город Москва |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А40-103861/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Дербенева А.А., Нагорной А.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кривошеин А.В. по дов. от 09.01.2023; Соколова Е.П. по дов. от 19.01.2024,
от заинтересованного лица: Сурмин В.В. по дов. от 22.09.2023;
рассмотрев 04 марта 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение от 29 августа 2023 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 09 ноября 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению ООО "ДМГ МОРИ Рус"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании недействительным решения и об обязании принять к зачету расходы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДМГ МОРИ Рус" (далее - Заявитель, ООО "ДМГ МОРИ Рус", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Заинтересованное лицо, СФР, Фонд) о признании незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 24.03.2023 N 77212380000156 и об обязании принять к зачету расходы, произведенные ООО "ДМГ МОРИ Рус" в сумме 98 030,77 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2023 года заявление ООО "ДМГ МОРИ Рус" удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2023 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2023 года оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, в которой ответчик просит суд округа отменить решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, принять новый судебный акт, которым отказать ООО "ДМГ МОРИ Рус" в удовлетворении требований о признании решения Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 24.03.2023 N 77212380000156 недействительным; отказать ООО "ДМГ МОРИ Рус" в обязании Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ООО "ДМГ МОРИ Рус", в общей сумме 98030,77 руб.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 01 февраля 2024 года судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области было отложено на 12 февраля 2024 года.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2024 года судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области было отложено на 04 марта 2024 года.
Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.
Письменный отзыв, дополнения к отзыву представлены в материалы дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм процессуального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2023 года по делу N А40-103861/23 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судами, 14.02.2023 Фонд провел выездную проверку полноты и достоверности представленных страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения страхователя - ООО "ДМГ МОРИ Рус", о чем был составлен Акт N 77212380000154.
Проверкой установлено (пункты 10.2 и 10.2.1 Акта), что территориальным органом Фонда излишне понесены расходы в связи с назначением и выплатой застрахованным лицам - 98 030 руб. 77 коп., поскольку расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Модиной О.А. произведен ООО "ДМГ МОРИ Рус" с нарушением законодательства.
23.03.2023 Фондом составлен Протокол N 2 рассмотрения материалов выездной проверки.
24.03.2023 Фондом принято Решение N 77212380000156, согласно которому отказано в принятии к зачету расходов, понесенных СФР на выплату страхового обеспечения гр. Модиной О.А. в размере 98 030 руб. 77 коп., страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом в связи с представлением страхователем недостоверных сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения в сумме 98 030 руб. 77 коп.
Удовлетворяя заявление Общества, суды исходили из следующего.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе пособие по временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу служит наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В силу статьи 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (часть 3 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Следовательно, для назначения и исчисления пособий необходимо учитывать занятость застрахованного лица у нескольких страхователей в двух предшествующих календарных года.
Суды установили, что гр. Модина О.А. принята на работу в ООО "ДМГ МОРИ Рус" на условиях внешнего совместительства 21 января 2019 года. Больничный лист по беременности и родам совместителем был предоставлен для оплаты в ООО ДМГ МОРИ Рус". Совместитель направила ООО "ДМГ МОРИ Рус" заявление о назначении и выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с 01 октября 2020. Совместитель для расчета и выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет предоставила оригиналы справок по форме 182-Н от следующих работодателей:
- АО "Глобус-телеком" справка N ЗПЗП-000005 от 27.04.2020. Период работы в АО "Глобус-телеком" с 02.09.2014 по 14.12.2018. Сумма заработной платы в справке 182-Н указана за 2018 и 2019.
- АО "Авиакомпания "НордСтар" справка N НС00-000034 от 06.05.2020. Период работы в АО "Авиакомпания "НордСтар" с 26.06.2014 по дату наступления страхового случая - 01.10.2020, далее информации у ООО "ДМГ МОРИ Рус" не имеется.
Сумма заработной платы в справке 182-Н указана за 2018 и 2019. Совместитель предоставила из АО "Авиакомпания "НордСтар" справку, подтверждающую, что пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, не назначалось и не выплачивалось, отпуск по уходу за ребенком не предоставлялся.
Как указали суды, ООО "ДМГ МОРИ Рус" произвело расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исходя из положений частьи 2 и 3 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, действовавшего до 31.12.2021 включительно).
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к выводу об удовлетворении заявления ООО "ДМГ МОРИ Рус".
Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ООО "ДМГ МОРИ Рус" в общей сумме 98 030 руб. 77 коп.
При этом судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 данного Закона за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (часть 2 статьи 13).
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (часть 2.1 статьи 13).
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 названной статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 данной статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (часть 2.2 статьи 13).
Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией (часть 5 статьи 13).
В силу части 5.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
В соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия (часть 1).
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде (часть 3 статьи 14).
Частью 3.2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Частью 3.2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ также установлено, что в случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.
Исходя из заявленных истцом требований в части обязания ответчика принятия к зачету расходы на выплату страхового обеспечения в общей сумме 98 030 руб.77 коп. и доводов об обязанности полного возмещения истцу утраченного заработка за весь период временной нетрудоспособности посредством выплаты ей пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% его среднего заработка суду с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права следовало установить юридически значимые по настоящему делу обстоятельства, а именно: правильно ли применительно к положениям статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ определены размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате истцу и механизм расчета утраченного гр. Модиной О.А. заработка для выплаты ей пособия по временной нетрудоспособности работодателем, в том числе исходя из сведений о ее заработной плате, из размера которой было рассчитано пособие по временной нетрудоспособности, и иные документы, связанные с механизмом расчета размера и порядком выплаты истцу названного пособия, с установлением обстоятельств, связанных с правом на получение пособия, учтя, что гр. Модина О.А. продолжает работать в АО Авиакомпания "НордСтар", установить на каких условиях, дав оценку как эти обстоятельства влияют (не влияют) на расчет пособия, кроме того, установить - на какой промежуток рабочего времени произведено сокращение рабочего дня в ООО "ДМГ МОРИ РУС", дать оценку после установления данных обстоятельств, являются (не являются) учитываемыми при данных обстоятельствах правовые позиции, изложенные в Определениях Верховного Суда Российской Федерации: от 25.10.2021 N 310-ЭС21-19325 по делу N А54-9850/2019, от 29.06.2021 N 304-ЭС21-9343 по делу N А45-2445/2020, от 21.06.2021 N 309-ЭС21-8825 по делу N А50-12245/2020, от 05.04.2021 N 301-ЭС21-2673 по делу N А39-1110/2020, от 31.03.2021 N 306-ЭС21-2336 по делу N А55-35015/2019, от 11.02.2021 N 309-ЭС20-23288 по делу N А50-800/2019, от 15.01.2021 N 302-ЭС20-21221 по делу N А69-3943/2019.
Между тем в нарушение АПК РФ суд не определил приведенные обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.
Таким образом, выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
Поскольку суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что для разрешения спора требуется установление обстоятельств дела и оценка доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в Арбитражный суд города Москвы на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 АПК РФ следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, кассационная коллегия, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 августа 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2023 года по делу N А40-103861/23 - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, признав необходимым установить дополнительные обстоятельства, имеющие значение для дела о признании недействительным решения фонда социального страхования и обязательстве принять к зачету расходы на выплату пособия. Дело направлено на новое рассмотрение для оценки всех доводов и доказательств сторон.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2024 г. N Ф05-34919/23 по делу N А40-103861/2023