город Москва |
|
27 марта 2024 г. |
Дело N А40-97344/23-130-751 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Московская чайная фабрика": Горячевой Н.В. (дов. от 24.11.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Алиевой Х.Н. (дов. N Д-19/2024 от 15.01.2024 г.);
рассмотрев 20 марта 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2023 г.,
по делу N А40-97344/23-130-751
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Московская чайная фабрика"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Московская чайная фабрика" (далее - ООО "Московская чайная фабрика", общество, заявитель) является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001001:10607 (общей площадью 22 301 кв.м) и 77:04:0001001:10608 (общей площадью 793 кв.м), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - пищевая промышленность (6.4) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), для размещения объектов торговли, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Боровая (далее - земельные участки).
30 ноября 2022 г. ООО "Московская чайная фабрика" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001001:10607 и 77:04:0001001:10608, предусмотренного Правилами землепользования и застройки территории города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП (далее - ПЗЗ) на "пищевая промышленность (6.4) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)" (номера заявлений N КУВД-001/2022-53488195, N КУВД-001/2022-53486783).
Уведомлениями от 02 декабря 2022 N КУВД-001/2022-53488195/1, N КУВД-001/2022-53486783/1 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении земельных участков в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 2 части 4, частью 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 02 марта 2023 г., с указанием на то, вид разрешенного использования земельного участка не соответствует ПЗЗ и о направлении в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура) запроса в рамках получения информации о видах разрешенного использования; в Департамент городского имущества города Москвы запроса для получения сведений о плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлениями от 02 марта 2023 г. N КУВД-001/2022-53488195/3, N КУВД-001/2022-53486783/4 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ООО "Московская чайная фабрика обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанных отказов незаконными и обязании Управление Росреестра по Москве в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Московская чайная фабрика" в установленном законом порядке, путем установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001001:10607 и 77:04:0001001:10608 вида разрешенного использования: "пищевая промышленность (6.4) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2023 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Московская чайная фабрика" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Московская чайная фабрика" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона о государственной регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Из части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на один из предусмотренных регламентом видов для данной территориальной зоны.
Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения не основаны на положениях действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001001:10607 и 77:04:0001001:10608.
Судами установлено, что земельные участки образованы в результате раздела участка с кадастровым номером 77:04:0001001:10531 (раздел произведен в 2018 году), который образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001001:138 (раздел произведен в 2017 году).
Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001001:138, общей площадью 34 805 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Боровая, вл. 3, ранее имел вид разрешенного использования: "для проектирования, строительства, реконструкции многофункционального производственно-делового комплекса (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" и был передан обществу по договору аренды от 30 декабря 2003 г. N М-04-025495 в пользование на условиях аренды для эксплуатации зданий и строений в производственных целях и для проектирования, строительства реконструкции многофункционального производственно-делового комплекса, установленный в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 17 июня 2009 г. N 1260-РП.
Дополнительным соглашением от 21 декабря 2009 г. к договору аренды от 30 декабря 2003 г. N М-04-025495 целевое назначение земельного участка было изменено: "для эксплуатации зданий и строений в производственных целях и для проектирования, строительства и реконструкции многофункционального производственно-делового комплекса".
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2014 г. по делу N А40-161658/2013, в рамках которого обществом оспаривался отказ Департамента городского имущества города Москвы в выкупе занимаемого ООО "Московская чайная фабрика" земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001001:138, оформленный письмом от 17 октября 2013 г. N ДГИ-1-105764/13-1, обществу был представлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001001:138, площадью 35 791 кв.м, по адресу: г. Москва, Боровая улица, вл. 3, в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка для эксплуатации производственно-складских и административных зданий, относящийся к категории земель населенных пунктов и видом разрешенного использования "пищевая промышленность (6.4) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)", деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)" вместо ранее установленного "для проектирования, строительства, реконструкции многофункционального производственно-делового комплекса (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Сведения о таком виде разрешенного использования были внесены в информационные системы Единого государственного реестра до утверждения Постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы" 26 мая 2015 г. на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 20 апреля 2015 г. N 5368, что подтверждается письмом ПКК "Роскадастр" (о предоставлении сведений от 13 февраля 2023 г. N вх. 03907/23).
Таким образом, ООО "Московская чайная фабрика" вправе использовать земельные участки с кадастровыми номерами 77:04:0001001:10607 и 77:04:0001001:10608 для размещения складов (вид разрешенного использования: "склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)", поскольку такой вид разрешенного использования был установлен до утверждения градостроительного регламента.
Судами также указано на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:04:0001001:10607 и 77:04:0001001:10608 фактически не используются для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (вид разрешенного использования: "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), такой вид разрешенного использования также не предусмотрен ПЗЗ.
В соответствии с ПЗЗ земельные участки с кадастровыми номерами 77:04:0001001:10607 и 77:04:0001001:10608 расположены в границах территориальной зоны, предусматривающей виды разрешенного использования земельного участка с кодом: 6.11; 6.2; 6.2.1; 6.3; 6.3.1; 6.4; 6.5; 6.6; 6.7; 6.8.
На спорном земельном участке не велось и не ведется деловой, административной, коммерческой деятельности, следовательно, один из видов разрешенного использования земельного участка - "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7) был установлен необоснованно. Кроме того, установленный в отношении земельного участка вид разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7) не предусмотрен ПЗЗ.
Вышеуказанные объекты использовались и используются в целях обеспечения производственной деятельности ООО "Московская чайная фабрика". Одним из видов деятельности общества является деятельность по производству чая и кофе (10.83 производство чая и кофе).
Судами также указано на то, что в соответствии с Порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2013 г. N 593-ПП, для вида разрешенного использования пищевая промышленность (6.4) плата не взимается.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Москве законных оснований для отказа в удовлетворении заявления общества о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001001:10607 и 77:04:0001001:10608 в части указания вида разрешенного использования "пищевая промышленность (6.4) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2023 г. по делу N А40-97344/23-130-751 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании незаконными отказов регистрационного органа в изменении вида разрешенного использования земельных участков, указав на наличие всех необходимых документов у заявителя. Суд установил, что оспариваемые решения нарушают права и законные интересы общества, поскольку ранее установленный вид использования соответствует действующему законодательству. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 марта 2024 г. N Ф05-3823/24 по делу N А40-97344/2023