г. Москва |
|
26 марта 2024 г. |
Дело N А40-139657/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Федуловой Л. В.,
судей Аталиковой З.А., Красновой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Тарасова Сергея Геннадьевича - Капыт М.Ф. (доверенность от 22.04.2021);
от Департамента городского имущества города Москвы - Новиков М.А. (доверенность от 27.12.2023);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тарасова Сергея Геннадьевича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А40-139657/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Тарасова Сергея Геннадьевича
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тарасов Сергей Геннадьевич (далее - предприниматель, ИП Тарасов С.Г., истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением
- о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) от 15.05.2020 N 15045 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 11.09.2017 N 29626 в части включения в перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, по адресу: г. Москва, улица Маршала Новикова, дом 4, корпус 1, общей площадью 156,5 (цоколь, пом. VI, ком. 1-9; пом. VII, ком. 1-3, 5-9) кадастровый номер: 77:08:0009011:5307;
- о признании незаконным отказа Департамента в реализации преимущественного права, оформленного письмом от 14.06.2022 N 33-5-97929/23-(0)-2;
- об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем исключения объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, по адресу: г. Москва, улица Маршала Новикова, дом 4, корпус 1, общей площадью 156,5 (цоколь, пом. VI, ком. 1-9; пом. VII, ком. 1-3, 5-9) кадастровый номер: 77:08:0009011:5307, из перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, утвержденного Распоряжением Департамента от 11.09.2017 N 29626.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ИП Тарасов С.Г. обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Департамента возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом и предпринимателем заключен договор аренды от 15.01.2021 N ЭТ09-00020/21 нежилого помещения площадью 156,5 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Маршала Новикова, д. 4, корп. 1, на основании распоряжения Департамента от 15.09.2020 N 30379 и выписки из протокола аукциона от 29.12.2020.
01.06.2023 предприниматель обратился в Департамент с заявлением о намерении реализовать преимущественное право покупки в отношении арендуемого объекта недвижимого имущества.
14.06.2023 Департамент письмом N 33-5-97929/23-(0)-2 отказал заявителю в реализации преимущественного права выкупа, мотивировав тем, что арендуемое предпринимателем нежилое помещение внесено в Перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренный частью 4 статьи 18 федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", на основании распоряжения Департамента от 15.05.2020 N 15045.
Полагая отказ Департамента незаконным, предприниматель обратился в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N159-ФЗ) преимущественное право на приобретение арендуемого имущества может быть реализовано субъектами малого и среднего предпринимательства при условии, что арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В случае, предусмотренном частью 2.1 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ, заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства при условии, что арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества (п. 1); арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления (п. 2).
Приняв во внимание, что спорное помещение передано по договору аренды от 15.01.2021, при этом включено в Перечень на основании распоряжения Департамента от 15.05.2020 N 15045, суды пришли к выводу о том, что общество вправе осуществить предусмотренное право на выкуп при условии непрерывного владения указанным помещением по договору аренды в течение трех лет, по истечении пяти лет со дня включения в Перечень, а именно: не ранее 14.05.2025.
Поскольку общество обратилось с заявлением 14.06.2023, то есть до истечения данных сроков, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности принятого Департаментом отказа.
Довод общества о том, что распоряжение Департамента от 15.05.2020 N 15045 не было опубликовано, отклонен судами исходя из того, что пунктом 6 статьи 20 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что распоряжения Мэра Москвы, Правительства Москвы, распоряжения и приказы заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не указано в самом правовом акте.
Также суды отметили, что согласно извещению о проведении аукциона, входящему в состав документации, в отношении объекта нежилого фонда указано, что он включен в Перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренный частью 4 статьи 18 Федерального закона 209-ФЗ.
Поскольку в соответствии с заявкой, подаваемой заявителем на участие в аукционе, заявитель подтвердил, что на дату подписания заявки ознакомлен с порядком проведения аукциона в электронной форме, порядком перечисления задатка, проектом договора аренды, документацией об аукционе по объекту нежилого фонда, выставленному на аукцион и согласен на участие в аукционе на предложенных условиях, суды пришли к выводу о том, что принимая решение об участии в аукционе, предприниматель должен был ознакомиться с документацией об аукционе, в которой содержатся сведения о включении предмета аренды в Перечень.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, одним из которых является Федеральный закон N 159-ФЗ.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества установлены Федеральным законом N 159-ФЗ.
Статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ установлена совокупность условий, при которых субъектом малого и среднего предпринимательства может быть реализовано преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", при одновременном соблюдении четырех условий, предусмотренных этой статьей, в частности если:
- арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 этого Закона (пункт 1);
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в случае, предусмотренном частью 2.1 статьи 9 этого Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления (пункт 2).
Согласно части 2.1 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в Перечень, при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ Перечень в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" (далее - Закон о правовых актах города Москвы) правовыми актами города Москвы являются официальные документы, принятые жителями города Москвы на референдумах города Москвы, принятые (изданные) органами государственной власти города Москвы (должностными лицами города Москвы), содержащие положения нормативного характера и (или) индивидуального действия и направленные на регулирование общественных отношений.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о правовых актах города Москвы к подзаконным правовым актам города Москвы относятся правовые акты, направленные на реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, иных нормативных правовых актов города Москвы.
К подзаконным правовым актам относятся, в числе прочего, приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы (подпункт 6 части 3 статьи 4 Закона о правовых актах города Москвы).
Как следует из части 2 статьи 19 Закона о правовых актах города Москвы, официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в сети Интернет.
При этом если правовой акт не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то правовой акт вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования (часть 9 статьи 20 Закона о правовых актах города Москвы).
Одновременно с этим Постановлением Правительства Москвы от 20.04.2017 N 211-ПП (далее - Постановление N 211-ПП) утвержден Порядок формирования, ведения и опубликования Перечня.
В силу пункта 2.5 Постановления N 211-ПП формирование и ведение перечней основывается на следующих основных принципах: достоверности данных и легитимности источников информации, используемых для ведения перечней; возможности оперативного доступа к сведениям перечней; ежегодной актуализации перечней до 1 ноября текущего года.
Согласно пункту 2.7 Постановления N 211-ПП ведение перечней осуществляется заинтересованным лицом в электронной форме.
Перечень и все внесенные в него изменения подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации в течение 10 рабочих дней со дня утверждения (пункт 3.1.4.1 Постановления N 211-ПП) и опубликованию в отдельном разделе на официальном сайте заинтересованного лица в сети Интернет в течение 3 рабочих дней со дня утверждения (пункт 3.1.4.2 Постановления N 211-ПП).
В Перечень вносятся сведения только о недвижимом имуществе, свободным от прав третьих лиц (п. 3.1.1.1 Постановления N 211-ПП).
В свою очередь несоответствие имущества данному критерию является основанием для его исключения из Перечня (пункты 3.1.2, 3.1.2.4 Постановления N 211-ПП).
Вместе с тем судами не установлена дата опубликования распоряжения Департамента от 15.05.2020 N 15045 в установленном порядке в отношении спорного помещения.
Однако данный вопрос является существенным, поскольку позволяет установить, действовало ли на дату проведения аукциона и на дату заключения договора аренды объекта спорное распоряжение.
Согласно абз. 2 пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
В случае если на дату опубликования распоряжения объект уже принадлежал заявителю на праве аренды по договору, учитывать, что в Перечень вносятся сведения только о недвижимом имуществе, свободным от прав третьих лиц (п. 3.1.1.1 Постановления N 211-ПП). В свою очередь несоответствие имущества данному критерию является основанием для его исключения из Перечня (пункты 3.1.2, 3.1.2.4 Постановления N 211-ПП).
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу статей 287, 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить дату публикации распоряжения Департамента от 15.05.2020 N 15045 в установленном порядке в отношении спорного помещения; установить, было ли приложено распоряжение от 15.05.2020 к лотовой документации, с учетом установленных обстоятельств исследовать правомерность принятого Департаментом отказа, установить входящие в предмет доказывания по спору обстоятельства, с учетом установленного принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А40-139657/2023 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил предыдущие решения, установив, что суды первой и апелляционной инстанций не учли все обстоятельства дела, включая дату публикации распоряжения о включении имущества в перечень. Суд указал на необходимость повторного рассмотрения дела с учетом всех фактов и правомерности отказа в реализации преимущественного права выкупа.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 марта 2024 г. N Ф05-2968/24 по делу N А40-139657/2023
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2968/2024
27.08.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45348/2024
29.05.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-139657/2023
26.03.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2968/2024
23.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74237/2023
02.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-139657/2023