г. Москва |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А40-112120/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Гречишкина А.А., Дербенева А.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-ЛАЙН" - Аснер Я.В. по доверенности от 20.05.2023,
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве - Баринова А.И. по доверенности от 22.05.2023, Прусакова Ю.Н. по доверенности от 06.06.2023,
рассмотрев 19.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-ЛАЙН"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ТЭК-ЛАЙН" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС N 29 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) от 18.01.2023 N 25-15/1392 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москвы обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 29.08.2023 и постановление от 08.11.2023 отменить, принять новый судебный акт, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, не выяснили все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москвы поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ООО "ТЭК-ЛАЙН" возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, в период с 28.01.2022 по 28.04.2022 Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организации ООО "ТЭК-ЛАЙН" (далее - Общество) за налоговый период - 2021 год (первичная декларация).
По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 25-15/9418 от 17.05.2022, в рамках которого установлено занижение суммы налога на имущество организаций за 2021 год на 330 609 рублей, в связи с чем предложено доначислить Обществу недоимку в соответствующем размере, а также пени в размере 1 951 рублей и привлечь его к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 16 531 рублей.
Не согласившись с указанным актом N 25-15/9418 от 17.05.2022 Общество обратилось с возражениями, по результатам рассмотрения которых налоговым органом было вынесено Решение N 25-15/1392 от 18.01.2023 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и предложено Обществу уплатить недоимку в размере 330 609 рублей и штраф в размере 7 292 рублей.
Общество, в рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (п. 2 ч. 1 ст. 138 НК РФ), обжаловало в установленном апелляционном порядке решение N 25-15/1392 от 18.01.2023, путем подачи жалобы в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве N 21-10/048545@ от 28.04.2023 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение незаконно и нарушает права и законные интересы общества.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.03.2023 N КУВИ-001/2023-57062161 кадастровая стоимость по состоянию на 30.06.2021 установлена в размере 488 173 268,29 руб. и подлежит применению с 01.01.2019 без исключения и изъятия в т.ч. в 2021 году.
Суд указал, что у налогового органа объективно отсутствовали правовые основания для применения в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2021 год сведений о кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 24.01.2022 N 2789 "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 29 ноября 2018 N 40557" по состоянию на 01.01.2018 в размере 561 642 030 рублей, что свидетельствует о неправильном применении ИФНС России N 29 по г. Москве положений налогового законодательства и ст. 18 Закона о ГКО.
Судом первой инстанции также принят во внимание факт того, что доводы, изложенные в решении Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве N 21-10/048545@ от 28.04.2023, основаны на нормах закона, не подлежащих применению.
В данном решении N 21-10/048545@ от 28.04.2023 сообщается, что порядок определения кадастровой стоимости регулируется нормами Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Указанный довод прямо противоречит положениям Закона о ГКО, содержание которого прямо устанавливает необходимость применения к отношениям, возникающим при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, с 01 января 2017 года положений Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, в решении Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве N 21-10/048545@ от 28.04.2023 содержится указание, что кадастровая стоимость в размере 561 642 029,58 руб. внесена 10.02.2020 в ЕГРН и применяется для целей налогообложения с 01.01.2019.
Однако, данное положение недостоверно, противоречит выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.03.2023 и ответу Публично-правовой компании "Роскадастр" от 07.03.2023 N 2.4-/05313/23. В указанном ответе сообщается, что сведения о кадастровой стоимости нежилого здания в размере 561 642 029,58 руб., определенной на основании Распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 24.01.2022 N 2789 "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 29 ноября 2018 N 40557", внесены в ЕГРН 10.02.2022 и применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, к отношениям, возникшим с 01.01.2023.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем с выводами судов по настоящему делу нельзя согласиться ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом судебные приказы, решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Судебный акт является законным и обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
Суд оценивает доказательства исходя из требований частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 Кодекса).
Вместе с тем в нарушение положений главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций не проверены все доводы возражений заявителя в отношении оспариваемого решения, а представленным в дело доказательствам не дана надлежащая оценка с учетом вышеперечисленных требований к оценке доказательств.
Как следует из фактических обстоятельств дела Обществу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 77:07:0012004:3623 расположенное по адресу г. Москва, ул. Рябиновая, д. 28А, стр.2.
В порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", заявитель обратился в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения заявления налогоплательщика, согласно п. 14 ст. 21 Закона о ГКО, вынесено удовлетворительное решение о необходимости перерасчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
В целях исполнения предусмотренного порядка исправления ошибки, Департаментом городского имущества г. Москвы было вынесено Распоряжение от 24.01.2022 N 2789 "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 29.11.2018 N 40557", которым в отношении нежилого здания определена кадастровая стоимость в размере 561 642 029,58 рублей.
Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
При этом согласно вышеуказанным статьям Кодекса в общем случае изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Вместе с тем, данное правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также изменением кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.
Таким образом, в случае внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (в том числе в результате исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости), сведения о такой кадастровой стоимости могут учитываться при определении налоговой базы по налогу в этом и предыдущих налоговых периодах с учетом положений пункта 15 статьи 378.2 Кодекса.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые: либо утверждены уполномоченным органом по результатам проведенной кадастровой оценки (ст. 24.17 данного Федерального закона), либо указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона.
При проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год налоговым органом установлено занижение Обществом налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0012004:3623, повлекшее неполную уплату налога на имущество организаций за проверяемый период.
В связи с чем, оспариваемым решением налогового органа N 25-15/1392 от 18.01.2023 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 7 292 рублей.
При расчёте суммы налоговых санкций Инспекцией учтено наличие обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, в связи с чем сумма штрафа, подлежащая начислению, уменьшена в 2 раза.
Заявителю доначислен налог на имущество организаций за отчетный период 2021 год в сумме 330 609 рублей.
Пунктом 1 Распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018" утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2018 согласно приложению N 1.
Согласно п. 4 Распоряжением от 29.11.2018 N 40557, указанное распоряжение вступает в силу с 01.01.2019 и соответственно, кадастровая стоимость, установленная данным распоряжением, применяется в целях налогообложения налогом на имущество организаций с 2019 года.
Под порядковым номером 4696647 приложения N 1 Распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557 указан кадастровый номер 77:07:0012004:3623 Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 24.01.2022 г. N 2789 "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 29 ноября 2018 г. N 40557" вносятся изменения в распоряжение Департамента от 29 ноября 2018 г. N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г.", изложив пункты 453926, 929991, 1531406, 1889682, 2267975, 2386929, 2780170, 2981662, 3732989,3786904,4013773, 4696647, 4975597, 5466949, 5841367, 6516617 приложения N 1 к распоряжению в редакции приложения к настоящему распоряжению.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 24.01.2022 N 2789 вступает в силу со дня его официального опубликования и устанавливает результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершённого строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории Москвы, по состоянию на 01.01.2018.
В том числе для объекта с порядковым номером 4696647 поименованного в приложении к Распоряжению Департамента городского имущества г. Москвы от 24.01.2022 г. N 2789 с кадастровым номером 77:07:0012004:3623.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 24.01.2022 г. N 2789 "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 29 ноября 2018 г. N 40557" кадастровая стоимость объекта недвижимости кадастровым номером 77:07:0012004:3623 установлена в размере 561 642 030 руб. по состоянию на 01.01.2018.
По данным имеющимся в Инспекции кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0012004:3623 в размере 561 642 030 руб. внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N 2789 от 24.01.2022 (Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 24.01.2022 г. N 2789).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дата начала применения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенных в ЕГРН, зависит от основания их внесения.
Анализ приведенных правовых норм законодательства о налогах и сборах, а также законодательства, регулирующего вопросы государственной кадастровой оценки, позволяет сделать вывод, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, между тем это общее правило не применимо к случаю, когда изменение кадастровой стоимости связано с исправлением технических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Судом первой и апелляционной инстанции не исследованы обстоятельства, повлекшие увеличения кадастровой стоимости, связаны ли они лишь с уточнением площади помещений в здании (часть 1 статьи 16 Закона о кадастровой оценке) или с утверждением новых результатов оценки в соответствии со статьями 15, 18 Закона о ГКО.
В материалах дела не представлено решение, акт или иной документ ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" подтверждающий основания перерасчета кадастровой стоимости.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, полно и всесторонне исследовать и оценить имеющиеся в деле доказательства, при необходимости принять меры к получению дополнительных доказательств и выяснению обстоятельств, приведенных в постановлении, проверить все заявленные сторонами доводы, принять судебный акт при правильном применении норм материального и соблюдении норм процессуального права, в котором указать мотивы, по которым суд согласился с доводами и возражениями участвующих в деле лиц или отклонил их, со ссылкой на нормы права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 по делу N А40-112120/2023 отменить. Направить дело N А40-112120/2023 на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил ранее принятые судебные акты, признав, что суды первой и апелляционной инстанций не исследовали все обстоятельства дела, касающиеся кадастровой стоимости объекта недвижимости. Суд указал на необходимость всестороннего анализа доказательств и доводов сторон при новом рассмотрении дела, подчеркнув нарушения норм материального и процессуального права.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф05-922/24 по делу N А40-112120/2023
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-922/2024
25.12.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71437/2024
25.09.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112120/2023
27.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-922/2024
26.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-922/2024
08.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70249/2023
29.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112120/2023