• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2024 г. N Ф05-35971/23 по делу N А40-43901/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суды обеих инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, в том числе, заключение судебного эксперта, представленного по результатам проведения повторной судебной экспертизы, признанного надлежащим доказательством по делу, руководствуясь положениями статей 274, 276, 277 Гражданского кодекса Российской Федерации; учитывая позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 11248/11; исходя из того, что установление бессрочного частного сервитута на часть помещения, используемого сторонами в соответствии с ранее сложившимся и существующим порядком, не нарушает права ответчиков, так как в случае отпадения оснований, по которым сервитут был установлен, они могут просить о прекращении сервитута (статья 276 Гражданского кодекса Российской Федерации); установив наименее обременительный вариант сервитута с учетом существующих проходов на основании заключения эксперта; указав, что сервитут будет установлен только после вступления решения суда в законную силу; учитывая, что доводы ответчиков о возможности оборудования прохода через чердак, то есть с неизбежным выходом на крышу, являются необоснованными, поскольку недопустимо устанавливать сервитут по маршрутам, которые к моменту установления сервитута в судебном порядке не существуют, при этом, возможность оборудования новых маршрутов (тем более через чердак и крышу) не может быть принята во внимание, ввиду того, что ответчики не доказали, что такая возможность существует; исходя из возможности установления сервитута при текущих возможностях, что гарантирует как исполнимость судебного акта о наложении сервитута, то есть действительное восстановление нарушенных прав истца, так и правовую определенность при применении норм об установлении сервитута, а иной подход означал бы, что предполагаемый проход существовал бы только в тексте судебного акта, но не фактически; указав, что при судебном установлении сервитута правовое значение имеет только возможность прохода/проезда на дату рассмотрения соответствующего иска об установлении сервитута, а не возможность оборудования иного прохода в будущем, при этом, здание, в котором установлен сервитут, является объектом культурного наследия, следовательно, в силу Закона об объектах культурного наследия запрещено менять внешний облик и конструктивные особенности памятника архитектуры, что ответчики и предлагают в качестве будущего маршрута, между тем, обязанностью, как истца, так и ответчиков, является организация мер по сохранению объекта культурного наследия - охранное обязательство, которое предусмотрено статьями 47.2, 47.6, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; установив, что все эксперты пришли к одним и тем же выводам о наличии лишь одного и того же наименее обременительного прохода, при этом в каждом экспертном заключении исследовалось несколько маршрутов (проходов) на 3-й этаж истца, однако выявленные проходы были признаны не только наиболее обременительными, но также и не соответствующими СНиПам, так как единственный иной конкурирующий проход обременял большую площадь помещений ответчиков, проходы были невысокими и узкими, что также зафиксировано в заключении экспертов; учитывая, что размер арендной платы не сопоставим по своей сути с платой за сервитут и не может являться основанием для определения ее размера; в связи с чем, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

...

Проанализировав имеющееся в деле заключение эксперта применительно к рекомендациям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", суд апелляционной инстанции не установил оснований для критической оценки заключения эксперта и не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства истца о назначении повторной или дополнительной экспертизы по делу."