г. Москва |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А40-236683/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ООО "Волжская-1": Касперский Э.Б. по доверенности от 10.01.2024, паспорту;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве: не явился, извещён;
от Управы района Текстильщики г. Москвы: не явился, извещён;
от Департамента городского имущества города Москвы: не явился, извещён;
рассмотрев 20.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Волжская-1",
на решение от 20.07.2023 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 23.10.2023 Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-236683/2022
по заявлению ООО "Волжская-1"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
третьи лица: Управа района Текстильщики г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волжская-1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) об обязании провести мероприятия по передаче земельного участка с кадастровым номером 77:0004007:1010 (адрес объекта: г. Москва, 7-ая улица Текстильщиков, вл. 12, корп. 1, корп. 2, корп. 3, вл. 14, корп. 1, корп. 2, вл. 16, вл. 20, вл. 20, строен. 2, вл. 22, ул. Шкулева, вл. 13/25, стр. 1, ул. Чистова, вл. 18, корп. 2, стр. 3; площадь 33995 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов) в собственность города Москвы и по формированию земельных участков под многоквартирными домами по адресу: Москва, район Текстильщики, ул. Чистова, д. 16, корп. 1-7 и исключении из состава земельного участка с кадастровым номером 77:0004007:1010 (адрес объекта: г. Москва, 7-ая улица Текстильщиков, вл. 12, корп. 1, корп. 2, корп. 3, вл. 14, корп. 1, корп. 2, вл. 16, вл. 20, вл. 20, строен. 2, вл. 22, ул. Шкулева, вл. 13/25, стр. 1, ул. Чистова, вл. 18, корп. 2, стр. 3; площадь 33995 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов) площади земельного участка, не относящейся к придомовой территории указанных многоквартирных домов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управа района Текстильщики г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что общество осуществляет функции управляющей организации в отношении многоквартирных домов по адресу: г. Москва, район Текстильщики, ул. Чистова, д. 16, корп. 1-7, на основании протоколов общего собрания собственников помещений МКД от 25.08.2016 г.
Общество указало, что до настоящего времени уполномоченными органами власти г. Москвы не приняты установленные законом меры по формированию земельных участков под многоквартирными домами (далее - МКД) по указанному адресу и исключении из состава земельного участка с кадастровым номером 77:40:0004007:1010 площади земельного участка, не относящейся к придомовой территории указанных многоквартирных домов. МКД по адресу: Москва, район Текстильщики, ул. Чистова, д. 16, корп. 1-7, располагаются в существующих границах земельного участка с кадастровым номером 77:40:0004007:1010.
На указанный земельный участок 15.10.2010 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Ранее данный земельный участок был предоставлен ФСО России для проектирования и строительства жилых домов на месте подлежащих сносу ветхих жилых и нежилых строений в соответствии с договором безвозмездного срочного пользования N М-04-605478 от 04.08.2010. В настоящее время договор не действует.
Размер платы за жилое помещение для собственников помещений в указанных многоквартирных домах установлен в размере, определенном постановлением Правительства Москвы от 13.12.2016 N 848-ПП, которое в свою очередь не включает в себя затраты на содержание и уборку дворовой территории вышеуказанных многоквартирных домов.
Общество указало, что у него отсутствуют правовые основания для проведения работ по содержанию и уборке дворовой территории вышеуказанных многоквартирных домов за счет средств собственников помещений многоквартирных домов.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план.
В соответствии с пунктом 11 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр, уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.
Вместе с тем, доказательств обращения с соответствующим заявлением собственников помещений в многоквартирных домах истцом не представлено.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 64) право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН).
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
На основании п. 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 73) в силу названных выше норм права с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно п. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также относятся принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Частью 1 ст. 42 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества.
В соответствии со ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Суды установили, что корректировка проекта межевания территории квартала, ограниченного улицей Чистова, улицей 7-я Текстильщиков, улицей Шкулева, улицей Малышева, в границах которого расположены спорные МКД, утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 10.11.2009 N 5549.
В соответствии с материалами корректировки проекта межевания территории земельный участок (N 12 на плане межевания) площадью 3,40 га определен жилому комплексу со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой и согласно п. 8.7.6 "Единых методических указаний по разработке проектов межевания территории города Москвы" (действовавших на момент утверждения проекта межевания) на территорию установлено обременение "совместного использования" в связи с невозможностью разделения территории между зданиями и сооружениями, вызванной особенностями планировочной организации участка.
Границы земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:1010 соответствуют границам участка N 12 проекта межевания территории квартала.
Исходя из положений ст. 16 Закона N 189-ФЗ, ст. 7. ст. 39.20 ЗК РФ, ст. 36 ЖК РФ право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом возникает в силу закона, если земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием, в том числе для эксплуатации многоквартирного дома.
Суды пришли к выводу, что у собственников помещений рассматриваемых МКД право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0004007:1010 возникло в силу закона, а ведение ЕГРН, а также внесение или изменение сведений в ЕГРН о регистрации права общей долевой собственности на основании Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.
Суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А40-236683/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о передаче земельного участка в собственность города, установив, что право общей долевой собственности на участок возникло у собственников многоквартирных домов в силу закона. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны законными, так как истец не представил доказательства обращения с заявлением о формировании земельных участков.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф05-511/24 по делу N А40-236683/2022