г. Москва |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А41-3983/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 18.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В. Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "Меридиан": Некучаев С.А. по доверенности от 11.03.2024, паспорту;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Щипова А.Д. по доверенности от 18.12.2023, паспорту;
от ГУКН Московской области: не явился, извещён;
от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещён;
от Рослесхоза: Гаптулин А.Н. по доверенности от 14.06.2023, паспорту;
рассмотрев 12.03.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Меридиан"
на постановление от 16.11.2023 Десятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А41-83587/2021
по заявлению ООО "Меридиан"
к Комитету лесного хозяйства Московской области
третьи лица: ГУКН Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Рослесхоз,
о признании незаконным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - ООО "Меридиан", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) с требованиями: признать незаконным решение от 08.12.2022 об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях ЕГРН; обязать Комитет лесного хозяйства Московской области привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0010333:604 площадью 353266 кв. м +/- 208 кв. м, расположение: Московская область, г. Солнечногорск, д. Болдино в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре ЕГРН, путем внесения в государственный лесной реестр записи об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0010333:604 в части наложения границ указанного земельного участка с границами земель лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУКН Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Рослесхоз.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.07.2023, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 решение суда первой инстанции отменено, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители комитета и Рослесхоза возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:09:0010333:604, расположенного по адресу: 141503, Московская область, г. Солнечногорск, д. Болдино (далее - земельный участок), общей площадью 353266 кв. м +/- 208 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.08.2021.
В соответствии с данными Выписки земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Права собственности на земельный участок возникли до 01.01.2016. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно справке N Р001-5772320203-52621082 от 01.12.2021, выданной комитетом, существует наложение земельного участка на земли лесного фонда, общей площадью 122 651,98 кв. м.
01.12.2021 общество обратилось в комитет о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0010333:604.
Решением от 14.12.2021 комитет отказал в предоставлении государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, поскольку земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, территории объекта культурного наследия Усадьба Татищева, 1-я пол. XVIII.
24.11.2022 общество повторно обратилось в комитет с заявлением о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0010333:604.
Решением от 08.12.2022 комитет вновь отказал в предоставлении государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, поскольку земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, территории объекта культурного наследия Усадьба Татищева, 1-я пол. XVIII.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции указал, что комитет представил в материалы дела схему наложения, подготовленную с использованием РГИС Московской области (ИСОГД), согласно которой спорный земельный участок частично расположен в особо охраняемой природной территории, территории объекта культурного наследия Усадьба Татищева, 1-я пол. XVIII.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции указал, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 ЛК РФ и пунктом 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу статьи 69.1 ЛК РФ и п. 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Указанные документы сами по себе, без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании данных документов не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
При этом таксационное описание относится к таксационным материалам, носящий технический характер.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что надлежащая лесоустроительная документация в материалы дела не представлена, доказательств сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0010333:604 с координатами границ местоположения лесного участка на основании документов лесоустройства в материалах также не имеется.
Судом первой инстанции исходил из того, что положения части 3 статьи 14 Закона о переводе земель применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 статьи 14 Закона о переводе земель).
Суд первой инстанции с учетом позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О, пришел к выводу, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП), а так как факт наложения границ земель лесного фонда на границы участка с кадастровым номером 50:09:0010333:604 выявлен в 2021 году, то имеются основания для удовлетворения требований.
Также суд первой инстанции указал, что в оспариваемом решении комитета от 08.12.2022 имеется указание, что информация о принятом решении направляется в Рослесхоз для принятия решения о защите имущественных прав Российской Федерации в судебном порядке.
Установив, что на момент обращения общества с заявлением от 24.11.2022 в комитет лесного хозяйства Московской области, равно как и на момент предъявления рассматриваемого заявления в арбитражный суд и рассмотрения настоящего спора по существу, имущественные требования в целях защиты права собственности Российской Федерации на спорный лесной участок Рослесхозом не заявлены, суд пришел к выводу, что Комитет лесного хозяйства Московской области не имел достаточных правовых оснований для отказа в приведении сведений государственного лесного реестра в соответствии со сведениями ЕГРН, изложенного в решении от 08.12.2022.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Положения части 3 статьи 14 Закона о переводе земель распространяются на решение вопроса о возможности устранения, возникшей в силу противоречия сведений ЕГРН и ГЛР реестровой ошибки в пользу правообладателей нелесных участков. В таком случае Росреестр обязан уведомить Рослесхоз, а Рослесхоз вправе проверить наличие оснований для оспаривания возникшего права. Если в течение трех месяцев в Росреестр со стороны Рослесхоза не поступят документы, свидетельствующие об обращении в суд, или поступило сообщение Рослесхоза об отсутствии оснований для судебного оспаривания права, устранение реестровой ошибки осуществляется в общем порядке.
Если пересечение границ лесных участков и земельных участков, указанных в части 6 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) выявлено при осуществлении государственной регистрации прав на земельный участок, то государственным регистратором прав:
- принимается решение о приостановлении осуществлении государственной регистрации прав на основании пункта 20 части 1 статьи 26 Закона о регистрации;
- в случае если в течение трех месяцев с момента направления в Рослесхоз решения о необходимости устранения реестровой ошибки в орган регистрации прав не поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок, принимается решение об осуществлении государственной регистрации прав с одновременным изменением границ лесного участка на оснований решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН;
- в случае если в течение трех месяцев с момента направления в Рослесхоз решения о необходимости устранения реестровой ошибки в орган регистрации прав поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок, принимается решение об отказе в государственной регистрации прав.
Приоритет сведений ЕГРН по отношению к сведениям ГЛР может быть распространен на подобный спор при соблюдении следующих условий: права ответчика либо предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года; участок не расположен в границах земельных участков, перечисленных в пункте 6 статьи 14 Закона о переводе земель; а в случае расположения в данных границах сведения о выявленном наложении доведены Росреестром до Рослесхоза и в течение трех месяцев от Рослесхоза не поступило уведомление об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права.
Суд апелляционной инстанции учитывая, что участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, доказательств обратного в материалы дела не представлено, а также, что уведомления Росреестра в адрес Рослесхоза о выявлении пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда для целей применения части 8 статьи 14 Закона о переводе земель не поступали, исходил из того, что суд первой инстанции не обоснованно пришел к выводу об истечении трехмесячный срока для судебного оспаривания права и возможности приведения сведений ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН.
Также суд апелляционной инстанции указал, что ООО "Меридиан" за исправлением реестровой ошибки не обращалось, в связи с чем оснований для применения части 8 статьи 14 Закона о переводе земель не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А41-3983/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение апелляционного суда, отказав в удовлетворении требований о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие с данными ЕГРН. Суд установил, что земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории, а также отсутствуют доказательства о необходимости судебного оспаривания прав на данный участок.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2024 г. N Ф05-2761/24 по делу N А41-3983/2023