город Москва |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А41-87214/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчиков: от Мособлкомлеса: Сафонова Н.А., доверенность от 22.11.2022; от Рослесхоза: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 04 июля 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Рослесхоза
на решение от 25 января 2023 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 30 марта 2023 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-87214/21
по иску Администрации городского округа Серпухов
о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра
к Рослесхозу, Мособлкомлесу,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области, КУИ городского округа Серпухов, Правительство Московской области, Минприроды России, Минмособлимущество, ТУ Росимущества в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Рослесхозу и Мособлкомлесу (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений), в котором просила:
установить границы земельного участка, фактически занятого Лужковским кладбищем, расположенного в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", категория земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д. Лужки, определив его площадь 7.506,62 кв.м и границы по указанным в иске координатам;
уточнить координаты и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:40040, относящегося к категории земель: земли лесного фонда, за вычетом площади наложения земельного участка, фактически занятого Лужковским кладбищем, определив его общую площадь 681.900,66 кв.м и границы его контуров по указанным в иске координатам;
внести изменения в сведения государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда на земельный участок, фактически занятый Лужковским кладбищем, расположенный в деревне Лужки в границах муниципального образования "городской округ Серпухов Московской области", путем исключения из состава земель лесного фонда земельного участка, фактически занятого Лужковским кладбищем;
признать за муниципальным образованием "городской округ Серпухов Московской области" право собственности на земельный участок, категория земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д. Лужки, необходимый для использования по назначению под размещение кладбища;
взыскать судебные расходы, связанные с оплатой услуг экспертов по составлению экспертного заключения, в размере 200.000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области, КУИ городского округа Серпухов, Правительство Московской области, Минприроды России, Минмособлимущество и ТУ Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 января 2023 года заявленные требования удовлетворены в части установления границ земельного участка, фактически занятого Лужковским кладбищем, расположенного в границах муниципального образования "городской округ Серпухов Московской области", категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д. Лужки, определив его площадь 7.506,62 кв.м и границ по указанным в резолютивной части решения координатам; уточнения координат и площади земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:40040, относящегося к категории земель: земли лесного фонда, за вычетом площади наложения земельного участка, фактически занятого Лужковским кладбищем, определив его общую площадь 681.900,66 кв.м и границы его контуров по указанным в резолютивной части решения координатам; признания за муниципальным образованием "городской округ Серпухов Московской области" права собственности на земельный участок, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д. Лужки, необходимый для использования по назначению под размещение кладбища; в удовлетворении требований к Мособлкомлесу отказано; с Рослесхоза в пользу администрации взысканы судебные расходы, связанные с оплатой услуг экспертов по составлению экспертного заключения, в размере 200.000 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Рослесхоз обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в части взыскания с Рослесхоза судебных расходов за проведение судебной экспертизы.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец, ответчик - Рослесхоз и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика - Мособлкомлеса поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 20.10.2021 комиссией в составе директора МКУ "Серпуховская специализированная похоронная служба", начальника и заместителя отдела по организации деятельности в сфере погребения и похоронного дела произведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д. Лужки, по результатам которого составлен акт осмотра, согласно которому на вышеуказанном земельном участке, площадью 9.518 кв.м, в границах муниципального образования "городской округ Серпухов Московской области" расположено Лужковское кладбище. В результате визуального осмотра мест захоронения установлено, что захоронения на указанном кладбище производились с 1937 года.
Как указала администрация, вышеуказанный земельный участок, фактически занятый кладбищем, предполагает ведение ритуальной деятельности, должен относиться к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, и в соответствии с Правилами землепользованиям застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Московской области от 20.12.2017 N 243/28 (в редакции решения от 05.11.2020 N 218/27), имеет пересечения с землями лесного фонда с кадастровым номером 50:32:0000000:40040 (контур 6).
Администрация отметила, что согласно единому реестру кладбищ, расположенных на территории Московской области, на территории Московской области находятся 1.599 кладбищ, в число которых входит также Лужковское кладбище, расположенное по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Лужки, размещение которого утверждено решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 05.09.2001 N 5/17.
Также администрация указала, что учитывая дату начала осуществления захоронения на указанном кладбище (1924 год), то есть до принятия Лесного кодекса Российской Федерации, а также факт установления границ земель лесного фонда при наличии на таких землях кладбища, земельный участок под Лужковским кладбищем неправомерно внесен в государственный лесной реестр в составе земель лесного фонда, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:40040 (контур 6) неправомерно осуществлен государственный кадастровый учет без учета фактического расположения кладбища, что препятствует администрации в полной мере осуществлять свои права по содержанию, использованию и распоряжению указанными земельными участками.
Таким образом, по мнению администрации, сведения из государственного лесного реестра в отношении земельного участка, фактически занятого кладбищем, подлежат исключению.
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения администрации в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные администрацией требования в указанной части, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Требование об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203).
По смыслу норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) и земельного законодательства, при определении границ нового земельного участка и в случае уточнения границ существующего участка, их местоположение по общему правилу определяется с учетом фактического землепользования по правилам абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому границы и размеры земельного участка должны определяться с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 1 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ).
Из анализа вышеуказанных норм и разъяснений следует, что требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве, в связи с чем такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10 по делу N А03-12409/09, внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости у всех его зарегистрированных правообладателей.
Суды указали, что требования администрации направлены на достижение цели правовой определенности в фактическом местоположении принадлежащего ему земельного участка, а значит, и смежных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о погребении, создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона о погребении, выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Пунктом 4 статьи 16 Закона о погребении установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 15 Закона о погребении, места погребения по своей принадлежности могут быть государственными или муниципальными. При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом согласно пункту 1 статьи 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области", в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, суды заключили, что из приведенных норм следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Суды указали, что в обоснование иска (с учетом его уточнения) администрация ссылалась на то, что фактические границы кладбища пересекают земельный участок с кадастровым номером 50:32:0000000:40040.
Доводы администрации, как обоснованно отметили суды, подтверждены результатами проведенной по делу судебной экспертизой.
В целях определения наличия пересечения участка с землями лесного фонда определением от 06.07.2022 суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1. Установить с учетом санитарных норм фактические границы Лужковского кладбища, расположенного в д. Лужки городского округа Серпухов Московской области, с указанием площади и координат поворотных точек с приложением графического материала.
2. Установить, имеется ли наложение границ земельного участка, фактически занятого Лужковским кладбищем, установленного в рамках проведения настоящей экспертизы, на границы земельного участка из земель государственного лесного фонда с кадастровым номером 50:32:0000000:40040. Если есть, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала.
3. Установить границы земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 50:32:0000000:40040 за вычетом площади земельного участка, фактически занятого кладбищем.
В материалы дела поступило экспертное заключение, содержащее следующие выводы:
1. По данным геодезических работ, проведенных в ходе экспертного осмотра, материалам дела N А41-87214/21, экспертами определены координаты контура фактической границы Лужковского кладбища, расположенного в д. Лужки городского округа Серпухов Московской области, представленные в таблице N 2, а также составлена схема расположения объектов, представленная на рисунке N 1.
По данным фактического расположения Лужковского кладбища, координаты контура которого представлены в таблице N 2, а также согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" экспертами определены границы санитарно-защитной зоны в 100 м Лужковского кладбища, расположенного в д. Лужки городского округа Серпухов Московской области, координаты контура которой представлены в таблице N 3, а также на обзорной схеме расположения объектов, представленной на рисунке N 1.
2. Путем сопоставления координат контура земельного участка фактически занятым Лужковским кладбищем, представленных в таблице N 2, с координатами контура земельного участка с кадастровым N 50:32:0000000:40040 по данным Единого государственного реестра недвижимости, представленных в таблице N 4, экспертами определены координаты и контур наложения границ, представленный в таблице N 5, а также на рисунках N 2, N 3.
На основании проведенных исследований эксперты пришли к следующему выводу: наложение границ земельного участка, фактически занятого Лужковским кладбищем, на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:32:0000000:40040, а именно: на контур N 6, имеется, площадь наложения составляет 7.440,45 кв.м, координаты контура наложения представлены в таблице N 5.
Таким образом, земельный участок, фактически занятый Лужковским кладбищем, частично располагается внутри границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:32:0000000:40040, а именно: внутри контура N 6, процент наложения: 7.440,45 / 7.506,62 x 100% = 99,12%.
3. Согласно результатам проведенных исследований по вопросам N 1, N 2, а именно: данным из таблиц N 2, N 4, N 5, а также рисункам NN 1-3, экспертами установлены площадь и координаты контура земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:4004 за вычетом площади наложения земельного участка, фактически занятого Лужковским кладбищем, представленные в таблице N 6, а также на рисунке N 4.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что факт наложения земельного участка, фактически занятого кладбищем, на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:32:0000000:40040 подтвержден материалами дела.
Суды указали, что согласно представленному администрацией акту визуального осмотра мест захоронения, на данном кладбище захоронения производились с 1937 года.
Довод Рослесхоза о том, что администрацией не соблюден порядок перевода земельных участков из одной категории в другую, правомерно отклонен судами, поскольку приведен без учета указанного выше правового регулирования.
Как отметил апелляционный суд, Рослесхоз считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для взыскания судебных расходов с Рослесхоза, так как предъявление администрацией иска не было связано с нарушением или оспариванием прав администрации со стороны Рослесхоза.
Между тем, в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Апелляционный суд указал, что данный спор, разрешенный судом по существу в пользу администрации, представляет собой спор о праве - спор о границах земельного участка. При его разрешении рассматривался и вопрос об основаниях возникновения прав на спорную территорию. Суть требований администрации связана с уточнением границ и с исключением наложения земель лесного фонда на спорный земельный участок и обращение в суд было обусловлено целью защиты и восстановления прав муниципального образования (в интересах которого действовала администрация) как собственника спорного земельного участка, прав на полноценное владение и пользование участком.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указано, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком, например, исков о расторжении брака при наличии взаимного согласия на это супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 23 Семейного кодекса Российской Федерации).
Однако, как обоснованно заключил апелляционный суд, в настоящем случае участие Рослесхоза в споре не было номинальным, более того, Рослесхоз при рассмотрении дела возражал против удовлетворения исковых требований администрации по существу, ссылаясь на то, что испрашиваемый участок в части наложения на земли лесного фонда не может представляться в собственность администрации в силу закона, заявлял иные доводы, настаивая на отказе в удовлетворении требований администрации.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с Рослесхоза в пользу администрации судебные расходы, связанные с оплатой услуг экспертов по составлению экспертного заключения, в размере 200.000 руб.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2023 года по делу N А41-87214/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Рослесхоза - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, суды заключили, что из приведенных норм следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
...
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указано, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком, например, исков о расторжении брака при наличии взаимного согласия на это супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 23 Семейного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 июля 2023 г. N Ф05-15434/23 по делу N А41-87214/2021