город Москва |
|
07 декабря 2023 г. |
Дело N А41-17446/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Мысака Н.Я.
судей Кручининой Н.А., Зеньковой Е.Л.,
при участии в судебном заседании:
от УФНС РФ по Московской области - Сусенков С.Н. - дов. от 17.01.2023 N 22-11/33, после перерыва - не явился, извещен
от конкурсного управляющего должником - Гуров А.Н. - дов. от 15.06.2023 г., после перерыва - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании 23 и 30 ноября 2023 года
кассационные жалобы конкурсного управляющего кредитного потребительского кооператива "Поддержка", МИФНС N 15 по Московской области
на определение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2023 года
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2023 года
о включении задолженности МИФНС России N 19 по Московской области в размере 6 442 руб. земельного налога в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) кредитного потребительского кооператива "Поддержка"
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Московской области от 24.07.2020 по делу N А41-17446/20 в отношении кредитного потребительского кооператива "Поддержка" (далее - КПК "Поддержка") введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Смагин Владимир Петрович. Сообщение опубликовано в официальном издании "Коммерсант" N 136 (6857) от 01.08.2020.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.11.2020 КПК "Поддержка" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Смагин В.П. Сообщение опубликовано в официальном издании "Коммерсант" N 219 (6940) от 28.11.2020.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.06.2022 конкурсный управляющий Смагин В.П. освобожден от возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего должника КПК "Поддержка", конкурсным управляющим утвержден Кувыкин Игорь Олегович.
МИФНС России N 19 по Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 398 843 руб. 15 коп., из которых: 362 676 руб. 70 коп. - основной долг, 31 166 руб. 45 коп. - пени.
Определением Арбитражного суда Московской области от 09.02.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022, в удовлетворении заявления налоговой инспекции отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2022 судебные акты отменены, обособленный спор направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Направляя спор на новое рассмотрение, суд округа исходил из того, что в настоящем случае, судами фактически не устанавливались обстоятельства принудительного взыскания спорной задолженности с должника.
Суд округа указал,, что судам надлежало установить фактические обстоятельства, а именно: период возникновения налоговой обязанности (налоговый период), наступления даты обязанности налогоплательщика в добровольном порядке исполнить налоговую обязанность, дату выставления налоговым органом требования об уплате обязательных платежей, истекли ли сроки принудительного исполнения требований налогового органа на дату введения в отношении должника конкурсного производства, установить имеются ли у должника первичные документы по погашению налоговой задолженности в связи с предъявлением в налоговый органа деклараций, предложить сторонами провести сверку расчетов.
При новом рассмотрении спора уполномоченный орган изменил требования, просил включить в реестр требований должника задолженность в размере 391 934 руб. 43 коп., из которых: 357 039 руб. 50 коп. - основной долг (налог), 34 418 руб. 73 коп. - пени, 476 руб. 20 коп. - штраф.
Определением Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2023 года признано требование МИФНС России N 19 по Московской области о включении задолженности в размере 6 442 руб. 00 коп. - земельный налог, подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов КПК "Поддержка"; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2023 года определение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2023 года в части определения очередности удовлетворения требований изменено, задолженность перед уполномоченным органом в размере 6 442 руб. включена земельного налога в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Не согласившись с принятыми судебными актами, конкурсный управляющий кредитного потребительского кооператива "Поддержка", МИФНС N 15 по Московской области обратились в Арбитражный суд Московского округа каждый со своей кассационной жалобой, в которых конкурсный управляющий кредитного потребительского кооператива "Поддержка" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе определение суда первой инстанции, в свою очередь уполномоченный орган просит определение и постановление отменить в части отказа во включении сумм задолженности в размере 385 380,09 руб. в реестр требований кредиторов Должника и в отмененной части обособленный спор направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей кассационной жалобы конкурсный управляющий кредитного потребительского кооператива "Поддержка" ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам по делу и имеющимся в деле доказательствам, утверждая, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что сведения о размещенных в картотеке арбитражных дел о подаче налоговым органом заявления о включении в реестр требований кредиторов 14.12.2020 являются ошибочными и не подтверждаются материалами обособленного спора.
По утверждению кассатора, в материалах дела о банкротстве КПК "Поддержка" отсутствует иное заявление налогового органа кроме рассматриваемого, датируемого в поступлении именно 26.04.2021. Налоговым органом не предоставлена в суд информация о способе подачи (направление заявления АО "Почта России", через канцелярию суда, через "Мой арбитр") и доказательства заявления непосредственно 14.12.2020. Данные не исследовались в суде апелляционной инстанции. С учетом данного обстоятельства судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о дате подачи заявления налогового органа.
В обоснование своей кассационной жалобы уполномоченный орган ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам по делу и имеющимся в деле доказательствам, утверждая, что налогоплательщиком не представлены доказательства нарушений налоговым органом сроков принудительного взыскания задолженности с КПК "Поддержка".
По утверждению кассатора, уполномоченным органом применен весь комплекс мер принудительного взыскания в отношении Должника в установленные законом сроки. Конкурсным управляющим не представлены документы, подтверждающие оплату спорной задолженности, в связи, с чем указанная задолженность подлежит включению в реестр требований кредиторов Должника.
В судебном заседании представитель УФНС РФ по Московской области доводы своей кассационной жалобы поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в ней, против удовлетворения кассационной жалобы конкурсного управляющего должником возражал, в свою очередь представитель конкурсного управляющего доводы своей кассационной жалобы поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в ней, против удовлетворения кассационной жалобы уполномоченного органа возражал.
В судебном заседании суда кассационной инстанции в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 23.11.2023 до 30.11.2023 года. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав до перерыва представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с наличием задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации налоговый орган обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом изменений) о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 391 934 руб. 43 коп., из которых: 357 039 руб. 50 коп. - основной долг (налог), 34 418 руб. 73 коп. - пени, 476 руб. 20 коп. - штраф.
При новом рассмотрении обособленного спора, определениями Арбитражного суда Московской области от 13.12.2022, от 25.01.2023, от 05.04.2023 налоговому органу предложено представить дополнительные документы (с учетом указаний суда кассационной инстанции, данных в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2022), а также провести сверку расчетов, представив подписанный акт сверки в материалы дела.
В материалы дела уполномоченным органом представлен подписанный акт сверки расчетов по налогам и сборам, подлежащим включению в реестр требований кредиторов от 27.04.2023 N 1.
Согласно представленному в материалы дела акту сверки задолженность составляет 357 039 руб. 50 коп., из которых задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в т.ч. минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) за 2019 год составляет 350 597 руб. 50 коп., земельному налогу (ОКТМО 46752000) - 2 905 руб. 00 коп.; земельному налогу (ОКТМО 46708000) - 3 537 руб. 00 коп.
В соответствии с представленным в материалы дела актом сверки расчетов по налогам и сборам, подлежащим включению в реестр требований кредиторов от 27.04.2023 N 1, следует, что уполномоченный орган просит включить в реестр требований должника задолженность по налогам и обязательным платежам за 2019 год.
Признавая требования МИФНС России N 19 по Московской области частично необоснованными и отказывая в их включении в реестр требований кредиторов Должника, суд первой инстанции исходил из того, что срок для принудительного взыскания уполномоченным органом налоговых платежей в части единого минимального налога за 2019 год истек.
При этом суд исходил из следующего: - в соответствии со статьями 346.21-23 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты единого минимального налога за 2019 год - не позднее 31.03.2020, учитывая положение Указов Президента РФ N 239 от 02.04.2020 (пункт 4 подпункт "е"), N 294 от 28.04.2020 (пункт 3 подпункт "е"). - не позднее 01.07.2020 уполномоченным органом должно быть направлено должнику требование об уплате налогов, сборов (срок исполнения 7 дней). - не позднее 09.09.2020 уполномоченным органом должно быть вынесено решение о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. - не позднее 13.01.2021 уполномоченный орган должен был обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Кроме того, требования уполномоченного органа в части взыскания суммы штрафа также судом отклонены, поскольку должником произведена оплата на сумму 476 руб. 20 коп., в подтверждение представлено платежное поручение от 17.01.2020 N 85. Суд принял во внимание также, что сумма штрафа отсутствует в требовании уполномоченного органа от 07.08.2020 N49809.
Признавая требование МИФНС России N 19 по Московской области в размере 6 442 руб. 00 коп. подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов КПК "Поддержка", суд первой инстанции исходил из того, что двухмесячный срок на включение в реестр требований кредиторов заявителем пропущен.
Отклоняя доводы жалобы конкурсного управляющего должником, судебная коллегия суда округа соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку как следует из карточки дела заявление уполномоченного органа о включении задолженности в реестр требований кредиторов направлено в суд 14.12.2020 11:19 мск, посредством системы "Мой Арбитр".
Вместе с тем рассмотрев доводы жалобы уполномоченного органа, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что срок для принудительного взыскания уполномоченным органом платежей в части единого минимального налога за 2019 г. 13.01.2021 истек, так как:
срок уплаты налога - не позднее 31.03.2020 г.;
не позднее 01.07.2020 г. уполномоченным органом должно быть направлено должнику требование об уплате налогов, сборов (срок исполнения 7 дней);
не позднее 09.09.2020 г. уполномоченным органом должно быть вынесено решение о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;
не позднее 13.01.2021 г. уполномоченный орган должен был обратиться в суд с соответствующим заявлением, тогда как он обратился с таким заявлением 26.04.2021 г.
Однако судами не учтено, что согласно п. 7 Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 07.11.2020) "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с "Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов", "Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409") предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев.
По сути, данным актом Правительства Российской Федерации сроки принудительного взыскания, начиная с даты направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличивались на 6 месяцев, что в свою очередь влияло и на дату обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок принудительного взыскания истек 13.01.2021 г. Однако учитывая норму п. 7 указанного постановления Правительства РФ, данный срок увеличивался на 6 месяцев, что судом не учтено.
Учитывая, что уполномоченный орган обратился с заявлением о включении задолженности в реестр требований кредиторов в суд 14.12.2020 11:19 мск, посредством системы "Мой Арбитр" и даже если управляющий полагает, что такое заявление подано 26.04.2021 г., то данный срок не пропущен. Оснований для отказа в данном требовании не имелось. Кроме того, в обоснование своей позиции инспекцией представлены скриншоты, подтверждающие направление должнику требования об уплате налога по каналам телекоммуникационной связи.
Указы Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" иные сроки принудительного взыскания обязательных платежей не устанавливали, так как данный вопрос регулирования относится к сфере компетенции Правительства Российской Федерации.
Данными Указами Президента РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) устанавливались периоды нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы и устанавливалось, на какие организации (работодателей и их работников) не распространяются данные Указы (по принципу непрерывно действующих организаций и т.п.).
Во исполнение определения Арбитражного суда Московской области от 05.04.2023 инспекцией проведена совместная сверка расчетов с КПК "Поддержка" по суммам задолженности, подлежащим включению в реестр требований кредиторов Должника. Акт N 1 от 27.04.2023 подписан представителем конкурсного управляющего Гуровым А.Н. без разногласий, что свидетельствует о его согласии относительно имеющейся задолженности и сроков ее уплаты.
С учетом представленного уточнения N 10-18/00407 от 27.04.2023 и согласно подписанной сторонами сверке расчетов, сумма задолженности перед уполномоченным органом, подлежит включению в реестр требований кредиторов должника в размере - 391 934,43 руб., в том числе: 357 039,50 руб. - налог, 34 418,73 руб. - пени, 476,20 руб. - штраф. Таким образом, по итогам сверки расчетов сумма штрафа 476,20 руб. так же признана управляющим должником как неуплаченная.
Судебная коллегия отмечает, что при наличии к тому оснований управляющий не лишен права обратиться об исключении из реестра суммы, как он полагает уплаченной в бюджет.
Таким образом, Уполномоченным органом применен весь комплекс мер принудительного взыскания в отношении Должника в установленные законом сроки. Конкурсным управляющим не представлены документы, подтверждающие оплату спорной задолженности, в связи, с чем указанная задолженность подлежит включению в реестр требований кредиторов Должника.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако, неверно применены нормы материального права, суд округа считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о включении задолженности в сумме 385 380 руб. 09 коп. в реестр требований кредиторов должника в порядке пункта 3 статьи 137 Закона банкротстве.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2023 года в неизменённой части и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2023 года по делу N А41-17446/20 в обжалуемой Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Московской области части отменить.
Включить задолженность в сумме 385 380 руб. 09 коп. в реестр требований кредиторов должника в порядке пункта 3 статьи 137 Закона банкротстве.
В остальной обжалуемой части постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2023 года по делу N А41-17446/20 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего должником - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Я. Мысак |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"не позднее 13.01.2021 г. уполномоченный орган должен был обратиться в суд с соответствующим заявлением, тогда как он обратился с таким заявлением 26.04.2021 г.
Однако судами не учтено, что согласно п. 7 Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 07.11.2020) "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с "Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов", "Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409") предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев.
...
Указы Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" иные сроки принудительного взыскания обязательных платежей не устанавливали, так как данный вопрос регулирования относится к сфере компетенции Правительства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2023 г. N Ф05-9427/21 по делу N А41-17446/2020
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9427/2021
07.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9427/2021
27.09.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13144/2023
25.07.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12697/2023
08.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9427/2021
02.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9427/2021
19.04.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3014/2022
07.04.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2996/2022
13.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9427/2021
07.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9427/2021
04.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14807/2021
04.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14692/2021
04.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14712/2021
04.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14722/2021
23.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17611/2021
27.05.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7947/2021
20.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9427/2021
19.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9427/2021
18.05.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7007/2021
26.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-349/2021
25.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-279/2021
25.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-348/2021
20.11.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-17446/20