Талинского месторождения (уч. Мухор-Булык) в соответствии с согласованным техническим проектом.
При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, согласно Государственному балансу запасов за период 2019-2021 добыча ОАО "Перлит" не осуществлялась.
Доводы заявителя жалобы о том, что основания прекращения на основании п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" (ликвидация пользователя недр) не состоятелен и не обоснован по причине того, что пользователь недр не находится в стадии ликвидации.
Указанный довод является необоснованным на основании следующего.
Так, Приказ N 346 издан 05.08.2021 на основании п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах". На момент принятия оспариваемого приказа Закон РФ "О недрах" действовал в редакции N 62 от 11.06.2021.
Основания для прекращения права пользования недрами установлены ст. 20 Закона РФ "О недрах", часть 2 которой предусматривает случаи досрочного прекращения права пользования недрами.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" в редакции, действовавшей на дату издания Приказа N 346, установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Федеральным законом от 30.04.2021 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", статью 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) внесены изменения в ранее действовавшую редакцию Закона РФ "О недрах".
Так, в силу пункта 24 Федерального закона N 123-ФЗ пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" изложен в следующей редакции: право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случае ликвидации пользователя недр.
В соответствии со ст. 4 Федеральный закон N 123-ФЗ вступает в силу с 01.01.2022. Приказ N 346 издан Федеральным агентством по недропользованию 05.08.2021, то есть до вступления в силу Федерального закона N 123-ФЗ.
Таким образом, довод Общества о необоснованности досрочного прекращения права пользования Лицензией, в связи с ликвидацией предприятия, следует признать ошибочным и основанным на неверном толковании положений закона, поскольку Заявитель ссылается на п. 5 ч. 2 ст. 20 в действующей редакции Закона РФ "О недрах", тогда как применению подлежала редакция, действовавшая на момент издания Приказа N 346.
Указания общества на то, что причина применения п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона "О недрах является то, что пользователь недр в течении установленного срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах, несостоятельна, поскольку за период был выбран с 2016 года по 2019 год, а лицензия выдана в 1999 году. То есть бесспорным далее исходя из буквального значения содержащихся слов и выражении в указанной норме следует, что Общество фактически не приступило к добыче с момента получения лицензии и не вышло на соответствующие объемы. Такие обстоятельства не установлены, не принимаются судебной коллегией в силу следующего.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах" в редакции, действовавшей на дату издания Приказа N 346, установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
В соответствии с п. 7 Условий пользования недрами уровень добычи полезного ископаемого и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых.
Так, в соответствии с утвержденной проектной документацией, добыча на участке недр должна составить: перлит - 2000 м3, цеолит - 153 м3 ежегодно. На минимальный уровень добычи предприятие планирует выйти в первый год работы.
Как было указано раннее, в соответствии данными Государственного баланса запаса полезных ископаемых Российской Федерации на объекте учета Мухор-Талинского месторождения с 2016 года по 2018 год добыча полезных ископаемых не производилась, т.е. недропользователем не выполнялся срок реализации календарного графика по отработке месторождения, согласованный техническим проектом.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе письмом Правительства Республики Бурятия от 27.06.2019 N 0108-015-и4341, которое послужило основанием для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами в виде лицензии.
Кроме того, указанное отражено в Государственном балансе запасов, содержащем сведения об отсутствии добычных работ на участке недр в период 2016-2018 гг.
Согласно Государственному балансу запасов за период 2019-2021 добыча ОАО "Перлит" также не осуществлялась.
Важно отметить, что, выдавая лицензию на право пользования недрами, государство, как собственник недр, предполагает соблюдение сроков, эффективное пользование недрами, в том числе своевременное осуществление добычных работ. Кроме того, государство предполагает получение налоговых отчислений на добычу полезных ископаемых.
Соблюдение недропользователями требований по рациональному использованию и охране недр - неотъемлемое условие обеспечения устойчивого, эффективного и безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Роснедр оснований для принятия оспариваемого приказа.
Относительно доводов о неисполнении Роснедрами требования по направлению копии оспариваемого приказа, судебная коллегия отмечает, что о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ ОАО "Перлит" стало известно 13.01.2022.
Вместе с тем, довод о несвоевременном направлении оспариваемого приказа по существу не влияет на законность и обоснованность принятого Федеральным агентством по недропользованию решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
Необходимо отметить, что Общество при проявлении разумной осмотрительности могло узнать о досрочном прекращении права пользования недрами, в том числе из государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
Так, в соответствии со ст. 28 Закона РФ "О недрах" государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами осуществляется посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами (далее - государственный реестр участков недр).
Порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр утвержден Приказом Минприроды России от 29.10.2020 N 865 (далее - Порядок N 865).
Сведения, содержащиеся в государственном реестре участков недр, являются открытыми и общедоступными.
Пунктом 18 названного Порядка установлено, что государственному учету в государственном реестре участков недр подлежат участки недр, предоставленные в пользование, и лицензии на пользование участками недр.
В силу п. 19 Порядка N 865 государственный реестр участков недр ведется в электронном виде путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются сведения, указанные в пункте 20 настоящего Порядка, на основании данных для заполнения форм реестровой записи.
Так, подпунктом "о" пункта 20 Порядка N 865 установлено, что государственный реестр участков недр должен содержать сведения о прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами (реквизиты соответствующего протокола или приказа, дата прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, срок и условия приостановления осуществления права пользования недрами или ограничения права пользования недрами).
Сведения о прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами вносятся в государственный реестр участков недр не позднее 1 рабочего дня со дня размещения в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования" утвержденного Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом протокола заседания комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом, содержащего решение о прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами.
Сведения об издании оспариваемого Приказа N 346 содержатся в графе "Реквизиты приказа о прекращении права пользования недрами, приостановлении или ограничении права пользования недрами".
Открытость и общедоступность сведений, размещенных в сети "Интернет" или в государственном реестре, который доступен через такую сеть, определяет для истца возможность узнать о нарушении своих прав из соответствующих источников информации, что определяет начало течения срока исковой давности для истца с момента публикации сведений о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 00278 ТЭ.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О недрах".
Аналогичная позиция закреплена в судебной практике, а именно в определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1862-0-0, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 04.03.2020 N Ф10-307/2020 по делу N А14-8503/2018.
При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. Обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является проверка (установление) органом, выдавшим лицензию, факта устранения или неустранения нарушений, указанных в письменном уведомлении, в установленный срок.
Таким образом, предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту как прав пользователей недр, так и интересов государства.
Из содержания вышеизложенного следует, что процедура досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии направлена на защиту интересов государства в части обеспечения рационального и комплексного использования недр.
Таким образом, при исполнении Роснедрами государственной функции по осуществлению процедуры досрочного прекращения права пользования недрами принятие решения не ставится в зависимость от наличия или отсутствия вины пользователя недр, а также от имеющихся фактов привлечения недропользователя к административной ответственности.
Кроме того, пункт 107 Административного регламента разграничивает процедуры ограничения, приостановления, досрочного прекращения права пользования недрами, а также устанавливает правовые последствия принятия таких решений.
Так, при досрочном прекращении права пользования недрами пользователем недр прекращаются все виды деятельности (за исключением работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием этим участком недр) на участке недр и получение соответствующей продукции. В сроки, определенные органами, принявшими решение о досрочном прекращении права пользования недрами, начинаются работы по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием этим участком недр. Лицензия на пользование недрами при досрочном прекращении права пользования недрами подлежит снятию с государственного учета и передаче на хранение в федеральный или территориальный фонд геологической информации.
При приостановлении права пользования недрами временно прекращаются основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, за исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии.
При ограничении права пользования недрами временно или постоянно запрещается осуществление тех или иных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, если они привели или могут привести к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, негативному влиянию на охрану недр и окружающую природную среду до устранения причин, вызвавших это ограничение.
В связи с вышеизложенным, применение в отношении ОАО "Перлит" таких мер, как ограничение и приостановление не отвечали бы задачам лицензирования пользования недрами, направленным на беспрерывное комплексное недропользование, не являлись бы эффективными и не обеспечивали бы интересы государства как собственника недр.
Довод Заявителя о том, что оспариваемый приказ издан до истечения срока, установленного в предписании Росприроднадзора, не основан на нормах закона, поскольку в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
Согласно п. 99 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196, при выявлении в ходе проведения проверки нарушений должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный надзор, выдает руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого пользователя недр предписание, оформленное в установленном порядке.
В соответствии с п. 102 указанного Административного регламента предписание должно содержать положения, в том числе содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено пользователем недр), срок исполнения, основание выдачи предписания (ссылки на пункты, части статей законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих предписываемую обязанность, а также на пункты лицензионного соглашения).
В свою очередь, согласно п. 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293, к полномочиям Роснедр отнесено принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользовании участками недр.
В соответствии с абз. 4 пп. 3 п. 4 Административного регламента одним из результатов исполнения государственной функции по осуществлению принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами является решение о направлении в адрес владельца лицензии уведомления о нарушении им условий лицензии, законодательства о недрах и возможном досрочном прекращении права пользования недрами при неустранении в установленный срок указанных нарушений.
Уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях условий лицензии является частью процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, инициированной Федеральным агентством по недропользованию, и содержит в себе лишь указание на нарушения условий пользования недрами.
В свою очередь, предписания являются мерой, принимаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при установлении фактов нарушений, выявленных при проведении проверок (осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр). При этом основанием выдачи предписания может являться не только нарушение условий лицензии, а также нарушение норм законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
Таким образом, сроки для устранения нарушений, установленные в Уведомлении и предписании, не взаимосвязаны и относятся к исполнению разных государственных функций. Предписание, выданное органом государственного надзора в области охраны окружающей среды, не продлевает сроки, установленные Роснедрами в Уведомлении об устранении допущенных нарушений.
В связи с этим следует вывод, что Обществу надлежало исходить из срока, установленного в уведомлении об устранении допущенных нарушений, выданном Центрсибнедра в соответствии с Административным регламентом, а не из срока, содержащегося в предписании Росприроднадзора.
Также подлежит отклонению довод заявителя о том, что такая мера, как досрочное прекращение права пользования недрами, является избыточной и крайней мерой ответственности для недропользователя, поскольку противоречит п. 11 и п. 12 Условий пользования недрами, содержащих положения о досрочном прекращении права пользования недрами в случае наличия нарушений, допущенных ОАО "Перлит".
Процедура досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии направлена на защиту интересов государства в части обеспечения рационального и комплексного использования недр.
Таким образом, при исполнении Роснедрами государственной функции по осуществлению процедуры досрочного прекращения права пользования недрами принятие решения не ставится в зависимость от наличия или отсутствия вины пользователя недр, а также от имеющихся фактов привлечения недропользователя к административной ответственности.
Исходя из изложенного, совокупность условий, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2022 по делу N А40-110546/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110546/2022
Истец: ОАО "ПЕРЛИТ"
Ответчик: Федеральное агенство по недропользованию