г. Москва |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А40-92765/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Дербенева А.А., Нагорной А.Н.
при участии в заседании:
от заявителя: Колядин В.Н. по доверенности от 28.11.2023
от ИФНС России N 2 по г. Москве: Тохсырова К.К. по доверенности от 06.07.2023, Кутузов А.В. по доверенности от 30.10.2023, Киселев А.Ю. по доверенности от 21.08.2023, Костикова М.А. по доверенности от 02.02.2024,
от ИФНС России N 5 по г. Москве: не явился, извещен
от Правительства Москвы: Стужина Т.А. по доверенности от 06.03.2023, Петрухина Д.И. по доверенности от 17.02.2023
рассмотрев 05 февраля 2024 года в судебном заседании кассационные жалобы
Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве и Правительства Москвы, в порядке статьи 42 АПК РФ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2023,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Недвижимости и Партнерства"
к 1. Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве, 2. Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве
об обязании возвратить излишне уплаченные денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр Недвижимости и Партнерства" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве и Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве (далее - ответчики) обязанности возвратить заявителю денежные средства в размере 1 820 074 руб., а также взыскать с ответчиков расходы по госпошлине (с учетом уточнений принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 удовлетворены требования общества об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по городу Москве возвратить обществу излишне уплаченные денежные средства в размере 1 820 074 руб.
Не согласившись с выводами судов, Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение.
Правительство Москвы в порядке статьи 42 АПК РФ также обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, ссылаясь на нарушение судебными актами его прав и законных интересов.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ИФНС России N 2 по г. Москве и Правительства Москвы изложенные в жалобах доводы и требования поддержали.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Представитель ИФНС России N 5 по г. Москве, надлежаще извещенный о месте и времени, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд рассмотрел дело в порядке статей 123 и 284 АПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судами из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества здание с кадастровым номером 77:01:0003025:1076, общей площадью 12 423,4 кв. м, расположенное по адресу: Российская Федерация, г. Москва, муниципальный округ Басманный, пер. Переведеновский, д. 17, к. 1 (далее - здание), что ответчиками не оспаривается.
В период с 2018 по 2021 годы Здание было включено в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость на основании постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" следующих нормативно-правовых актов (далее - Перечень).
Заявитель перечислил в бюджет налог на имущество в размере 10 991 720 руб., из которых в размере 3 415 737 руб. в счет оплаты налога на имущество за 2018 г., что подтверждается платежным поручением N 39 от 13.03.2019; в размере 1 888 483 руб. в счет оплаты налога на имущество за 2019 г., что подтверждается платежным поручением N 20 от 16.03.2020, в размере 1 381 250 руб. в счет оплаты налога на имущество за 2020 г., что подтверждается платежным поручением N 50 от 16.03.2021, в размере 1 381 250 руб. в счет оплаты налога на имущество за первое полугодие 2020 г., что подтверждается платежным поручением N 131 от 09.07.2020 г.; в размере 1 000 000 руб. в счет оплаты налога на имущество за 2021 г., что подтверждается платежным поручением N 11 от 18.02.2022; в размере 462 500 руб. в счет оплаты аванса по налогу на имущество за 2021 г., что подтверждается платежным поручением N 236 от 09.11.2021; в размере 731 250 руб. в счет оплаты аванса по налогу на имущество за 2021 г., что подтверждается платежным поручением N 169 от 06.09.2021; в размере 731 250 руб. в счет оплаты аванса по налогу на имущество за 2021 г., что подтверждается платежным поручением N 143 от 02.08.2021.
Полагая, что Здание было включено в Перечень незаконно, 15.06.2022 заявитель обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений указанных выше нормативно-правовых актов.
Решением Московского городского суда от 07.09.2022 по делу N 3А-3267/2022, включение в перечень Здания было признано незаконным, в частности, были признаны недействующими с 1 января 2018 года пункт 2336 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, с 1 января 2019 года пункт 2894 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, с 1 января 2020 года пункт 6275 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, с 1 января 202(1 года пункт 10795 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП.
Указанное решение вступило в законную силу 18.10.2022.
Таким образом, на основании решения Московского городского суда от 07.09.2022 по делу N 3А-3267/2022 нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0002012:1052 исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018-2021 годы.
Следовательно, основания для возврата излишне уплаченного налога наступили с даты вступления в силу решения Московского городского суда от 07.09.2022 по делу N 3А-3267/2022, которым признано незаконным включение в перечень Правительства Москвы здания, с кадастровым номером 77:01:0002012:1052, находящегося по адресу г. Москва, ул. М. Татарский пер., д. 3.
С учетом изложенного, налоговая база в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0002012:1052 подлежит определению, в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Также, Общество с 01.01.2010 применяет упрощенную систему налогообложения.
08.11.2022 заявитель направил в Инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2018, 2019, 2020, 2021 годы, а также решение Московского городского суда от 07.09.2022 по делу N 3А-3267/2012.
Общество неоднократно обращалось в ИФНС России N 2 по г. Москве с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога.
Между тем, решениями от 20.02.2023 N 371, от 16.03.2023 N 588, от 28.03.2023 N 740, от 29.03.2023 N 751, от 03.04.2023 N 908 в возврате денежных средств налоговым органом отказано со ссылкой на недостаточность сумм положительного сальдо по единому налоговому счету (ЕНС).
При этом, Инспекция возвратила заявителю излишне уплаченного налога частично, сумма невозвращенного налога на дату рассмотрения настоящего дела составила 1 820 074 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части.
Суды исходили из того, что оспариваемый отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога на имущество не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в силу следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 263-ФЗ) с 01.01.2023 произошло сальдирование расчетов по разным видам платежей в одной форме учета - Единый налоговый счет (далее - ЕНС).
В связи с отсутствием положительного сальдо по ЕНС, как указывают ответчики, основания для осуществления возврата сумм налога отсутствуют. Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
При этом обязанность по уплате налога возникает, изменяется, прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно. То есть, уплата законно установленных налогов является основной обязанностью налогоплательщиков.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость).
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 79 НК РФ налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем возврата этой суммы на открытый ему счет в банке в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Как установлено из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества здание с кадастровым номером 77:01:0003025:1076, общей площадью 12.423,4 кв. м, расположенное по адресу: РФ, г. Москва, м/о Басманный, пер. Переведеновский, д. 17, к. 1.
В период с 2018 по 2021 годы Здание было включено в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость на основании постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" следующих нормативно-правовых актов (далее - Перечень).
Судами установлено, что заявитель перечислил в бюджет денежные средства в размере 10 991 720 руб. в счет оплаты налога на вышеуказанное имущество за 2018-2021 гг.
Полагая, что Здание было включено в Перечень незаконно, 15.06.2022 заявитель обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений указанных выше нормативно-правовых актов. На основании решения Московского городского суда от 07.09.2022 по делу N 3А-3267/2022 нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0002012:1052 исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018-2021 годы.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что юридические основания для возврата излишне уплаченного налога наступили с даты вступления в силу решения Московского городского суда от 07.09.2022 по делу N 3А-3267/2022, которым признано незаконным включение в перечень Правительства Москвы здания, с кадастровым номером 77:01:0002012:1052, находящегося по адресу г. Москва, ул. М. Татарский пер., д. 3.
С учетом изложенного, суды указали, что налоговая база в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0002012:1052 подлежит определению, в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В целях восстановления нарушенных прав суд первой инстанции обязал инспекцию возвратить заявителю излишне уплаченную сумму земельного налога организаций в сумме 1 820 074 руб. В части требований общества, заявленные к ИФНС России N 5 по г. Москве отказано, поскольку общество состоит на учете в ИФНС России N 2 по г. Москве.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 29 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)" возврат сумм налогов, излишне внесенных в бюджет в результате издания незаконного нормативного правового акта в сфере налогообложения, осуществляется с выплатой налогоплательщику процентов в порядке и сроки, установленные для возврата излишне взысканных налогов.
Законодательство о налогах и сборах устанавливает публично-правовые механизмы восстановления имущественного положения плательщика при излишней уплате или излишнем взыскании публичных платежей. Возврат излишне взысканного налога с начислением процентов производится при условии, что налогоплательщик обратился с заявлением о возврате в течение трех лет со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. По своему буквальному содержанию данная норма связывает начало течения срока на обращение налогоплательщика за возвратом излишне взысканных сумм налогов и выплатой процентов с совокупностью двух обстоятельств: во-первых, сумма налога должна быть внесена в бюджет и, во-вторых, налогоплательщику должно быть ясно, что налог незаконно взимается с него в повышенном размере.
Следовательно, установленный пунктом 3 статьи 79 НК РФ трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога и выплатой процентов должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за налоговый (отчетный) период, в котором утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Также Верховный Суд РФ в определениях от 19.06.2023 N 305-ЭС23-2253, от 19.06.2023 N 305-ЭС22-29265 отметил, что ограничение права на возврат налога указанным сроком связано с поддержанием правовой определенности. Налоговые поступления формируют доходы бюджета, за счет которых финансируются общественные нужды. Предоставление плательщику неограниченной во времени возможности требовать возврата ранее внесенных средств, что по сути означает извлечение из бюджета уже израсходованных сумм, приводило бы к подрыву стабильности финансовой системы и, тем самым, к нарушению публичных интересов.
В кассационной жалобе инспекция указала, что установленный законодательством порядок исчисления налога на имущество организаций предусматривает, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса). Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Для выявления недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, постановлением Правительством Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. В городе Москве мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (пункт 1.2 Порядка). По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения собственник объекта нежилого фонда или организация, владеющая таким объектом на праве хозяйственного ведения, в силу пункта 3.9(1) Порядка вправе обратиться в целях повторного проведения мероприятия в срок не позднее 90 календарных дней года, следующего за годом, в котором проведено мероприятие по определению вида фактического использования. Мероприятия по определению вида фактического использования в таком случае проводятся в срок не позднее 60 календарных дней со дня поступления соответствующего обращения.
Из анализа приведенных положений следует, что о возникновении в будущем оснований для взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости налогоплательщик, как правило, узнает еще до наступления очередного налогового периода - из результатов, проведенных уполномоченными органами мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, имея при этом возможность потребовать устранения допущенных ошибок путем проведения повторного мероприятия.
Опубликование нормативного правового акта, которым на очередной налоговый период (календарный год) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также происходит до начала налогового периода.
Таким образом, как правило, налогоплательщик уже к началу налогового периода обладает сведениями о предстоящем излишнем взыскании налога и имеет возможность заранее принять меры по защите своих прав как в административном порядке - путем обращения за пересмотром результатов мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, так и в судебном порядке - путем оспаривания нормативного правового акта об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Эта возможность сохраняется у налогоплательщика и после начала налогового периода, составляющего календарный год. Принятие мер, направленных на пересмотр в административном порядке результатов указанных мероприятий, либо на оспаривание нормативного правового акта и своевременность принятия таких мер находятся в сфере контроля и ответственности налогоплательщика,
С учетом таких особенностей правового регулирования, в рассматриваемой ситуации установленный статьей 79 НК РФ трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога и выплатой процентов должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период.
Со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты налога на имущество за 2018 год (01.04.2019) до дня подачиоОбществом уточненной декларации (08.11.2022) прошло более трех лет. Учитывая изложенное, лицо, поведение которого было пассивным с точки зрения вступления в публичные правоотношения по исключению объекта налогообложения из Перечня и возврату налога, в соответствии с принципами справедливого налогообложения не должно оказаться в преимущественном положении по сравнению с лицом, которое такую активность проявляло, но за пределами трехлетнего срока с даты уплаты налога.
Суд округа считает, что судами не дана оценка данным доводам инспекции.
Кассационный суд пришел к выводу о том, что судами не была дана оценка доводам инспекции, которые имеет значение для правильного рассмотрения дела. Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными. Они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, дать надлежащую правовую оценку доводам инспекции, учесть правовые подходы Верховного Суда РФ, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу N А40-92765/2023 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для выявления недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, постановлением Правительством Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. В городе Москве мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (пункт 1.2 Порядка). По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения собственник объекта нежилого фонда или организация, владеющая таким объектом на праве хозяйственного ведения, в силу пункта 3.9(1) Порядка вправе обратиться в целях повторного проведения мероприятия в срок не позднее 90 календарных дней года, следующего за годом, в котором проведено мероприятие по определению вида фактического использования. Мероприятия по определению вида фактического использования в таком случае проводятся в срок не позднее 60 календарных дней со дня поступления соответствующего обращения.
...
С учетом таких особенностей правового регулирования, в рассматриваемой ситуации установленный статьей 79 НК РФ трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога и выплатой процентов должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2024 г. N Ф05-35505/23 по делу N А40-92765/2023