г. Москва |
|
7 июня 2023 г. |
Дело N А40-159813/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Борсовой Ж.П., Кочергиной Е.В.,
при участии в заседании:
от истца - Попов Р.В. по доверенности от 14.10.2022, Штурнев А.А. по доверенности от 14.10.2022
от ответчика - Голосов Я.И по доверенности от 05.08.2022
рассмотрев 31 мая 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "БС-1 Сервис"
на постановление от 14.02.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по иску ГУП "Экотехпром"
к ООО "БС-1 Сервис"
о взыскании по договору N 3-13-6665 от 24.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Экотехпром" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "БС-1 Сервис" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 1 699 424 руб. 46 коп. по договору N 3-13-6665 от 24.12.2021 (далее - договор), 204 416 руб. 92 коп. пени за период с 11.02.2022 по 31.03.2022 (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2022, принятым в порядке упрощенного производства, с ответчика в пользу истца взыскана сумма основного долга в размере 890 293 руб. 92 коп., неустойка в размере 204 416 руб. 92 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением от 26.12.2022 Девятый арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 2 части 4 статьи 270, части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, признал дело подготовленным и назначил его рассмотрение по общеисковым правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023, решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2022 отменено, с ООО "БС-1 Сервис" в пользу ГУП "Экотехпром" взысканы денежные средства в размере 905 232 руб. 08 коп., из них долг за март и апрель 2022 года в сумме 890 293 руб. 92 коп., неустойка за просрочку оплаты услуг за январь 2022 года в сумме 14 938 руб. 16 коп.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2023 исправлена опечатка допущенная в резолютивной части постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 и в пятом абзаце стр.6 постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 по делу N А40-159813/22: вместо ошибочного: "__долг за март и апрель 2022 года___", правильно читать: "_..долг за период Январь-Апрель 2022 года_..".
Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик ссылается на то, что суд не оценил довод ответчика о том, что нет доказательств оказания услуг истцом в заявленном объеме и качестве за январь, февраль и апрель 2022 года, акты, не подписаны, ответчику эти акты не выставлялись и не направлялись. ООО "БС-1 Сервис" также ссылается на то, что при отсутствии двухсторонних актов, при отсутствии доказательств направления актов ответчику, и наличии возражений ответчика по качеству и объемам услуг, услуги не могут считаться оказанными и принятыми. Заявитель указывает на то, что суд не принял во внимание доводы ответчика о ненадлежащем качестве услуг. Ответчиком через систему Мой Арбитр (20.01.2023 и 10.02.2023) предоставлены доказательства несоответствия факту заявленных истцом объемов и качества услуг. Ответчик указывает на то, что истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства надлежащего оказания услуг, не представлены подписанные сторонами акты или доказательства отправки актов ответчику.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, представил письменные пояснения.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным, представил возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.05.2023 по 31.05.2023.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в принятом по делу судебном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу об отмене судебного акта с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как установлено судом при рассмотрении спора по существу, между Государственным унитарным предприятием города Москвы "Экотехпром" (далее - Региональный оператор) в лице ООО "Хартия" и ООО "Ботанический Сад-1 Сервис" (далее - Потребитель) заключен Договор от 24.12.2021 N 3-13-6665 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), на территории Северо-Восточного административного округа города Москвы (далее - Договор).
В соответствии с условиями Договора, Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены Договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Срок оказания услуг по Договору составляет 1 год с даты начала оказания услуг.
Согласно пункту 3.1 Договора ежемесячная сумма, которую Потребитель обязуется оплачивать Региональному оператору составляет 730 060 руб. 44 коп.
В соответствии с п. 8 Договора с даты его заключения Стороны пришли к соглашению производить учет объема и (или массы) твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "О утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.11 Договора Потребитель обязуется оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Пунктом 13 Договора Сторонами предусмотрено, что сверка расчетов по Договору проводится между Региональным оператором и Потребителем не реже чем 1 раз в год по инициативе одной из Сторон за 30 дней до окончания календарного года путем составления и подписания Сторонами соответствующего Акта.
В расчетном периоде - январь 2022 года - апрель 2022 года, Региональный оператор оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Потребителю в полном объеме, что подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг и универсальными передаточными документами.
Потребитель не выполнил свои обязательства в отношении своевременной оплаты оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами до настоящего момента. Обязательства ответчика по оплате услуг истца, оказанных в период с 01.01.2022 по 30.04.2022 включительно, не исполнены в полном объеме.
Ответчиком в материалы дела представлены платежные поручения о частичной оплате суммы в общем в размере 1 622 484 руб. 88 коп. С учетом частичной оплаты суммы долга и представленных уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сумма основного долга составляет 890 293 руб. 92 коп.
Направленная в адрес ответчика претензия оставлена без удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 421, 422, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями договора, принимая во внимание, что потребитель не выполнил свои обязательства в отношении своевременной оплаты оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом величина единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО составляет 839 руб. 23 коп. за 1 куб.м (м3) принятых твердых коммунальных отходов, учитывая, что услуги оказаны надлежащим образом, замечания по качеству услуг со стороны ответчика не поступали, исходя из того, что в настоящее время обязательства ответчика по оплате услуг истца, оказанных в период с 01.01.2022 по 30.04.2022 включительно, не исполнены в полном объеме, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Делая вывод о том, что потребитель не выполнил свои обязательства в отношении своевременной оплаты оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также, что услуги оказаны надлежащим образом, замечания по качеству услуг со стороны ответчика не поступали, судом апелляционной инстанции не дана оценка представленным ответчиком в суде апелляционной инстанции актам о ненадлежащем исполнении обязательств по договору в период январь - апрель 2022.
Судом апелляционной инстанции также не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика о том, что истцом не представлено доказательств оказания услуг в заявленном объеме, доказательств отправки актов ответчику.
Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и входящие в предмет доказывания, что могло привести к принятию неправильного решения, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, дать оценку всем доводам и возражениям сторон, на основании установленных фактических обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права установить наличие/отсутствие оснований для удовлетворения иска полностью (в части).
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2023 года по делу N А40-159813/2022 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Ж.П. Борсова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 июня 2023 г. N Ф05-8005/23 по делу N А40-159813/2022
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8005/2023
05.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41446/2023
07.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8005/2023
14.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-81544/2022
03.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-159813/2022