Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 мая 2007 г. N А54-5784/2006-С4
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от налогового органа - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2007 года по делу N А54-5784/2006-С4, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Н" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган), оформленного уведомлением от 09.11.2006 года N 43, о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (с учетом уточнения заявленного требования).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2007 года требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялась.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24.10.2006 года Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007 года. В качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.
21.11.2006 года Обществом получено уведомление налогового органа о невозможности применения Обществом с 01.01.2007 года упрощенной системы налогообложения.
Основанием для отказа в применении Обществом упрощенной системы налогообложения послужил вывод налогового органа о том, что доход, полученный налогоплательщиком от всех осуществляемых видов деятельности, превысил 15 млн. руб. При этом при определении размера дохода, полученного Обществом за девять месяцев деятельности 2006 года, налоговым органом учтен доход, полученный как от осуществления деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, так и от осуществления деятельности, подпадающей под налогообложение ЕНВД.
Полагая, что данное уведомление нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд пришел к выводу о том, что Налоговый кодекс РФ не содержит нормы, согласно которой для установления наличия права использовать упрощенную систему налогообложения подлежит определению доход от всех видов деятельности, в том числе и от деятельности, в связи с осуществлением которой налогоплательщиком уплачивается единый налог на вмененный доход, который относится к специальным налоговым режимам, при этом суд сослался п. 10 ст. 274 НК РФ.
Кассационная инстанция считает ссылку суда на п. 10 ст. 274 НК РФ необоснованной применительно к данному спору, поскольку данная статья определяет порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей.
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателя определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).
Глава 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" не содержит понятия дохода. Применение системы ЕНВД предполагает установление базовой доходности - условной месячной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности (ст. 346.27 НК РФ).
Пунктами 1 и 2 ст. 346.29 НК РФ определено, что объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Согласно ст. 346.27 НК РФ вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
В соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
Учитывая изложенное, возложение на налогоплательщика обязанности по учету доходов от видов деятельности, в отношении которых уплачивается ЕНВД, в целях определения лимита в 15 млн. руб., не превышая которой представляется право применять УСН, прямо противоречит положениям главы 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Таким образом, вывод суда о том, что налогоплательщик не должен учитывать доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД, при определении лимита доходов, позволяющего перейти на упрощенную систему налогообложения, следует признать правильным.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений требований процессуального законодательства кассационной инстанцией не установлено.
В связи с изменением налогового законодательства, глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации").
Производство по настоящему делу возбуждено на основании заявления Общества о признании недействительным решения налогового органа, оформленного уведомлением от 09.11.2006 года N 43.
Таким образом, при обжаловании налоговым органом в кассационном порядке судебного акта, принятого по данному делу, с Инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2007 года по делу N А54-5784/2006-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанций.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 мая 2007 г. N А54-5784/2006-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании