г. Москва |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А40-53583/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 21.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ТДЮС" - Никитина Д. (представителя по доверенности от 07.03.2023),
от Федеральной антимонопольной службы - Гузачевой Е.А. (представителя по доверенности от 27.11.2023),
от публичного акционерного общества "Федеральная Сетевая Компания - Россети" - Гаджиева А.Г. (представителя по доверенности от 14.12.2022),
от акционерного общества "Россети Центр Закупок" (ранее - акционерное общество "Энергостройснабкомплект ЕЭС") - Агапова А.С. (представителя по доверенности от 12.02.2024), Кувелевой Л.В. (представителя по доверенности от 20.11.2023),
рассмотрев 08.02.2024 - 15.02.2024 (объявлялся перерыв) в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТДЮС"
на решение от 13.06.2023
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 03.10.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-53583/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТДЮС"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения,
третьи лица: публичное акционерное общество "Федеральная Сетевая Компания - Россети", акционерное общество "Энергостройснабкомплект ЕЭС",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТДЮС" (далее - ООО "ТДЮС", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее также - служба) от 16.01.2023 N 223-ФЗ-9/23.
В качестве третьих лиц в деле участвуют публичное акционерное общество "Федеральная Сетевая Компания - Россети" (далее - ПАО "ФСК - Россети") и акционерное общество "Энергостройснабкомплект ЕЭС" (далее - АО "Энергостройснабкомплект ЕЭС") (в настоящее время - акционерное общество "Россети Центр Закупок" (далее - АО - "Россети Центр Закупок").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие обстоятельствам выводов судов.
В отзывах на кассационную жалобу ФАС России, ПАО "ФСК - Россети", АО - "Россети Центр Закупок" возражают против ее удовлетворения и просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители ФАС России, ПАО "ФСК - Россети", АО - "Россети Центр Закупок" возражали против ее удовлетворения.
В приобщении к материалам дела письменных объяснений службы отказано, с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, ввиду несоблюдения при подаче данных объяснений требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: не представлены документы, подтверждающие их направление другим лицам, участвующим в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, закупочная деятельность заказчика регламентируется единым стандартом закупок ПАО "ФСК - Россети", утвержденным решением совета директоров ПАО "ФСК - Россети" от 29.01.2019 N 436 (в редакции от 30.09.2022 N 591).
Согласно извещению о проведении конкурса, конкурсной документацией:
1. Извещение размещено в ЕИС - 13.12.2022;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 115 400 000 рублей;
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 29.12.2022;
4. Дата подведения итогов - 23.01.2023.
В службу поступила жалоба ООО "ТДЮС" от 23.12.2022 N 22-12/ФАС на действия (бездействие) ПАО "ФСК - Россети" (заказчик), АО "Энергостройснабкомплект ЕЭС" (организатор торгов) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по модернизации системы видеоконференцсвязи для ПАО "ФСК - Россети" (извещение N 32211949209).
Общество указывает, что в соответствии с пунктом 1.5.1 конкурсной документации участник закупки вправе привлечь к исполнению договора соисполнителей (субподрядчиков) в случае, если это допускается положениями Гражданского кодекса Российской Федерации для соответствующего предмету договора виду гражданско-правового договора, в связи с чем, по мнению общества, установление требования к участникам закупки о наличии лицензии является избыточным, ограничивает количество потенциальных участников закупки, поскольку при наличии у участника закупки права привлекать к исполнению договора соисполнителей, требование о наличии лицензии необходимо устанавливать непосредственно к исполнителю по договору.
Общество также полагает, что заказчиком, организатором неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации (СРО), которое ограничивает количество потенциальных участников закупки, поскольку при наличии у участника закупки права привлекать к исполнению договора соисполнителей, требование о членстве в СРО необходимо предъявлять к исполнителю по договору.
Решением от 16.01.2023 N 223-ФЗ-9/23 служба отказала в удовлетворении жалобы ООО "ТДЮС" на действия заказчика, организатора торгов при проведении названного конкурса в электронной форме.
Не согласившись со службой, общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая законным оспариваемое решение, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 2, 3, 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", положениями конкурсной документации, исходили из того, что требование к участникам закупки о наличии лицензии установлено с учетом подпункта "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.05.2022 N 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации".
Суды отметили, что в рассматриваемом случае предметом закупки является выполнение работ по модернизации системы видеоконференцсвязи (СВКС), которая, в свою очередь, является частью комплекса "Единая технологическая сеть связи электроэнергетики", имеющей максимальную 3-ю категорию критичности и конфиденциальности. При этом в рамках указанных работ выполняются следующие этапы работ: обследование, разработка концепции модернизации СВКС, разработка технорабочего проекта модернизации СВКС, модернизация СВКС в пилотной зоне исполнительного аппарата ПАО "ФСК - Россети" и МЭС Сибири, разработка комплекта технической части документации.
С учетом сходного обоснования суды также признали, что службой обоснованно отклонен довод общества о том, что при наличии у участника закупки права привлекать к исполнению договора соисполнителей, требование о членстве в СРО необходимо предъявлять к исполнителю по договору.
установление требования к участникам закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования не противоречит требованиям Закона о закупках, документации и положению о закупке и положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопреки мнению общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы общества, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
С учетом установленных обстоятельств оснований для вывода о несоответствии выводов судов разъяснениям, содержащимся в пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не имеется.
Что касается довода общества о том, что предмет закупки не позволял устанавливать требования к участникам закупки о членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, то судом округа также учитывается указанное содержание жалобы, установленное судами, согласно которой несогласие общества с положениями закупочной документации заключалось в ином.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.06.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по делу N А40-53583/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о законности требований к участникам закупки, установленных заказчиком, касающихся наличия лицензии и членства в саморегулируемой организации. Суд указал на соответствие данных требований законодательству и обоснованность их применения в контексте специфики предмета закупки, связанного с обеспечением информационной безопасности. Кассационная жалоба не была удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2024 г. N Ф05-34245/23 по делу N А40-53583/2023